Добрый день, уважаемые читатели!
Значительное количество творческого наследия Курбе доступно для обозрения в музеях Франции. Вопреки прижизненным столкновениям художника с государственными структурами, его роль в формировании французского искусства в нынешней Франции, не вызывает сомнений и является общепризнанной. В числе музеев французской провинции, выделяется собрание произведений Курбе, представленное в музее Фабра.
В Лувре, например, выделили несколько его работ для музея изящных искусств в Безансоне, который расположен неподалеку от места, где художник появился на свет. Особого внимания заслуживает картина «Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане», где изображен отец художника. Сестра Курбе, Жюльетта, сделала дар музею Гюстава Курбе в Орнане, предоставив два произведения брата. Эти полотна — «Автопортрет в тюрьме» и «Вид Шильонского замка».
Однако наиболее привлекательным собранием является коллекция Курбе в Монпелье. Здесь находится музей Фабра, где хранится собрание картин, сформированное другом Курбе, известным меценатом Альфредом Брюйа. Художник и меценат познакомились в 1853 году. Ранняя форма туберкулеза сделала Брюйа нервным человеком, склонным к ипохондрии, но Курбе всегда находил подходящие слова для утешения в письмах к другу. Брюйа ценил собственные изображения, о чем свидетельствует наличие 34 портретов, написанных разными художниками по его заказу. Из этого количества четыре портрета принадлежат кисти Курбе.
История музея
С 1868 по 1876 год Брюйа возглавлял Музей Фабра, и именно в этот период он сделал основную часть своих даров для музея. В дополнение к портретам самого Брюйа, в коллекции содержались и другие картины Курбе. Среди них – «Купальщицы», один из самых выдающихся автопортретов художника («Мужчина с трубкой»), а также «Спящая пряха» (написанная с одной из сестер Курбе)
и «Морской пляж в Палавасе». На последнем полотне изображен сам живописец, приветствующий Средиземное море характерным для него жестом. Курбе, всегда отличавшийся большой самоуверенностью, писал своему другу: «Голос моря оглушает, но не так, как голос Судьбы, торжественно разносящий мое имя по всей земле».
Уютный и живописный музей в Монпелье назван в честь живописца Франсуа Ксавье Фабра (1766-1837). Художник учился у самого Жака Луи Давида (1748-1825), одного из выдающихся мастеров классицизма. Фабр одержал победу на престижном конкурсе молодых талантов в Риме (1787), после чего провел долгие годы в Италии. Именно этот период совпал с эпохой Великой Французской революции. На родину он вернулся лишь после крушения Наполеоновской империи.
Фабр был человеком из высшего общества. Он состоял в дружеских отношениях с графиней Олбани и графом Витторио Альфиери, ее возлюбленным. После скоропостижной смерти графа в 1803 году, Фабр занял его место в жизни графини. В 1824 году графиня скончалась, оставив художнику богатое наследство, включавшее в себя все владения Олбани и Альфиери, а также обширную коллекцию живописи.
Вернувшись в 1826 году в Монпелье, Фабр преподнес родному городу внушительную часть собранной коллекции. Музей в Монпелье функционировал с 1798 года, его основу составляли картины, изъятые в период революционных событий. В знак признательности за великодушный жест музей обрел имя художника. Музей занимает прекрасное здание, возведенное в 1775 году на месте снесенной гостиницы.
В период с 1654 по 1655 год здесь выступала театральная труппа под руководством Мольера (1622-1673). На этой же улице расположена еще одна бывшая гостиница, ставшая впоследствии филиалом музея. В филиале собраны предметы декора времен Второй империи, антикварная мебель и образцы декоративно-прикладного искусства.
Музей Фабра известен обширным собранием французской живописи XIX столетия. Помимо дара, полученного от Брюйа, музей обогатился полотнами двух других местных художников, уроженцев этих мест, - Александра Кабанеля (1823-1889) и Фредерика Базиля (1841-1870), переданными в дар. Последний был одним из основоположников импрессионизма и, вне всякого сомнения, мог бы достичь вершин славы, если бы не погиб в ходе франко-прусской войны.
Альфред Брюйа
Горячий поклонник живописи, Брюйа выступил в роли мецената для Курбе и преподнес великолепную коллекцию творений этого мастера в дар музею Фабра. Появился на свет он в Монпелье в 1821 году в семействе состоятельного банкира. Склонность к изобразительному искусству зародилась у Брюйа еще в юношеские годы, в период его путешествия по Италии.
В дальнейшем он посвятил себя коллекционированию живописных полотен и принял решение оказывать финансовую поддержку многообещающим художникам. Именно Брюйа поспособствовал тому, чтобы Фредерик Базиль, впоследствии получивший широкую известность как импрессионист, посвятил себя живописи. Познакомившись с Полем Гаше (1828-1909) в Монпелье, когда тот постигал азы медицины, Брюйа сумел пробудить в нем интерес к современной живописи. Позднее Гаше стал широко известным врачом-психиатром, в числе пациентов которого находился и Ван Гог, написавший знаменитый портрет доктора.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: