Найти тему
"Театральный чердак"

"Самая счастливая" - отзыв о спектакле Калининградского драматического театра

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

«Самая счастливая» - спектакль, который работает с темой счастья, что в целом-то сейчас нечасто встречается. Особенно в нынешнем году театры повально ставят и говорят о смерти, а здесь – о жизни. Да, спектакль не новый – поставили его три года назад, но! - в разгар пандемии, когда как раз жизнеутверждающего настроения не хватало. И вот здесь хватает – еще как.

Создатели спектакля:
Режиссер, художник-постановщик: Леонид Алимов
Художник по свету: Семён Машаров
Музыкальное оформление: Леонид Алимов, Альберт Халмурзаев
Педагог по вокалу: Вероника Покровская

Зрители будто вместе с героинями оказываются на посиделках на кухне, где разговоры о личном и песни гармонично сменяют друг друга. Кухня эта представлена весьма условно: невысокий открытый помост в центре сцены, на нем стол и три стула на переднем плане, вешалка и телевизор – на заднем. Набросок дома, достаточный для этой истории. Пространство же этого дома гораздо шире – оно распространяется на всю площадь сцены, где по бокам стоят домашние цветы в кадках, а позади – пианино для Домового. Если не заглянуть в программку, то догадаться, что это Домовой почти нереально (по крайней мере, очень сложно), но когда персонаж уже определен – это восторг. Всем бы такого Домового, который во время посиделок аккомпанирует гостям на пианино (артист Альберт Халмурзаев))) Кроме Домового в спектакле еще три мужских персонажа – Ихтиандр, Космонавт и Министр (несбывшиеся любови героинь) – всех их играет артист Алексей Грызунов. И три героини в исполнении актрис Надежды Ильиной, Галины Лукиной и Людмилы Зиновьевой.

Репетиция Дня космонавтики в самом разгаре: обратите внимание, на этом фото есть Домовой. Фото - Геннадий Филиппович
Репетиция Дня космонавтики в самом разгаре: обратите внимание, на этом фото есть Домовой. Фото - Геннадий Филиппович

Спектакль достаточно простой и по форме, и по сценическому оформлению, и по литературной основе. Порой, даже слишком предсказуемый – сам формат пьесы для нескольких актрис старшего возраста стандартный, и драматург Евгений Унгард не стал изобретать что-то новое: каждая героиня рассказывает свою историю по очереди, а объединяет их в пространстве какое-то незначительное событие – только для того, чтобы драматургически был повод оказаться вместе и начать говорить. Здесь этот повод – репетиция празднования Дня космонавтики, который должен состояться назавтра в сельском клубе. Поэтому жизненные истории забавно переплетаются с большими информационными кусками о покорении космоса и Юрии Гагарине. Сперва кажется, что счастье в жизни так же далеко, как космос. А потом оказывается, что оно всегда часть жизни, как мы всегда – часть Вселенной. Мысль эта не зашифрована в ткани спектакля, не метафорична и не требует от сидящих в зале усилий сопоставления/разгадывания – «Самая счастливая» говорит со зрителем прямолинейно, открыто и искренне. И в этом есть особая прелесть спектакля, который не прыгает выше головы, а вместо этого честно выполняет то, на что способен.

При, казалось бы, невыигрышных вводных, спектакль приятно удивляет и обладает главной ценностью театра, часто обидно забываемой режиссерами, – разнообразными, глубокими и полноценными актерскими работами. Теми, которые раскрывают актеров, а не выезжают на штампах. И да, воплотить за 2 часа на сцене глубину жизни непримечательной женщины из глухой провинции, мечтающей и о своем счастье, и о своих звездах, может быть, задача посложнее, чем воплотить трагедию той же Офелии. Особенно, если порой всё же приходится вступать в неравный бой с материалом – и текстом, и пресловутыми предлагаемыми обстоятельствами.

Фото - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Что в помощь:

Песни. Песен много – классных, старых, трогающих за душу. Главное – чудесно исполненных: актрисы старшего поколения калининградского драматического прекрасно поют и для меня это стало приятных открытием на этом спектакле.

Ностальгическая атмосфера происходящего. Отчасти из-за песенного репертуара, отчасти из-за предметов интерьера и дискошара.

Свет. Тот же дискошар удачно создает космическую сказочность.

Заигрывание со зрителем. Вообще прием довольно сомнительный, потому что всегда очень высокий риск скатиться в пошлость или спекулятивность. Здесь же это оказывается довольно смешно (жанр предполагает). В тот день, когда я смотрела спектакль, еще и жизнь помогла – зал взрывался смехом, когда в порыве импровизации Ихтиандр (читай – герой с огромной акульей головой) преследовал одну из неожиданно заплутавших зрительниц в проходе партера: удачно, что у всех участников оказалось прекрасное чувство юмора. Так что этот простой прием неплохо будоражит зал в условиях отдельно взятого спектакля.

За безудержный смех, в основном, отвечают, мужские персонажи (два исполнителя играют всех мужчин этой истории). За лирику и драматизацию – женские. И это не только режиссерское решение – поэтому самое время поговорить об обратной стороне… какого-то космического объекта, если не выбиваться из темы))

Что – «неравный бой»:

Жанр обозначен вполне точно – лирическая комедия. С лирикой, кажется, все понятно – вспоминать прожитые годы проще всего лирично. С комедией сложнее – да, нередко очень смешно. Но могло бы быть смешно гораздо чаще, причем вовсе не в ущерб спектаклю, а только в плюс: не было бы ни единого момента заскучать. Пока же очень много комедийного потенциала истории остается лишь потенциалом. А именно: тексты героинь, как уже говорилось, мини-рассказы о жизни. И вот один такой рассказ выстроен автором по всем законам новеллы – с обостренным сюжетом, с яркой кульминацией, с почти стендаповским юмором – а два других тонут в последовательной повествовательности с редкими всплесками подобных моментов. Соответственно, режиссерски новелла тоже подсвечена ярче – и потому эта история рассказывается динамичнее, воспринимается легче и вызывает громкий смех совсем не в ущерб сочувствию и эмоциональному подключению к героине.

Много пьют. Да, это добавляет реализма (кто не пьет в селе, да еще репетируя праздник на кухне), но художественного оправдания, на мой взгляд, недостаточно. И оттого жаль, что долгожданная встреча с собственными мечтами – героини на мгновение «встречаются» в своих иллюзиях с теми, в кого были влюблены всю жизнь – это всего лишь галлюцинации от отравления паленой водкой.

Спектакль хоть и не нуждается в сложных сценографических решениях, но уж слишком стандартная и универсальная сценография получилась – кажется, подойдет еще десяткам других спектаклей.

-5

Что в итоге:

Еще одно неожиданное открытие. Формат подобных спектаклей и точка зрения подобных пьес обычно рассчитаны на зрителей (даже больше зрительниц) за 50. Здесь же все повернуто таким образом, что история становится актуальной не только для них, и даже не столько для них – а во многом для поколения 30-35-40-летних. Для героинь спектакля жизнь будто бы случилась с другими, а не с ними: другие сделали карьеру, выбились в люди, вышли замуж, родили детей, встретили любовь. И это ощущение – несовпадения ожиданий и реальности – сегодня актуальные чувства более молодого поколения, чьи мечты и желания сбываются прямо сейчас у кого-то другого, но не у них, а у них есть что-то, что, вероятно, хотели и желали другие. И никто не ходит на встречи одноклассников, и потому так популярен стендап с его болью, гипертрофированно выраженной в формате «посмеяться над собой» и навязшей фразой «похлопайте, у кого было так».

Микрофон на сцене оказался больше для песен, чем для стендаповских монологов (хотя в этом качестве тоже немного задействован).

Спектакль вопреки устоявшимся стереотипам (безусловно, требующим слома) утверждает, что счастье женщины не в наличии мужчины рядом, а в наличии любви в жизни (чуть-чуть не хватило до того, чтобы поднять уровень до общечеловеческого). И даже если бы любви не было, ее стоило бы придумать. Собственно, так и сделали героини, не потеряв жажды жизни. Жизнеутверждающий спектакль.

Зрители приняли спектакль очень хорошо. Неожиданно и приятно, что в зале было достаточно много людей среднего возраста, не старшего. Артистов благодарили громкими долгими аплодисментами, затем обсуждали в фойе: «Самая счастливая» для многих стала толчком вспомнить что-то из своей жизни и поделиться этим со спутником, или по-иному взглянуть на свою ситуацию. Звучало «мне понравилось», «а мне зашло», «хорошая история»...

Главное же, о чем говорит этот спектакль: жизнь все же может быть очень счастливой, если в ней есть любовь.

Фото  - Геннадий Филиппович
Фото - Геннадий Филиппович

Если пропустили - вот тут я рассказывала, как собиралась пойти на этот спектакль:

А здесь модно почитать про новый моноспектакль Алексея Грызунова по рассказам Шукшина:

Вам также может быть интересно почитать о других спектаклях:

Калининградский драматический театр | "Театральный чердак" | Дзен
Забайкальский драматический театр | "Театральный чердак" | Дзен
«Золотая Маска» закрывается?
"Театральный чердак"24 октября 2023