Скип Новак побывал в жестоких штормах, но он не фанат дрог (конусов, буксируемых в линию) и плавучих якорей. Другие же не вышли бы в море без них. Приступаем к обсуждению.
Задайте этот спорный вопрос в сообществе круизеров, и если не сразу, то вскоре вы наверняка окажетесь в центре жарких дебатов о плюсах и минусах дрог и плавучих якорей
Погуглите тему — и готовьтесь устроиться поудобнее на пару часов, пока будете вникать в онлайн-дискуссии. Самое удивительное, что вы быстро осознаете: множество людей имеют категоричное мнение об этом штормовом оборудовании, которое они никогда не использовали в реальных экстремальных условиях.
Речь идет о выживании в шторм, когда тактика вроде дрейфа без парусов (lying ahull), дрейф с парусами с приведением к ветру (heaving to) или движения под парусами невозможны. Подход заключается либо в постановке плавучего якоря, чтобы удерживать нос к волне и позицию, либо в убегании по ветру с буксируемым за кормой снаряжением, чтобы замедлить лодку.
Переменные в обсуждении сложны: тип плавучего якоря и дроги (самодельные и фирменные), момент развертывания, тип судна и его поведение, условия моря и точки крепления на борту, методы постановки и выборки.
Но прежде чем я увлекусь лекцией, должен признаться: я никогда не использовал ни плавучий якорь, ни дрогу. Если мне нужно остановить лодку в тяжелую погоду (а такое случалось часто), я встаю в дрейф, приводясь к ветру или даже дрейфую без парусов, либо просто убегаю по ветру от шторма, если есть простор для такого маневра.
Я бывал в весьма свирепых морских условиях, убегая на попутном курсе, но в основном во время гонок с опытным экипажем, на крупных, а не малых яхтах. Мои экспедиционные суда Pelagic и Pelagic Australis – тяжелые лодки, и за все годы ( десятки лет в высоких широтах) я никогда не чувствовал угрозы, чтобы прибегать к методам с развертыванием какого-либо снаряжения за бортом.
Один шторм запомнился особенно хорошо (их было много) – по пути из Южной Георгии на Pelagic в 2002 году. В 100 милях от Порт-Стэнли на Фолклендах нас накрыл жестокий западный ветер силой 10 баллов, длившийся 20 часов.
Дрейф с приведением к ветру
Мы просто легли в дрейф с приведением к ветру и переждали. Да, нас клало на борт то и дело, но было вполне сносно. Будь мы на попутном курсе – развернул бы лодку и поступил так же. Мысль о постановке снаряжения за борт на скорости в таких условиях заставляет волосы встать дыбом.
Однако для малых судов и одиночных/малочисленных экипажей использование плавучего якоря или дро́ги может быть интересной, возможно, спасительной процедурой. Но ее нужно отработать на практике, чтобы в реальности все прошло точно. В моем случае, на средних и крупных судах (скажем, от 50 футов), я считаю эту идею не стоящей риска – а риск может быть высок.
Плавучие якоря или дроги требуют установить за бортом значительное количество снастей на пике шторма. Каждый, кто терял шкот или что-то из такелажа за бортом, знает устрашающую скорость, с которой его затягивает. Усилие на одном конце сразу становится колоссальным и обычно требует лебедки для выборки. А теперь представьте силы в более сложной системе с стропами, конусами и грузами – это потенциально смертельное оборудование.
Большинство яхт плохо оборудованы для закрепления этого снаряжения и тем более для его выборки, даже когда погода смягчится настолько, что можно идти под парусами. Утки обычно недостаточно прочны и велики, поэтому лучше крепить напрямую к кокпитным лебедкам.
Но остерегайтесь плохого направляющего угла – конец может запросто разнести леерные стойки, кормовые релинги и не только. Запутывание всегда возможно, и любая человеческая конечность в этой мешанине может означать катастрофу. Держите нож под рукой!
Береговая охрана США провела исчерпывающее исследование достоинств двух популярных систем – парашютного якоря и дро́ги из системы конусов. Оно опубликовано онлайн (ссылка). Поразительно в рекомендациях – объем снаряжения, необходимого для эффективности работы. На этом основывается мой довод о неиспользовании их.
Вместо этого я оставлю рассказы из первых рук, о тех яхтсменах, которые использовали дроги или планировали (см. истории Джин Сократес и Роджера Тейлора о серийной дроге Джордана).
Использование дрог – работают ли они?
Мнение Скипа Новака ясно: хотя дроги могут спасти жизнь на малых судах (скажем, до 50 футов), он бы нервничал при постановке снаряжения на крупных тяжелых судах. Однако для малых яхт есть эмпирические данные, что дро́ги стоящая вещь. Они также могут быть полезны на легких лодках, которые не имеют конструктивной возможности лечь в дрейф с приведением к ветру или идут по волне под голыми мачтами на скорости, близкой к скорости волны.
Детальный независимый отчет Береговой охраны США (упомянутый Скипом) попытался взвесить "за" и "против", заключив, что лучшим вариантом может быть дрога, где множество малых конусов буксируются в линию за кормой через несколько волновых систем.
В отчете отмечено: «Большинство штормов, даже сильных, не создают опасных опрокидывающих волн. Моряки, пережившие их, могут заключить, что их тактика (дрейф с приведением к ветру, дрейф без парусов или убегание по ветру) достаточна для предотвращения переворота. Это серьезная ошибка. Есть веские доказательства: хотя крепкая лодка переживет шторм без опрокидывающих волн, ни одна из этих тактик не предотвратит переворот при ударе такой обрушающейся волны».
Типы плавучих якорей
Парашютные якоря
В отчете береговой охраны США поднимаются некоторые серьезные вопросы, связанные с этими типами якорей, при установке с носа судна. Они ставят под сомнение правдивость заявлений о том, что они обеспечивают полную защиту в условиях шторма.
Они могут помочь удерживать позицию в умеренную погоду, но при ударе волны в нос лодку может отбросить назад, с риском повреждения руля, обрывом конца, опрокидывания судна или попаданием воды в двигатель через выхлоп. Также отмечено: «Когда трос парашютного якоря провисает на подошве волны, яхта начнет рыскать, оказываясь частично или полностью лагом к волне с вероятностью лечь на борт или быть перевернутой».
Дроги из серии конусов
Это представляет собой серию небольших конусов, соединенных в длинную гирлянду и буксируемых за кормой. Количество конусов зависит от водоизмещения яхты — как правило, может потребоваться до 90 или 100 элементов в цепи. Идеально, если дрог предварительно собран и уложен на корме в готовности к экстренной отдаче. Крепёжные узлы должны выдерживать экстремальные нагрузки; возможно, потребуется установка дополнительных усиленных креплений.
В отчёте сделан вывод: «Дрог из серии конусов обладает значительными преимуществами по сравнению с кони́ческим или плавучим якорем типа „парашю́т“... Поскольку часть конусов находится бли́зко к судну, где натяжение конца (линя) минимально, [этот дрог] создаёт нагрузку быстрее, чем традиционный конический или парашютный якорь на конце линя».
Компьютерное моделирование показывает: через 2 секунды после удара волны такая дрога создаст на 40% больше нагрузки».’
Еще одно преимущество: при повреждении одного или нескольких конусов дрога не теряет полностью эффективность.
Если дро́га работает эффективно, от экипажа не требуется действий – можно уйти вниз, установить брандерщит, закрепить вещи и отдохнуть.
Однако даже сторонники серийной дроги (как Роджер Тейлор, использовавший Jordan Series Drogue на 21-футовой Mingming) подчеркивают: необходимы сверхпрочные точки крепления, дрога должна быть удобно уложена и готова к немедленной постановке.
Главный вывод отчета (и Скипа Новака): вам нужно правильное оборудование, крепления и защита от перетирания, готовые к быстрой и легкой постановке, и идеально – предварительная отработка использования дроги.
следующая часть 9
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм, там много интересного, а мои контакты Whatsapp +79262463088 Телеграм @liubimova
А по ссылке наш образовательный проект по яхтингу https://alfa-sailing.ru/main там есть бесплатные лоции и не только