Найти в Дзене

Почему так сложно учиться в школе в 2025 году: вызовы и перспективы

Оглавление

Введение

Не давно общались с учителем начальных классов в одной из школ Подмосковья. Интересно было узнать из первых уст про те проблемы, которые видят именно учителя в системе образования.

Усложнение учебной программы

То о чем говорят все родители будущих школьников. На сегодняшний момент, ребенок перед первым классом, уже должен уметь читать, владеть основами арифметики и природоведения. Это вызывает некоторое недоумение, так как буквально 10-15лет назад все было иначе. Давайте разберемся и сравним, что поменялось за 15 лет в критериях к знаниям, которыми должен обладать будущий школьник.

Что было до...

Ключевым событием, которое навсегда изменило жизнь дошкольников является отмена Приказ от 23 ноября 2009 года № 655 в 2013 году и введение ФГОС Дополнительного образования. Для удобства , мы проанализировали этот приказ и выписали в таблицу, основные критерии, которыми должен обладать ребенок при поступлении в школу.

Критерии для поступления в школу до 2009 года в РФ
Критерии для поступления в школу до 2009 года в РФ

Важные уточнения:

  • Эти критерии носили рекомендательный характер.
  • Официальных вступительных испытаний для обычных школ не предусматривалось (за исключением гимназий и лицеев).
  • Основным критерием был возраст (не младше 6,5 лет на 1 сентября).

Классика по которой многие из нас с вами поступали в школу. Буквы знаешь и вперед, грызть гранит науки.

Перемены начинаются с 2013 года. Приказ №65 отменяется и вводится новый стандарт ФГОС ДО(Дополнительного образования)

Начинается новая эпоха-эпоха ФГОС

Не буду вас томить, сразу покажу сводную табличку.

Критерии дляпоступления  в первый класс согласно ФГОС ДО от 2013 года
Критерии дляпоступления в первый класс согласно ФГОС ДО от 2013 года

Ничего координального нового в них нет. Единственное интересное дополнение - это Запрет на вступительные испытания (п. 2 ФГОС ДО):
Школы
не имеют права проводить тесты или собеседования для зачисления в 1 класс (кроме гимназий/лицеев с углубленной программой).

Зачем его тогда ввели? Обратимся к официальным источникам и выдернем от туда нужную нам информацию

Зачем ввели ФГОС ДО в 2013 году.

Основные причины:

  • Уход от «школяризации»
    До 2013 года в детских садах часто копировали школьную систему: занятия за партами, строгие оценки, упор на академические знания. ФГОС ДО запретил это, сделав акцент на
    игре и развитии через деятельность.
  • Гарантия равенства возможностей
    Стандарт установил единые требования для всех дошкольных учреждений (государственных, частных, семейных групп), чтобы каждый ребенок получил качественную подготовку.
  • Инклюзивное образование
    Впервые закреплено право детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) на обучение в обычных детсадах с сопровождением тьюторов.
  • Ориентация на личность ребенка
    Вместо «усвоения программы» — развитие индивидуальных способностей, инициативности и творчества.

Про детей с ОВЗ мы поговорим в следующей статье, сейчас давать оценку не будем. На бумаге все очень гладко и красиво звучит.

Напишите в комментарии, у кого дети учились в детских садах в 2013-2014 году. Какую качественную подготовку получали ваши малыши, будет очень интересно почитать.

Точка старта обозначена. ФГОС продолжает развиваться и в 2024 году мы можем увидеть этот путь. Что изменилось почти за 10 лет и какая работа была проделана в министерстве образования РФ.

ФГОС ДО 2024 года.

Мы решили разобрать два самых главных отличия. которые произошли за 10 лет

Отличия ФГОС ДО 2013 от ФГОС ДО 2024
Отличия ФГОС ДО 2013 от ФГОС ДО 2024

Вы наверное тоже заметили, что теперь школа ожидает от ребенка, что он должен уметь не просто "проявлять интерес к книгам" а уметь читать и решать математические задачи.

В чем главная проблема?

Чуть выше, я уже подметил, что согласно ФГОС 2013 года, запрещено проводить вступительные экзамены. Это значит, что педагог вправе сам решать, брать ребенка или подождать. Так же и детский сад, не привязывается к данным навыкам и не дает должного обучение. Зачем? Если это не обязательно.

И тут вскрывается самый главный парадокс. Откроем учебник первого класса по чтению. Первая страниц.

Учебник по чтению 1-го класса
Учебник по чтению 1-го класса

Согласно учебнику, ребенок уже и азбуку прошел и читать умеет

Я думаю, что каждый из вас уже понял и нашел явный пробел в современной системе. Напишите в комментарии, что думаете по данному поводу. Также, для развития нашего сообщества, большая просьба подписаться и поставить лайк. Давайте вместе развивать образование наших детей!