Найти в Дзене

Штормовое плавание по методике Скипа Новака. Часть 7: Конструкция парусов

Лучший парус для дальних круизов в тяжелую погоду — не обязательно новейший ламинированный, говорит Скип.

Передние паруса с высокоподнятым шкотовым углом для регулировки при частично закрученном состоянии
Передние паруса с высокоподнятым шкотовым углом для регулировки при частично закрученном состоянии


Для серьезных кругосветных круизов, где встреча со штормовым плаванием неизбежна, надежность оборудования первостепенна. Выбор материала — главное соображение, но дьявол кроется в деталях.

Параметры: форма паруса, вес, долговечность, ремонтопригодность и стоимость.

С современными ламинированными тканями, а в экстремальных случаях бесшовными, форма паруса будет идеальной. Это оптимизирует производительность и означает меньший вес наверху. Классические полиэфирные ткани, такие как дакрон, со временем растягиваются, и хотя это менее проблематично с гротом на полных латах, но стакселя и генуи могут выглядеть довольно мешковато после многих миль эксплуатации.

Если вы можете позволить себе заплатить примерно вдвое больше за ламинированные высокотехнологичные паруса вместо полиэстерных — хорошо, но вы должны учитывать недостатки.

Хотя современные ткани с улучшенными технологиями ламинирования теперь служат дольше, нет сомнений, что на хорошем комплекте парусов из полиэстра вы пройдете больше расстояние за многолетний срок. Благодаря более гибкой материи, складывание, образование складок и, что более важно, хлопанье будут оказывать на них менее пагубное воздействие, чем на ламинированные паруса, где все упомянутые действия имеют тенденцию разрушать связи в ламинате.

Грот с полными латами
Независимо от того, какую ткань вы выберете, грот с полными латами обязателен не только для лучшей формы, но и чтобы предотвратить хлопанье при рифлении, когда парус развевается на ветру. Однако стакселя и генуи более подвержены повреждениям, и на яхтах Pelagic у нас есть правило: независимо от условий, мы встаем на курс бакштаг при уборке или постановке передних парусов, чтобы снять нагрузку, успокоить парус и затем использовать закрутку под полным контролем.

Чтобы дать вам ориентир их службы при таком обращении: наш первый комплект парусов на Pelagic Australis прослужил 150 000 миль за шесть или семь лет. Мы заменили их только тогда, когда материал начал разрушаться от УФ-деградации.
ссылка на видео

Установите каретки  на грот, чтобы облегчить его подъем.
Установите каретки на грот, чтобы облегчить его подъем.

Если вы понимаете приведенное выше сравнение, то некоторая жертва в эффективности парусов может быть оправдана при продолжительном круизинге в дальних районах. Большое преимущество — простота ремонта. Все паруса, как полиэстер, так и гибридные ламинированные, нуждаются во внимании из-за истирания и просто износа. Оба типа могут быть порваны при неправильном обращении или если непогода застала вас врасплох с излишней площадью парусов.

В море мало что можно сделать с сильно поврежденными ламинированными парусами. Материал их чрезвычайно жесткий, поэтому спущенный на палубу парус сразу становится неудобным для манипуляций. Во влажной среде ремонт склеиванием также проблематичен, да и расположить парус на плоскости для склеивания становится проблемой. Зашивание полиэстерного паруса, с другой стороны, возможно в небольшом пространстве, не важно, мокро там или сухо.

Ремонты
Находясь на чужом берегу (и я имею в виду совсем чужой, не Францию или Италию) с серьезными повреждениями, у вас больше шансов найти если не парусного мастера как такового, то хотя бы какую-нибудь мастерскую с промышленной швейной машиной. Под вашим руководством может быть выполнен приемлемый ремонт серьезного разрыва.
При отсутствии такового, 100-мм рулон прочной парусной ткани, несколько литров контактного клея, одноразовые кисти и ручная прошивка могут вернуть к жизни любой полиэстерный парус, независимо от степени повреждения, и сделать его надежным. Помните, в прежние времена паруса делали прямо на ходу парусных судов.

Сделать это с поврежденным ламинированным парусом сложнее, так как равномерность нагрузки на отдельные волокна будет нарушена при установке заплаток. Единственное решение — отправка DHL (если есть такая услуга) в парусную мастерскую, где бы она ни находилась.
Если ваш парусный мастер рекомендует определенную плотность ткани, выберите следующий по плотности. В конце концов он будет счастлив, так как для него будет больше прибыли! Какую бы ткань вы ни выбрали, детали конструкции определят успех или провал ткани.



На рифах один, два и три можно установить накладные блоки со шкивами, чтобы обеспечить лёгкий ход и меньшее трение.
На рифах один, два и три можно установить накладные блоки со шкивами, чтобы обеспечить лёгкий ход и меньшее трение.
Люверс, установленный ниже каждой точки шкотового угла рифа для прохода риф-шкентеля, поможет контролировать укладку зарифленной мякоти паруса.l
Люверс, установленный ниже каждой точки шкотового угла рифа для прохода риф-шкентеля, поможет контролировать укладку зарифленной мякоти паруса.l

НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ PELAGIC
– в некоторых случаях предполагается, что у вас полиэстерные паруса

Общие моменты

  • Выбирайте ткань тяжелее рекомендованной плотности.
  • Имейте ряды прострочки на всех швах.
  • Кройте плоско, так как паруса будут со временем только становиться пузатее.

Грот

Установите четыре риф-шкентеля на грот (см. Часть 3: трисель против четвертого рифа)..

Крой с умеренной или малой полнотой

Установите правильные слайдеры в ликпаз или каретки на погон. Даже не думайте о ликтросе в пазу (владельцы с закруткой в гик, примите это к сведению).

Установите слайдеры и на нижней шкаторине паруса. Свободная нижняя шкаторина не дает больших преимуществ в форме и имеет множество недостатков, таких как провисание мякоти паруса на первом рифе и отсутствие опоры для ног, если вам по какой-либо причине придется залезать на гик..

Пришейте УФ-полосу на всех горизонтальных швах с обеих сторон грота.

Имейте двойные булини на гроте, чтобы можно было регулировать булинь с любой стороны.

Установите риф-блоки на задней шкаторине на рифах один, два и три; четвертый может быть люверсом.
Установите запасной люверс под каждым рифом на случай отказа риф-блока.
Установите сверхпрочные ленты и усиливающие заплатки в районе шкотовых и галсовых углов рифов.
Установите сверхпрочные противоизносные полосы там, где карманы лат могут касаться такелажа.
Если для крепления галсов рифов используется крюк или скоба, используйте двойное нержавеющее кольцо с каждой стороны паруса, соединенное сверхпрочной прошитой стропой. На каждом последующем рифе эта стропа должна быть длиннее, чтобы охватить складки грота от предыдущих рифов.
Установите систему резинок, чтобы выбирать слабину этой галсовой системы, и стропы не хлопали.
Пришейте ручки размером с руку из стропы чуть выше каждого галсового угла рифа, как с левого, так и с правого борта, чтобы помочь стянуть переднюю шкаторину вниз во время рифления.
Установите большой люверс вертикально ниже каждой точки шкотового угла рифа для прохода риф-шкентеля. Это будет удерживать мякоть паруса на гике для каждого рифа, сложенного «гармошкой». Этот люверс должен быть достаточно большим, чтобы не мешать риф-шкентелю при повторном подъеме паруса.

Пришейте ручки размером с руку из стропы чуть выше каждого галсового угла рифа, как с левого, так и с правого борта, чтобы помочь стянуть переднюю шкаторину вниз во время рифления.
Пришейте ручки размером с руку из стропы чуть выше каждого галсового угла рифа, как с левого, так и с правого борта, чтобы помочь стянуть переднюю шкаторину вниз во время рифления.

Передние паруса
Лучшая система — три стакселя, все на закрутках: большой "янки" (генуя) около 130-140% для бакштага; "рабочий" янки 90%; стаксель/штормовой стаксель; и маленький, сверхнадежный блейд (blade).
Все передние паруса должны иметь высоко поднятый шкотовый угол для обзора, чтобы избежать зачерпывания крупных волн и для выноса на спинакер-гике при попутном ветре.
Минимум два постоянных стакселя, предпочтительно три, — идеальная комплектация для океанской круизной яхты, все на закрутках.
Задняя шкаторина серпом сходящим к нижней шкаторине смещена далеко назад, чтобы её можно было регулировать при частично закрученном парусе.
Кройте паруса с сильно вогнутыми(серповидными) задними шкаторинами, чтобы избежать хлопанья шкаторины.
Установите страховочный строп (safety lashing) возле фалового и галсового углов паруса вокруг обтекателя штага, чтобы избежать срыва ликтрос-ленты по любой причине.
На 90% янки установите пришивные петли из ленты (sewn taped loops) с обеих сторон паруса в точках крепления карабинов (hank points) и имейте запас традиционных карабинов (hanks) на случай полного отказа обтекателя. Если это случится в Тимбукту (посередине ничего), вы сможете демонтировать обтекатель (силой), прикрепить карабины и снова быть на ходу, без затрат.
Одно предупреждение: ваш парусный мастер, скорее всего, пренебрежительно отнесется (pooh-pooh) ко многим из этих идей, так как они добавляют вес наверху. Будьте настойчивы и скажите ему, чтобы он смирился с этим!

Все передние паруса должны иметь высоко поднятый шкотовый угол для обзора, чтобы избежать зачерпывания крупных волн и для выноса на спинакер-гике при попутном ветре.
Все передние паруса должны иметь высоко поднятый шкотовый угол для обзора, чтобы избежать зачерпывания крупных волн и для выноса на спинакер-гике при попутном ветре.

Предыдущая часть 6

Следующая часть 8

Оригинал статьи

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там много интересного, а мои контакты Whatsapp +79262463088 Телеграм @liubimova
А по ссылке наш образовательный проект по яхтингу  https://alfa-sailing.ru/main там есть бесплатные лоции и не только