Найти в Дзене

Бунтарь: ГЮСТАВ КУРБЕ. Часть вторая: ТОП-8 работ художника + опрос

Добрый день, уважаемые читатели! Всякая традиция - это, по сути, дитя революции. То, что сегодня воспринимается как нечто закостенелое и устаревшее, когда-то вызывало у одних трепет от новизны, у других - негодование и непринятие. Данное утверждение в полной мере применимо и к реализму. Курбе, открывший его для французского искусства, в свое время являлся безудержным новатором. Попытка запечатлеть окружающую действительность такой, какая она есть, – это было своего рода потрясением. Не меньшим открытием явилась идея поставить искусство на службу обществу, используя его как инструмент для критики и исправления существующих пороков (в русской традиции это получило название "критический реализм"). Курбе был близок к идеям своего друга Прудона, известного анархиста-социалиста, активно с ним общался. Впрочем, Курбе в особых объяснениях не нуждается. Как и всякий реформатор, он сам все давно сформулировал в своих письмах и теоретических выступлениях. "Я всего лишь желал, - писал он, - обрест
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Всякая традиция - это, по сути, дитя революции. То, что сегодня воспринимается как нечто закостенелое и устаревшее, когда-то вызывало у одних трепет от новизны, у других - негодование и непринятие. Данное утверждение в полной мере применимо и к реализму. Курбе, открывший его для французского искусства, в свое время являлся безудержным новатором. Попытка запечатлеть окружающую действительность такой, какая она есть, – это было своего рода потрясением. Не меньшим открытием явилась идея поставить искусство на службу обществу, используя его как инструмент для критики и исправления существующих пороков (в русской традиции это получило название "критический реализм"). Курбе был близок к идеям своего друга Прудона, известного анархиста-социалиста, активно с ним общался.

Борцы, 1853
Борцы, 1853

Впрочем, Курбе в особых объяснениях не нуждается. Как и всякий реформатор, он сам все давно сформулировал в своих письмах и теоретических выступлениях. "Я всего лишь желал, - писал он, - обрести осознанное ощущение собственной индивидуальности". И еще: "Я преодолел традицию, словно хороший пловец переплывает реку: академики в ней тонут".

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-8 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

8. Портрет Гектора Берлиоза, 1850

Портрет Гектора Берлиоза, 1850
Портрет Гектора Берлиоза, 1850

В этом портрете знаменитого композитора на самом деле встречаются двое - новатор в области музыкальной формы и гармонии и революционер в области живописной формы и самой идеологии живописи. Вопросительный взгляд Берлиоза обозначает как бы одну из реплик диалога двух крупнейших представителей французского искусства середины ХIХ века.

7. Купальщица, спящая у ручья, 1845

Купальщица, спящая у ручья, 1845
Купальщица, спящая у ручья, 1845

Полотно относится к годам исканий Курбе, когда он пробовал себя в различных стилях и жанрах. Здесь есть некий налет жеманности, свойственный тогдашнему духу Салона. Но попасть в Салон и было в те годы заветной мечтой каждого молодого художника, включая Курбе.

6. Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, 1855

Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, 1855
Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, 1855

Одна из программных картин Курбе, созданная в том году, когда художник устроил выставку в собственном павильоне «Реализм», а во вступлении к ее каталогу обосновал свое понимание реализма. Полотно примыкает к ряду работ, героями которых стали люди из народа. Примечательно тем, что на нем Курбе изобразил своего отца.

5. Женщина с попугаем, 1866

Женщина с попугаем, 1866
Женщина с попугаем, 1866

Эта ню Курбе отличается от его ранних опытов такого рода. Здесь женщина более реалистична, а сама картина проникнута здоровым эротизмом. Именно здоровый эротизм характерен для творчества многих крупных мастеров. Их плещущая через край энергия требует воплощения и находит его - в творчестве, в общественной деятельности, в любви. Творческая энергия вообще универсальна. Таким был и Курбе. Эта картина была благосклонно принята в Салоне, и Курбе даже поверил, что ее купят для государственного собрания. Однако этого не случилось.

4. Здравствуйте, господин Курбе, 1854

Здравствуйте, господин Курбе, 1854
Здравствуйте, господин Курбе, 1854

С мая по сентябрь 1854 года Курбе гостил в Монпелье у своего близкого друга, благотворителя Альфреда Брюйа. Именно их встречу на загородной дороге запечатлела эта выдающаяся картина. Курбе только что покинул карету. За спиной художника можно увидеть дорожный мешок. Брюйа сопровождают его слуга и верный пес. Пребывание в Монпелье имело огромное значение для Курбе. Годом ранее он отклонил официальный заказ для Всемирной выставки в Париже, планируя организовать альтернативную, личную выставку своих произведений, и ему требовалась помощь Брюйа. Замысел был таков: сообща арендовать помещение неподалеку от территории Выставки, где Курбе выставит свои картины, дополнив экспозицию избранными полотнами из внушительной коллекции Брюйа. Сперва меценат согласился поддержать этот замысел, однако позже, опасаясь противоречить властям, изменил решение. Многие искусствоведы отмечали ощущение свободы и непринужденности, присущее этой картине.

3. Купальщицы, 1853

Купальщицы, 1853
Купальщицы, 1853

Впервые представленная в Салоне 1853 года, данная работа спровоцировала массовое возмущение. Например, французская императрица отметила, что тело изображенной на холсте женщины ассоциируется с крупом лошади, а сам Наполеон III, осматривая выставку, в гневе хлестнул полотно своим хлыстом. «Купальщицы» игнорировали несколько общепринятых норм «хорошего вкуса». Прежде всего, женщина была изображена чересчур реалистично. До появления «Купальщиц» обнаженная женская фигура могла изображать только мифологических персонажей. Во-вторых, публику раздражали позы женщин. До этого момента большинство картин подобного жанра, представленных в Салоне, имели хотя бы номинальный сюжет. В работе Курбе ожидание действия связано с руками обнаженной. Ее поза напоминает позу, свойственную Марии Магдалине («не прикасайся ко Мне») при встрече с воскресшим Христом возле Его гробницы. Однако в данном контексте подобное толкование представляется невозможным и кощунственным, создавая впечатление, что сюжет на полотне вообще отсутствует.

2. Веяльщицы, 1855

Веяльщицы, 1855
Веяльщицы, 1855

В 1850-х годах Курбе создал цикл полотен, повествующих о жизни крестьян из Орнана. В их числе находится и картина «Веяльщицы». Эта работа разительно отличается от большинства других полотен Курбе того же времени. Труд, которым заняты крестьянки, не кажется изнурительным; полотно наполнено ощущением светлой радости. В ней отсутствует социальная критика, нет изображений тяжелого труда работниц; это скорее пастораль, предназначенная показать и передать, насколько прекрасна жизнь вдали от шумных городов. Достоверно известно, что для написания фигуры девушки с ситом Курбе позировала его сестра, Зои Курбе. Существует предположение, что образ пожилой крестьянки Курбе запечатлел со своей второй сестры, Жюльетты, а мальчик на полотне — это сын художника, Дезире Вине. Возможно, именно этими фактами объясняется, почему Курбе в этот раз столь лирично подошел к теме труда.

Деталь

Картина была встречена достаточно благосклонно, однако некоторым критикам не нравился неопрятный вид крестьянок и то, как расположены выглядывающие из-под платья ступни девушки.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

1. Похороны в Орнане, 1849-1850

Похороны в Орнане, 1849-1850
Похороны в Орнане, 1849-1850

Курбе приступил к работе над картиной в 1849 году, в небольшой мастерской в Орнане. Полотно художника вызвало бурю негодования среди жителей, изображённых на нём, — ведь среди них были многие местные: от мэра и судьи до родственников и друзей Курбе. Но весь этот переполох блекнул по сравнению со спорами, разразившимися после показа картины в Салоне. Недоумение и непонимание вызвали сами размеры полотна. Общим мнением было, что обычная сельская похоронная процессия не достойна такого масштабного изображения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут тронуть... Но не стоит настолько сосредотачиваться на этом событии». Однако для реалистов подобная «локализация» была крайне важна. Курбе создал современный, узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени. Он также акцентировал внимание именно на процессе похорон человека, а не на его делах при жизни или посмертной судьбе (как это делалось ранее). При этом личность покойного остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину современной интерпретацией популярного в Средневековье сюжета, известного как Пляска Смерти.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Многие критики считали, что покрасневшие лица двух церковных служителей указывают на их пристрастие к алкоголю и включены в композицию для усиления антиклерикального звучания картины.

А об одной из самых скандальных картин в истории всей мировой живописи за авторством Курбе можете прочитать здесь:

Происхождение мира, Гюстав Курбе: Откуда все взялось
Жизнь коротка, искусство вечно30 июня

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: