Добрый день, уважаемые читатели!
Курбе всегда настаивал, дословная цитата: "Я хочу запечатлеть в своих работах разные грани современной действительности, как она предстает перед моими глазами. Я стремлюсь, оставаясь и художником, и гражданином, создавать картины, которые отражали бы жизнь во всей её полноте".
Для многих современных критиков образ Курбе как бунтаря и революционера выглядит преувеличенным. Его манера письма, если сравнить её с работами импрессионистов, кажется довольно консервативной. Кроме того, если говорить о революционном порыве, то Делакруа или Давид, возможно, выразили его ярче. Однако, несмотря на это, Курбе оказал значительное влияние на эстетику современной ему живописи, существенно раздвинув её границы. Именно он открыл путь модернизму.
В 1840-х годах, когда Гюстав Курбе всеми силами сражался за свободу самовыражения в искусстве, в французской живописи царил Салон. Участие в Салоне представляло собой ключевой этап в становлении любого молодого художника. Рецепт успеха был общеизвестен. Самой высокой оценкой пользовалась историческая живопись. Это понятие охватывало обширную область, включая работы, выполненные в академическом стиле, вдохновленные античной мифологией и библейскими сюжетами. Картины, представленные в Салоне, неизменно выделялись своими внушительными габаритами; на них были изображены идеализированные образы, а композиция непременно должна была передавать зрителю отчетливо сформулированную мораль.
Менее весомыми и, как следствие, имевшими скромнее возможности для приобретения известности, представлялись портреты, виды природы и бытовые сцены. Художников, избравших эти направления, на Салоне словно видели как бедных родичей. Курбе хорошо знал эти законы. Вначале он пытался им следовать. Его картина 1844 года «Лот и его дочери» служила типичным примером исторической работы, исполненной в помпезной манере.
После фиаско с ней на Салоне, Курбе сосредоточил свое внимание на полотнах «второго плана». Существенные изменения произошли в конце 1840-х годов, когда он увлекся изображениями из жизни. Такие картины, как «Похороны в Орнане», «Крестьяне из Флажи» и «Отдых после обеда в Орнане», вызывали страх у современников, прежде всего, своими исполинскими размерами.
Критики пребывали в растерянности: отчего образы крестьян не уступают по величине (следовательно, и по значимости) привычным изображениям божеств, военачальников и евангельских персонажей? Вызывала недоумение и сама крестьянская тематика. Политическая нестабильность, сменившаяся революцией 1848 года, мало кому импонировала. Многие испытывали серьёзные опасения повторения кровавых событий Великой революции 1789 года, в которой крестьяне сыграли свою роль. Поэтому в образах крестьян, написанных наравне с богами, видели политический подтекст.
В замешательство вводили критиков и иные особенности стиля Курбе. В конечном итоге, они принялись упрекать живописца в пристрастии к изображению уродливого и низкого. Картины Курбе превратились в настоящий источник вдохновения для карикатуристов. Церковные служители с полотна «Похороны в Орнане» были высмеяны за пьянство, «Купальщицы» — за пышность и грубость форм, а «Крестьяне из Флажи» — за их статичность. Но смех часто оказывается результатом элементарного непонимания. Когда человек не понимает, для чего создано то или иное произведение искусства, он либо пытается разобраться, либо раздражается, либо смеётся.
Последний вариант - самый простой. С исторической живописью все было понятно. Историческая живопись считалась вершиной мастерства, потому что обращалась к возвышенным сюжетам и "обучала" зрителя. Героические деяния, трагические события, сложные аллегории, высокие стремления - всё работало на это. В работах Курбе ничего подобного не было и в помине. Чтобы не признать их полным абсурдом, оставалось искать политический подтекст.
А всё потому, что Курбе открывал в живописи новое, невиданное - реализм. Это направление, получившее своё название благодаря Жюлю Шампфлери, подтолкнуло художников отойти от морализаторской живописи, исторических или аллегорических сцен и сосредоточиться на окружающем их реальном мире.
"Живопись должна быть конкретным искусством, - провозглашал Курбе, - тесно связанным с реальностью". Эту мысль художник воплощает в своих ключевых работах. Он пишет мир, хорошо ему знакомый: окрестности родного Орнана и его обитателей - свиноводов, дробильщиков камня и местных чиновников. Он изображает их честно и беспристрастно, не скрывая их недостатков, не закрывая глаза на их пороки.
Реализм сыграл значительную роль в формировании облика современной французской живописи. Он привил ей интерес к настоящему. Как выражался Курбе: «Художник не в состоянии точно передать события минувших или грядущих эпох… Каждая эра рождает своих живописцев, которым суждено сохранить ее для потомков». Позже эта идея нашла отклик и развитие в творчестве импрессионистов, которые довели ее до абсолюта. Они считали, что художник должен стремиться к запечатлению мимолетного и ускользающего, того, что видит в данный момент.
Курбе не просто открывал дорогу стилистическим новациям импрессионистов, он также заложил основы, ставшие аксиомами для новейшего искусства. Один из ключевых принципов, сформулированный им, звучал примерно так: художник должен обрести свободу, освободиться от оков, наложенных обществом. Художники романтического периода, несмотря на свой мятежный дух, по-прежнему шли к признанию по привычной схеме — через Салон и получение государственных заказов. После 1855 года Курбе осудил подобный путь. Устроив личную выставку своих работ в оппозиции к официальной экспозиции, представленной на Всемирной выставке в Париже, он не добился финансового успеха, но подал пример подлинного художника. Этот пример вдохновил лучших. Те же импрессионисты, отвергнутые Салоном, приняли решение организовывать собственные, независимые выставки.
Курбе выделялся во всем, но особенно ярко его стремление перевернуть устои художественного образования. В 1862 году он основал свою частную мастерскую, где должность наставника отсутствовала. На роль же натурщика художник выбрал, к удивлению учеников, живого быка. И это был не просто эпатаж, а часть обдуманной методики. Педагогические принципы Курбе, безусловно, останутся востребованными во все времена. Вот его заветы: «Не повторяй меня. Не копируй других. Делай то, что видишь, что чувствуешь, что хочешь».
Сцены охоты
Вторым, после живописи, увлечением Курбе была охота. Поездки в Орнан для работы он часто привязывал к охотничьим сезонам. В 1858 году ему посчастливилось подстрелить на охоте в Германии огромного оленя. Этот трофей стал самым крупным за четверть века, принеся художнику славу, сопоставимую с известностью его картин. Интерес к сценам охоты подогревался успехами художников, получавших за свои работы в этом жанре награды в Салоне. Курбе выгодно отличался от многих: он не боялся изображать жестокость, присущую охотничьему миру. Такие его работы, как "Охотник, избивающий свою собаку" (1867), кардинально отличались от приукрашенных охотничьих сцен, пользовавшихся популярностью по обе стороны Ла-Манша.
Ню
Критическое восприятие Курбе классической живописи отчётливо прослеживается в его изображениях ню. Когда говорят об обнажённой натуре в творчестве Курбе, чаще всего вспоминают его "Купальщиц", вызвавшие резонанс в Салоне. Именно эта картина служила основным объектом критики для противников реалистической живописи. Главным пунктом обвинения обычно служило убеждение, что живопись такого рода склонна фиксировать только безобразное. Однако в отношении Курбе такую точку зрения нельзя считать объективной. Он создал несколько откровенно эротических полотен, включая скандальную работу "Спящие", затрагивающую тему лесбийской любви.
При этом картины Курбе, представляющие одиночных обнажённых героинь, выполнены в академической манере, которой так дорожил Салон. Одной из самых удачных в этом ряду, вероятно, является работа "Весна".
Автопортреты
Курбе – выдающийся портретист, несомненно. Что примечательно, художник нередко обращался к собственной персоне, становясь натурщиком для своих же произведений. Большая часть автопортретов Курбе приходится на ранние этапы его творческого пути. Благодаря им можно проследить зарождение и постепенное развитие его художественного мастерства. Часть этих работ обладает ярко выраженным романтическим налетом, как, к примеру, картина «Раненый» с несколько театральной позой героя.
Другие автопортреты кажутся менее нарочитыми. В качестве примера можно привести полотно «Человек с трубкой», датируемое 1873-1874 годами. Эта картина имела успех на Салоне и даже была приобретена самим Луи Наполеоном. Стоит добавить, что в некоторых автопортретах, написанных в сдержанной манере, прослеживается влияние старых испанских и голландских мастеров, чьи работы Курбе усердно изучал во время посещений Лувра.
Рисунки
Даже те, кто был настроен против, редко упрекали Курбе в недостатке мастерства. Это особенно видно в его рисунках и набросках, созданных вне влияния Салона. Уже в ранних произведениях, таких как "Портрет Джульетты Курбе" (1840-1841), Курбе демонстрирует себя как выдающийся рисовальщик.
Альбомы художника, сохранившиеся до наших дней, преимущественно содержат пейзажи, над которыми он работал во время частых поездок в Орнан. Также сохранился уникальный альбом, относящийся к началу 1870-х годов. Все эскизы в нем сделаны в период Парижской Коммуны и в тюрьме, куда Курбе был заключен на полгода. К удивлению, известно немного набросков Курбе к его масштабным полотнам. В музее города Безансона, например, хранится угольный эскиз похорон, похожий на ранний вариант картины "Похороны в Орнане". Аналогичным образом, "Отдых на природе" можно считать подготовкой к картине "Раненый".
Рабочие и крестьяне
Многие из искусствоведов интерпретировали изображения простых людей у Курбе как прямое выражение его социалистических убеждений. И правда, сам выбор подобных сюжетов и манера их исполнения таили в себе некий вызов. Для Курбе и его соратников эти образы представлялись куда более важными, нежели наскучившие изображения римских правителей или античных божеств. Однако Курбе значительно расходился, скажем, с Милле, чьи "крестьянские" картины либо основывались на библейских мотивах, либо прославляли значимость "земного" труда. Все это было глубоко чуждо Курбе. В "Дробильщиках камня", самой бескомпромиссной из его работ, посвященных труду, он изобразил двух безымянных мужчин, чьи лица сокрыты от глаз зрителя. Но мы без труда ощущаем всю тяжесть их существования; полотно не внушает светлых надежд, но скорее призывает к противостоянию. Главными героями подобных картин Курбе чаще всего становились крестьяне и рабочие из Орнана.
Пейзажи
Искусствоведение традиционно фокусирует внимание на фигурных композициях Курбе. Однако, с точки зрения мастерства и исполнения, верхом достижений художника следует считать его пейзажи, морские виды и натюрморты. Помимо прочего, именно эти работы пользовались наибольшим спросом и служили для Курбе основным источником прибыли. Курбе оставил обширное пейзажное наследие. Больше всего ему нравилось изображать густые лесные массивы, пример тому - картины «Олень у реки» и «Деревья в снегу».
Притягивало Курбе и безлюдное морское побережье. При этом он иногда, пренебрегая заявленными им принципами реализма, не сторонился красивости. В его творчестве встречаются необычные пейзажи - со скалами, напоминающими человеческие лица. К своим пейзажам Курбе относился трепетно и часто создавал несколько копий в процессе работы над финальной версией).
Натюрморты
Курбе мастерски владел искусством натюрморта, хотя и прибегал к нему, главным образом, как к конструктивному элементу для своих масштабных произведений. Однако, в жизни живописца случилось два периода, когда он обращался к созданию самостоятельных натюрмортов. В период 1862-1863 годов он подарил миру целую серию работ, включающую в себя, среди прочего, такие шедевры как «Натюрморт с яблоками и гранатами» и «Натюрморт с цветами».
В этих натюрмортах явственно ощущается влияние голландской живописи, достигшей пика своего развития в XVII столетии. Позднее, в период заключения в тюрьме, Курбе, в отсутствие натурщиков, обращался к изображению ваз с фруктами, которые ему приносили сестры. Местом написания этих натюрмортов дерзко обозначена тюрьма.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: