Цена вопроса.
В Санкт-Петербург ближе к середине июля пришло, наконец-то, лето. Наступила несусветная жара и, как следствие, внезапные кратковременные ливни с грозами, после которых если и становится прохладнее и свежее, то ненамного. Итак, вчера, как раз после такого природного катаклизма, я оказался в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств. Если у вас, как и у меня, есть «Карта петербуржца» и вы, в отличие от меня, прочитаете цены на билеты и не забудете её предъявить, то цена за вход (полный билет) будет 135 рублей. Льготникам — сто. Мне — за 150.
Навигация.
При входе можно взять листочек со схемой расположения 15 наиболее выдающихся, по мнению авторов, обитателей этого скорбного места, либо слева от входа есть полная подробная карта, где каждый из 183 подписан. Примечательно, что на сайте список ещё больше — 216 человек, но среди них нет, например, польской пианистки Марии Шимановской или Дмитрия Егоровича Бенардаки, которые в первом списке есть. На схеме есть QR-код с аудиогидом. Я радостно достал из сумки наушники, подключил их к телефону, навёл на QR-код и... попал на незагружающуюся интернет-страничку. Пока гулял по некрополю, время от времени пытался её освежить, но нет, ничего не заработало. Впрочем, периодически попадались посетители, у которых аудиогид странным магическим образом работал, может, они нашли какой-то высокоскоростной кладбищенский Wi-Fi?
«Не надо пороть отсебятину» — говорила моя первая школьная учительница, и мы не станем, а пойдём прямо по схеме.
15 главных.
№ 1. Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — писатель.
Трудно не согласиться: писатель и №1. Рядом с надгробием золотистая табличка сообщает нам, что надгробие это было отреставрировано к 200-летию со дня рождения писателя фондом какого-то Погосяна имени Погосяна. Красиво зашёл в историю Погосян, что уж тут скажешь.
№2. В. А. Жуковский (1783–1852) — поэт, переводчик.
Для меня Василий Андреевич Жуковский известен тем, что он был одним из ближайших друзей А. С. Пушкина, а также, конечно, тем, что был воспитателем наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II (с 1824 года). И вообще, я уже писал, в таких местах прямо дрожь пробирает от одной только попытки осознать, какого исторического масштаба личность здесь похоронили.
№3. Н. М. Карамзин (1766–1826) — писатель, историк.
Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) — выдающийся русский писатель и историк, который также известен как реформатор русского литературного языка. Он является автором создателем «Истории государства Российского».
Екатерина Андреевна Карамзина, в девичестве Колыванова (1780–1851), была второй супругой писателя, которую он взял в жёны в 1804 году. Она была хозяйкой известного литературного салона и по совместительству внебрачной дочерью князя Андрея Ивановича Вяземского. Её дедом был генерал-аншеф К. Е. Сиверс.
И тут я задумался, Сиверская не его ли именем названа, и начал искать, но такими темпами эту статью я никогда не допишу. Я остановился на версии, связанной с именем государственного деятеля Якова Сиверса, которому были пожалованы сиверские земли императрицей Екатериной II. Но это совсем другой Сиверс, а если вы найдёте что-то интересное, пишите в комментариях.
3. Михаил Иванович Глинка (1804–1857) — композитор.
Ещё один человек, чьё имя-отчество я помню без справочников. Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» стали неотъемлемой частью нашего культурного кода, а в «лихие 90-е», пока мы ждали, когда уже наконец Сергей Михалков в третий раз перепишет Гимн Советского Союза, «Патриотическая песня» Глинки (1833) была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации (с 1990 по 2000 год).
№5. Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) — композитор.
Основоположник жанра оперы-сказки, автор бессмертных музыкальных произведений «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и др., русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, член «Могучей кучки» — и это всё о нём.
№6. Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) — композитор.
Композитор, также член «Могучей кучки». Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», так или иначе влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы XX века, в том числе С. Прокофьев, И. Стравинский (его памятник тоже здесь будет, в список из 15 великих почему-то не включен), Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан.
№7. А. П. Бородин (1833–1887) — композитор, учёный-химик.
На памятнике указан год рождения 1834, это ложь, не верьте своим глазам. Зато год смерти верный. Член «Могучей кучки», автор оперы «Князь Игорь» и бесконечных химических открытий.
№8. Пётр Ильич Чайковский (1840–1893) — композитор.
«Гони прочь анекдот про Чайковского и армянское радио», — твердил я себе. Итак, за что же мы его любим ещё: оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», симфонии и романсы, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Всего не перечислить. Умер от холеры.
№9. Иван Иванович Шишкин (1832–1898) — художник.
Иван Иванович Шишкин (13 (25) января 1832, Елабуга, Вятская губерния — 8 (20) марта 1898, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, один из самых знаменитых пейзажистов пореформенной эпохи. Его пейзажи бесценны! «Утро в сосновом лесу» или «Корабельная роща» близки мне особенно по двум причинам:
- я практически вырос в таких лесах;
- я тоже не встречал в лесу медведей.
№10. Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — художник.
И не просто художник, а человек, один из первых в мире создавший, как это теперь принято говорить, «личный бренд». Даже на памятнике стоит лишь фамилия, и это при том, что каждый помнит не только фамилию, но и имя-отчество этого замечательного художника, члена «Товарищества передвижников». Я, например, помню.
№11. Н. К. Черкасов (1903–1966) — актёр.
Прославился ролями в исторических фильмах 1930-х и 1940-х годов, в том числе сыграв заглавные роли в фильмах Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». А лично на меня произвела впечатление история создания этого памятника Михаилом Константиновичем Аникушиным, в доме-мастерской которого мы не так давно побывали. Именно там мы узнали, Михаил Константинович всегда вживался в роль человека, памятник которому ваял. По воспоминаниям вдовы Черкасова, Нины Николаевны Черкасовой-Вейтбрехт, Аникушин пришёл к ней в гости, попросил кресло Черкасова, долго усаживался в нём и вдруг спросил: «Он вот так же сидел?» В этот момент вдову поразило полное сходство скульптора с её умершим мужем, «Да, именно так», — сказала она.
№12. Г. А. Товстоногов (1915–1989) — театральный режиссёр.
Георгий Александрович Товстоногов (15 [28] сентября 1915, Тифлис — 23 мая 1989, Ленинград) — выдающийся советский театральный деятель, режиссёр и педагог.
В 1950–1956 годах он занимал должность главного режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а с 1956 по 1989 год руководил Ленинградским Большим драматическим театром имени М. Горького.
За свои заслуги Товстоногов был удостоен звания народного артиста СССР в 1957 году. В 1983 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Среди многочисленных наград режиссёра можно выделить Ленинскую премию (1958), две Сталинские премии (1950, 1952) и две Государственные премии СССР (1968, 1978).
А концепцию памятника я не понял — зачем ему вырвали сердце и распяли на кресте?
№13. И. Т. Лисенков (1795–1881) — книгоиздатель и книготорговец.
Иван Тимофеевич Лисенков — российский книгоиздатель и книгопродавец, знакомый А. С. Пушкина. И это — самая весёлая могила, если вообще про могилу можно так сказать. Памятник сам Лисенков заказал себе ещё при жизни, параллелепипед испещерён самоэпитафиями:
Уходит человек из Мира,
Как гость с приятельского пира;
Он утомился кутерьмой;
Бокал свой допил, кончил ужин,
Устал – довольно! отдых нужен:
Пора отправиться домой!
Прохожий! Бодрыми ногами
И я ходил здесь меж гробами,
Читая надписи вокруг,
Как ТЫ мою теперь читаешь…
Намек ТЫ этот понимаешь.
Пр<ощай> же!.. До св<иданья>, д<ру>г!
№14. Иван Андреевич Крылов (1769–1844) — баснописец.
С его баснями каждый из нас хорошо знаком ещё с детства, они являются частью каждого из нас. Вот взять хотя бы некоторые: «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Мартышка и очки». Иван Андреевич Крылов скончался 21 ноября 1844 года в Санкт-Петербурге на 76-м году жизни. И если вы тоже слышали, что он умер от заворота кишок вследствие переедания, то это неправда. Умер он от двухстороннего воспаления лёгких. Был близким другом поэта Александра Пушкина. А. С. Пушкин говорил о баснописце с почтением, назвав его «истинно народным поэтом».
№15. О. С. Павлищева (1798–1868) — сестра А. С. Пушкина.
Ольга Сергеевна Павлищева — старшая сестра Александра Пушкина, которая была ему очень близка в детстве и юности. Поэт относился к ней с теплотой, делился своими переживаниями и часто спрашивал её мнения.
Вот, казалось бы и всё, но на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры 183 захоронения, как же быть с остальными?
Остальные (выборочно):
Николай Фёдорович Щербина
Николай Фёдорович Щербина (2 (14) декабря 1821, деревня Грузко-Еланчинская близ Таганрога — 10 (22) апреля 1869, Санкт-Петербург) — русский поэт XIX века. Отец — украинец, мать — гречанка. Почему на памятнике изображена «Звезда Давида»? Непонятно.
Антон Григорьевич Рубинштейн.
Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 (20) ноября 1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог; старший брат пианиста Николая Рубинштейна. Его именем названа главная барная улица Санкт-Петербурга.
Антон Степанович Аренский.
Антон (Антоний) Степанович Аренский (30 июня [12 июля] 1861, Новгород — 12 [25] февраля 1906, Перк-ярви (ныне Кирилловское), Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское) — русский композитор, пианист, дирижёр и педагог. В 1889—1894 годах — профессор Московской консерватории, в 1895—1901 — управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.
Аренский умер в 1906 году от туберкулёза. Был похоронен в петербургской Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище, у южной ограды некрополя, где была возведена застеклённая металлическая часовня с надгробным памятником — гипсовым горельефом работы Марии Диллон (1908); в 1936 году прах и надгробие были перенесены к стене Тихвинской церкви, в 1952 году гипсовый горельеф был заменён копией из искусственного камня.
Пётр Иванович Скипетров (1863–1918) — священномученик.
13—21 января (ст. ст.) 1918 года в Петрограде по распоряжению комиссара государственного призрения Александры Коллонтай матросы и красногвардейцы пытались занять помещения Александро-Невской лавры для размещения инвалидов в зданиях Лавры, что вызвало конфликт с духовенством и церковным народом. 18 января Скипетров был вызван митрополитом Вениамином на следующий день в Александро-Невскую лавру, к трём часам дня. На дороге, при входе в монастырь со стороны Духовной академии, им сообщили, что в лавре неспокойно, однако Пётр и другой священник его храма проследовали в Троицкий собор лавры, а затем к покоям митрополита. Войдя в коридор главного подъезда, протоиереи увидели нескольких красногвардейцев, которые пререкались с женщинами и угрожали им оружием; отец Петр обратился с увещанием к вооружённым людям, последовал выстрел из револьвера со стороны одного из красноармейцев, священник был ранен в лицо. По телефону был вызван сын отца Петра, врач П. П. Скипетров, который нашёл отца в тяжёлом состоянии: пуля прошла через нижнюю челюсть и остановилась в области шеи. Экстренная медицинская помощь привела раненого на краткий момент в сознание. Его перенесли на руках в лазарет Союза городов № 246, располагавшийся по Невскому проспекту, 135, где раненый скончался вечером 20 января. Торжественное отпевание отца Петра совершил митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) в сослужении епископов Прокопия (Титова) и Артемия (Ильинского).
«Менее чуткий, более теплохладный человек мог бы промолчать и тем самым сохранить свою жизнь, но не таков был о. Пётр — энергичнейший пастырь с его смелою христианскою душою, с его „Илииной“ ревностию», — писал о нём профессор Александр Бронзов.
Д. Д. и Ф. Д. Пономарёвы — дети заводчика и мецената Д. Д. Пономарёва.
Рельеф отлит в литейной мастерской Петербургской АХ под руководством К. П. Клодта, чугунные детали изготовлены на заводах Пономаревых в 1838.
Александр Евстафьевич Мартынов.
Александр Евстафьевич Мартынов (8 (20) июля 1816, Санкт-Петербург — 16 (28) августа 1860, Харьков) — русский актёр, один из основоположников русской школы сценического реализма.
В. В. Самойлов (1813–1887) — актёр, живописец, график, архитектор.
Один из наиболее технически изощрённых и эстетически выразительных актёров своего времени, основоположник т. н. «самойловской традиции».
Вера Васильевна Самойлова-Мичурина.
Трубецкой Сергей Петрович (1827–1832).
Трубецкой Сергей Петрович (29.03.1827–09.02.1832). Сын князя П. П. Трубецкого (1793–1840) от второго брака с княжной К. К. Гика.
Архитектурное надгробие, 1830-е гг. Чугун, известняк, 238x182x182.
Сень из чугунных блоков, с четырьмя проемами со стрельчатыми арками и пинаклями в ложно-готическом стиле, квадратная в плане, без верха, на прямоугольном постаменте из плит. На восточной стороне постамента рельефный герб Трубецких и надпись выпуклыми литерами:
Оставите дътей и не возбраняйте имъ / npiити ко Мне, таковыхъ бо есть Царство / Небесное... Ангели ихъ на небесъх вьявъ / видятъ Лице Отца Моего Небеснаго. / Евангелiе отъ Матф. / Младенецъ / Князь Сергiй Петровичь Трубецкой. / Родился 29 Марта 1827 / Скончался 9 Февраля 1832 года.
Лядова-Иванова Вера Александровна 1839–1870.
Лядова-Иванова Вера Александровна 1839–1870
Актриса, дочь дирижера А. Н. Лядова, жена балетмейстера Л. И. Иванова. Выступала в балетах, опереттах и водевилях. Первая исполнительница партии Елены в оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» (в образе этой роли изображена на памятнике).
Стела. Мастер А. А. Баринов, 1870-е гг. Мрамор, беотитовый гнейс, 242х114х62; медальон 47х35х7.
Стела белого мрамора с закругленным верхом, окаймленная с лицевой стороны резной гирляндой из листьев плюща и акантом по периметру основания, на прямоугольном постаменте и цоколе. На лицевой стороне - овальный медальон с барельефным портретом актрисы в роли Елены Прекрасной, обрамленный дубовыми листьями. Под портретом надпись выпуклыми литерами:
Въръ Александровнъ / Лядовой-Ивановой / отъ Друзей / Почитателей ея таланта, / и Сотоварищей.
В. А. Лядова-Иванова была перезахоронена в 1936 г. со Смоленского православного кладбища, одновременно перенесено и надгробие. Памятник изготовлен в мастерской А. А. Баринова на 17-й линии Васильевского Острова (автор эскиза неизвестен). Средства на сооружение памятника популярной актрисе собраны ее поклонниками.
Мадатов Валериан Григорьевич.
Мадатов Валериан Григорьевич (18.05.1782–04.09.1829)
Князь, генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813-1814, боевых действий на Кавказе. Погиб под Шумлой в ходе русско-турецкой войны 1828-1829.
Плита, 1960 г. Гранит, 109x113x16. Плита прямоугольная с вырубленной надписью:
Генерал-лейтенант / Валериан / Григорьевич / МАДАТОВ / 1782–1829.
Прах В. Г. Мадатова был перенесен с Кавказа в Петербург на Ново-Лазаревское (Тихвинское) кладбище, где на средства его вдовы был установлен надгробный памятник в виде жертвенника из серого гранита с накладным бронзовым рельефом: меч в лавровом венке. Надпись на памятнике, согласно «Петербургскому некрополю», указывала даты рождения и смерти военачальника (18 мая 1782–4 сентября 1829). В ходе реконструкции Некрополя мастеров искусств в 1935–1936 гг. памятник был утрачен. По ходатайству правнучки Мадатова М. Г. Лазаревой в 1960 г. на месте его могилы была установлена гранитная плита.
Витали Иван Петрович.
Витали Иван Петрович (1794–05.07.1855) — скульптор, монументалист-портретист, педагог, профессор Императорской АХ.
Среди его работ — скульптурное оформление Исаакиевского собора, Георгиевского зала в Большом Кремлевском дворце и др.
День памяти — 17 июля (по новому стилю).
Витали Карл Иванович (1843–1879) — сын И. П. Витали. Похоронен вместе с сыном.
Мраморный бюст на постаменте. Бюст — копия прижизненного портрета, скульптор А. Е. Фолетти, 1849 г.; 164x53x36; бюст 52 х 36 х 26.
Портретный погрудный бюст в виде гермы на прямоугольном постаменте и цоколе. На северной стороне постамента вырублена надпись:
«Скульпторъ / Иванъ Петровичъ / Витали / род. 1794 г. / сконч. 1855 г.».
И. П. Витали был перезахоронен в 1936 г. с Волковского лютеранского кладбища. Первоначальный памятник представлял собой ажурную металлическую сень, под которой находился мраморный бюст на постаменте — копия с гипсового оригинала работы скульптора А. Е. Фолетти, находившегося в Академии Художеств (ныне — в ГРМ). В некрополь был перенесен только бюст с постаментом.
Тартаков Иоаким Викторович.
Тартаков Иоаким Викторович (1860–1923) — Оперный певец, главный режиссер Мариинского театра, профессор Петроградской консерватории. Заслуженный артист, удостоен этого звания еще в дореволюционное время. Лучшие роли: Демон, Грязной, Риголетто, Онегин. С большим успехом исполнял концертные программы из произведений П. И. Чайковского.
Пирамида из шести ступеней (зиккурат) на прямоугольном постаменте, поддерживаемом четырьмя бронзовыми акротериями в виде театральных масок, на профилированном массивном цоколе. На северной стороне пирамиды — квадратный картуш с барельефным профилем Тартакова, на южной — в фигурном картуше вырублена надпись:
«ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ И.В. ТАРТАКОВ».
И. В. Тартаков скончался 22 января 1923 г. от ушибов, полученных в автомобильной аварии на проспекте Обуховской обороны, когда он возвращался с шефского концерта для рабочих. Проект надгробия певцу на Тихвинском кладбище разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фомин — «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 г. Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А. К. Глазунов. Был организован сбор пожертвований на сооружение памятника и ряд концертов: в Мариинском театре и Консерватории. Материалом для «зиккурата» послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесенной в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я. А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполитпросвета, которой скульптор заведовал в 1919-1934 гг. (эскиз масок был намечен в проекте Фоминым). Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В. А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 г.
Николай Иванович Уткин.
Н. И. Уткин был перезахоронен со Смоленского православного кладбища в 1936 г., тогда же перенесено и надгробие. Памятник установлен на средства Н. И. Уткина, оставленные по завещанию (« <...> на сделание мне памятника употребить тысячу рублей»). Проект выполнил архитектор А. К. Бруни, бюст Уткина изваял скульптор Г. Н. Дурнов (1824–1853). За бюст Уткина, созданный в 1848 г., Дурнов получил звание неклассного художника и вольную, гипсовый экземпляр хранился в музее Академии художеств, и видимо, с него выполнили бронзовую отливку для памятника. С надгробия на Смоленском кладбище бюст был снят в 1925 г. по инициативе общества «Старый Петербург» и в 1930 г поступил в собрание ГРМ. Стихотворная эпитафия могла быть написана переводчиком А. Н. Струговщиковым (1808–1878), посвятившим Уткину стихотворение к 50-летию его творческой деятельности, изданное отдельной брошюрой. В 1972 г. музеем установлен на памятнике новый бронзовый бюст Уткина, выполненный скульптором В. П. Астаповым.
Гнедич Николай Иванович.
Главный его труд — стихотворный перевод «Илиады» Гомера в размере подлинника.
В похоронах Н. И. Гнедича на Ново-Лазаревском (Тихвинском) кладбище принимали участие его друзья и знакомые: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. Н. Оленин и др. Средства на сооружение памятника были собраны по подписке. В начале 1836 г. газета «Северная пчела» отмечала: «В апреле 1835 г. было собрано на памятник 1120 руб., из которых употреблено на медальон под руководством Гальберга 320 руб., а на самый монумент 800 руб.». Это считалось основанием для атрибуции барельефа Гнедича работой С. И. Гальберга. В последнее время хранитель фондов скульптуры ГРМ Е. В. Карпова выдвинула версию о том, что барельеф выполнил ученик Гальберга — Антон Андреевич Иванов. Эта версия опирается на сообщение в «Художественной газете» за 1841 г., где в статье «Художники, отправляющиеся за границу», среди работ Антона Иванова упомянут портрет Гнедича, а также перечень работ скульптора в «Словаре русских художников» Н. П. Собко. Памятник был открыт осенью 1835 г.
В 1961 г. подлинник барельефа заменен мраморной копией, оригинал помещен в музейную экспозицию «Знаки памяти».
Есипова-Лешетицкая Анна Николаевна.
Мраморная скульптура на гранитном цоколе: фигура ангела в длинной хламиде (крылья утрачены), сидящего с опущенной головой и сжатыми руками на постаменте, усыпанном лилиями (утрачен крест, у которого сидел ангел).
А. Н. Есипова и Е. И. Ильин (сын) были перезахоронены с Никольского кладбища в 1948 г. Тогда же музеем был установлен памятник, для которого использована сохранившаяся с утратами скульптурная композиция мастера А. Аргенти, выполненная в 1900 г.
Фонтан в центре.
Министры Внутренних Дел Российской Империи.
Эта табличка на заборе меня изрядно удивила. Пять министров подхоранивали в одну могилу? Очень странно.
Гинцбург Илья Яковлевич.
Гинцбург Илья Яковлевич (настоящее имя Элиаш Гинзбург) 15.05.1859–03.01.1939.
Скульптор, ученик М. М. Антокольского, профессор художественных мастерских. Автор надгробий В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина; памятников Г. В. Плеханову, Д. И. Менделееву.
Крамской Иван Николаевич.
Живописец и рисовальщик, основатель Артели художников и Товарищества Передвижных выставок, художественный критик. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857–1863 гг. учился в АХ в Петербурге. Автор портретов деятелей русской культуры (Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, А. С. Суворин), картин «Неизвестная», «Христос в пустыне» и др.
И. Н. Крамской был перезахоронен со Смоленского православного кладбища в 1939 г. Первоначальный памятник не сохранился. Согласно «Петербургскому некрополю», на памятнике указывалось, что Крамской родился в Острогожске 27 мая 1837 г. и скончался 24 марта 1887 г. Надгробие установлено музеем с использованием гранитного обелиска работы мастера А. Вассербургера 1870-х гг.
Клодт фон Юргенсбург Петр Карлович.
Скульптор-анималист, заведующий литейной мастерской Императорской АХ, преподаватель, академик (1833), профессор. Среди его работ: бронзовые «кони Клодта» на Аничковом мосту, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, памятник И. А. Крылову в Летнем саду и др.
П. К. Клодт был перезахоронен со Смоленского лютеранского кладбища в 1936 г. Первоначальное надгробие в виде деревянного креста не сохранилось. Согласно «Петербургскому некрополю», на памятнике было отмечено, что барон П. К. Клодт фон Юргенсбург родился 24 мая 1805 г., скончался 16 ноября 1867 г. Рядом с отцом был похоронен его сын, Михаил Петрович Клодт (1835–1902). Надгробие установлено музеем с использованием гранитного жертвенника работы неизвестного мастера 1840-х гг.
Зиновий Петрович Рожественский.
В романе А. С. Новикова-Прибоя «Цусима» Рожественский назван болезненно самолюбивым, самонадеянным, вспыльчивым, не знающим удержа в своем произволе человеком, наводившим страх не только на матросов, но и на офицеров, презиравшим их, убивавшим в них волю и всякую инициативу. «Даже командиров кораблей он всячески третировал и, не стесняясь в выражениях, хлестал их отборной руганью… За все время службы я ни разу не видел, чтобы мрачное лицо адмирала когда-либо озарилось улыбкой». Контр-адмирал Небогатов говорил о нём: «Многие командиры на языке адмирала имели прозвища, граничащие с площадной бранью, и адмирал нисколько не стеснялся употреблять эти прозвища громко на верхней палубе в присутствии судовых офицеров и команды»:
… Рожественский заочно разносил какого-нибудь командира, заменяя его фамилию придуманной кличкой… Не только командиры судов, но и младшие флагманы не избежали прозвищ… Что представлял собою в его глазах толстый контр-адмирал Фелькерзам? «Мешок с навозом». А недалекий контр-адмирал Энквист? «Пустое место»…. Командир «Ушакова» Миклуха-Маклай, родственник знаменитого путешественника? «Двойной дурак»… Некоторым командирам Рожественский давал прозвища, заимствованные из терминологии венерических болезней… Часто Рожественский кричал на командиров военных кораблей, как фельдфебель на новобранцев.
Боткин Сергей Сергеевич.
Профессор Военно-медицинской академии, действительный член Императорской АХ, коллекционер. Был близок к кругу художников объединения «Мир искусства». Руководитель кафедр «Заразных болезней» и «Академической терапии». Ему принадлежит ряд открытий в области происхождения и лечения инфекционных заболеваний. Сын выдающегося ученого-терапевта С. П. Боткина, в честь которого названа больница в Санкт-Петербурге.
Архитектурный памятник, 1913. Художник А. Н. Бенуа; архитектор Н. Е. Лансере; скульптор В. В. Кузнецов; мастер Г. А. Веберг.
Тарханов (Тарханишвили) Иван Рамазович.
Тарханов (Тарханишвили) Иван Рамазович — Князь, ученый-физиолог, профессор Медико-хирургической академии. Исследовал функции нервной системы, описал кожно-гальваническую реакцию, обнаружил действие рентгеновских лучей на организм.
Тарханова-Антокольская Елена Павловна — художница, племянница скульптора М. М. Антокольского, жена И. Р. Тарханова.
Надгробие — редкий в петербургском некрополе образец мемориальной архитектуры северного модерна. Проект был разработан вдовой Тарханова, художницей Е. П. Тархановой-Антокольской, похороненной здесь же в 1930 г.
Стасов Владимир Васильевич.
Стасов Владимир Васильевич 02.01.1824-10.10.1906.
Художественный и музыкальный критик, историк искусства, почетный член Петербургской Академии наук. Сын В.П. Стасова. Служил в Императорской публичной библиотеке. Был идейным вдохновителем художников-передвижников и композиторов «Могучей кучки» (сочиненное им название Балакиревского кружка).
Для организации работ по сооружению надгробия В. В. Стасова был создан кружок, в который вошли: И. Е. Репин, И. П. Ропет, И. Я. Гинцбург, барон Д. Г. Гинцбург, Л. Н. Яковлева, Е. М. Балк, княгиня Е. П. Тарханова-Антокольская, граф И. И. Толстой, С. А. Венгеров. С целью сбора средств на памятник 21 января 1907 г. в Тенишевском училище был дан благотворительный концерт, на котором выступил Ф. И. Шаляпин. Затем состоялась лотерея, на которую пожертвовали свои произведения И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов и другие художники.
Проект надгробия создали близкие друзья критика — скульптор И. Я. Гинцбург и архитектор И. П. Ропет (мастер любимого Стасовым «русского» стиля, в котором выполнена ограда памятника). 11 октября 1907 г. на вечере памяти Стасова в Тенишевском училище Гинцбург представил публике гипсовую модель портретного горельефа, созданного на основе сделанного им прижизненного портрета критика. К весне 1908 г. работы по сооружению памятника были завершены, открытие состоялось 11 мая.
Сперанский Михаил Михайлович.
Государственный деятель, законовед. С 1808 — ближайший советник Александра I, автор плана либеральных преобразований; в 1812 сослан в Нижний Новгород, позже был губернатором в Пензе и Сибири. После возвращения в Петербург занимался кодификацией законов, результатом чего стали 45-томное Полное собрание законов и 15-томный Свод законов Российской Империи. По мысли Сперанского в 1811 был основан Царскосельский Лицей, где учился А. С. Пушкин.
Александр Сергеевич Танеев.
Танеев собирал русские народные песни, что привело в 1900 году к его назначению председателем песенной комиссии для снаряжения экспедиций с целью собирания народных песен в Императорском Русском географическом обществе.
Баратынский Евгений Абрамович.
Поэт, мастер философской лирики, друг А. С. Пушкина. Один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX в. Среди его стихотворений — «Не искушай меня без нужды», положенное на музыку М. И. Глинкой.
Баратынская (урожд. Энгельгардт) Анастасия Львовна.
Петипа Мариус Иванович.
Балетмейстер и педагог, представитель французской артистической династии; с 1847 работал в России. Главный балетмейстер петербургской труппы, поставил свыше 60 балетов, среди которых «Спящая красавица» П. И. Чайковского и «Раймонда» А. К. Глазунова.
Кустодиев Борис Михайлович.
Известный живописец, график, театральный художник, ученик И. Е. Репина, помогавший ему в написании полотна «Заседание Государственного совета». Учился в петербургской АХ (1896–1903). Академик петербургской АХ (1909).
Автор картин на темы русского провинциального быта: «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Масленица»; знаменитого портрета Шаляпина.
Пименов Степан Степанович.
Пименов Степан Степанович 1784–22.03.1833 — скульптор, профессор Императорской АХ. Автор скульптур Казанского собора, Горного института, Адмиралтейства, Александринского театра и др.
Пименов Николай Степанович 24.11.1812–05.12.1864 — скульптор, профессор Императорской АХ, сын С. С. Пименова. Автор воспетой А. С. Пушкиным статуи «Парень, играющий в бабки», памятников адмиралу М. П. Лазареву, князю М. С. Воронцову. Прах перенесён со Смоленского кладбища в 1936. В 1939 установлен гранитный жертвенник.
Стравинский Федор Игнатьевич, певец, Стравинский Гурий Федорович (1884–1917), сын Ф. И. Стравинского, оперный певец.
Стравинский Федор Игнатьевич 08.06.1843-21.11.1902
Певец, солист Мариинского театра. Среди его лучших партий Фар-лаф в опере «Руслан и Людмила», Еремка в опере «Вражья сила». Борец с рутиной на оперной сцене, талантливый рисовальщик, делал грим для своих ролей. Отец композитора И. Ф. Стравинского (1882–1971).
Стравинский Гурий Федорович (1884–1917), сын Ф. И. Стравинского, оперный певец.
Строганова (урожд. княжна Кочубей) Наталья Викторовна (1801–1855). Голицына (урожд. графиня Строганова) Наталья Александровна (1830–1853).
Строганова (урожд. княжна Кочубей) Наталья Викторовна 1801–24.01.1855. Графиня, дочь государственного канцлера князя В. П. Кочубея. Жена графа, генерала от артиллерии, генерал-адъютанта А. Г. Строганова. Адресат любовной лирики юного А. С. Пушкина.
Голицына (урожд. графиня Строганова) Наталья Александровна 1830–11.04.1853. Княгиня, дочь графа А. Г. Строганова, жена князя П. В. Голицына (1822-1871). Похоронена рядом с матерью.
Мария Шимановская.
Мария Шимановская оставила глубокий след в культуре многих стран. Гёте отзывался о Шимановской как о «пленительной богине музыки», а Мицкевич называл её «королевой звуков».
Мария Шимановская умерла 25 июля 1831 года в возрасте 41 года в Петербурге от холеры. Похоронена на Митрофаниевском кладбище.
25 сентября 2010 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге был открыт кенотаф Марии Шимановской, выполненный по проекту архитектора Вячеслава Бухаева.
Юрьев Юрий Михайлович 03.01.1872–13.03.1948.
Актер, с 1893 г. выступал на сцене Александринского театра (Академического театра драмы им. А.С. Пушкина). Один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде, автор мемуарных «Записок».
Памятник создавался по решению Совета Министров СССР на средства Всероссийского театрального общества. Открытый конкурс на проект памятника был объявлен правлением ВТО совместно с Ленинградским отделением Союза архитекторов в 1948 г. По его результатам работы были поручены скульптору М. К. Аникушину и архитектору В. А. Петрову. Памятник отлит на заводе «Монументскульптура». Открытие состоялось 13 марта 1961 г.
Каратыгин Василий Андреевич 26.02.1802–13.03.1853.
Актер, ведущий трагик Александринского театра, переводчик, драматург. Крупнейший представитель позднего театрального классицизма и романтизма, мастер высокой сценической культуры. Первый исполнитель ролей Арбенина в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Каратыгина-Колосова Александра Михайловна 04.02.1802–07.03.1880.
Актриса, жена В. А. Каратыгина. Ученица П. А. Катенина и А. А. Шаховского. А. М. Каратыгина училась в Париже, свободно владела несколькими иностранными языками, была человеком умным и образованным.
Каратыгин Петр Андреевич 11.07.1805–06.10.1879.
Актёр, автор водевилей, мемуарист. Брат В. А. Каратыгина. Автор воспоминаний «Записки», в которых с присущим автору остроумием и наблюдательностью отражена целая театральная эпоха. Написал 73 пьесы, в т. ч. 46 водевилей. Водевили П. А. Каратыгина были актуальны, не перегружены лишним действием, с живым, остроумным сюжетом.
Комиссаржевская Вера Федоровна 27.10.1864–10.02.1910.
Драматическая и трагедийная актриса, режиссер театра. Дочь известного певца, она пела и впоследствии играла в любительских спектаклях К. С. Станиславского. Выступала в Александринском театре. В 1904 г. открыла в Петербурге свой театр, на сцене которого шли пьесы А. А. Блока, Ф. К. Сологуба, Л. Н. Андреева, М. Метерлинка. Сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах, в т.ч. роль Нины в первой постановке «Чайки» А.П.Чехова.
Территория под охраной кота.
Просто скульптура на перепутье. С масонской символикой: всевидящим оком.
Авилов Михаил Иванович 06.09.1882–14.04.1954.
Живописец-баталист, Народный художник РСФСР (1953), действительный член АХ СССР (1947). Автор полотна «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью.
В 1904–1913 гг. обучался в батальном классе Академии художеств у Ф. А. Рубо, затем у Самокиша. В период 1-й мировой войны печатал в иллюстрированных журналах военные зарисовки.
Творчество Михаила Ивановича Авилова сыграло важную роль в истории русской батальной живописи ХХ в. Мастер исторических полотен, в своих работах он уделял большое внимание точному изображению всех деталей снаряжения, мундиров, оружия. Он хорошо передавал динамику движения человеческой фигуры, в особенности стремительный бег лошади. В этом ему помогали натурные рисунки, быстрые, живые наброски.
Работы автора находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее (Украина), историческом музее им. Д. И. Яворницкого (Украина), Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.
Розы.
Сенявин Григорий Алексеевич 29.01.1767–17.04.1831.
Капитан-командор, сын А. Н. Сенявина, командовал кораблем в эскадре адмирала Ф. Ф. Ушакова в средиземноморской экспедиции 1798–1800.
Сенявин Алексей Наумович 05.10.1722–11.08.1797.
Адмирал, служил на флоте с двенадцати лет. Участник русско-турецких войн, командовал Азовской флотилией, участвовал во взятии Крыма, в создании Черноморского флота.
Хлопин Виталий Григорьевич 14.01.1890–10.07.1950.
Радиохимик, академик, основатель научной школы. Окончил Геттингенский и Петербургский университеты. Герой Социалистического труда. Руководил созданием первого в СССР радиевого завода, получил первые отечественные препараты радия.
Косиковский Андрей Иванович 1769–23.06.1838.
Откупщик, снабжал продовольствием русскую армию в Отечественную войну 1812 г. Владелец доходного дома на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы.
Портик с восемью каннелированными колоннами белого мрамора на мраморном прямоугольном постаменте и ступенчатом цоколе из блоков розового гранита. С двускатным покрытием, карнизом с фронтонами и акротериями, фризом с рельефами в метопах и триглифах. Внутри портика мраморный резной саркофаг корытообразной формы, на ножках-волютах с львиными лапами и высоком плинте. На восточном торце саркофага круглый медальон с барельефным профилем Косиковского на западном - четырехконечный крест в сиянии. На плинте саркофага с южной стороны вырублена надпись курсивом:
Санктъ Петербургскiй 1ой гильдiи купецъ Андрей Ивановичъ КОСИКОВСКIЙ/ Скончался Iюня 23 дня 1838 года на 70 году от рожденiя.
Измайлов Александр Ефимович 14.04.1779–16.01.1831.
Литератор, журналист, баснописец, романист, выходец из дворянской семьи. Издавал журнал «Цветник» и «Благонамеренный». Вице-губернатор Твери и Архангельска.
А. Е. Измайлов был перезахоронен со Смоленского православного кладбища в 1936 г. Первоначальный памятник не сохранился, надгробие установлено музеем с использованием памятника работы неизвестного мастера 1830-х гг.
Статковский Александр Осипович (1795–1837).
Этот памятник привлёк моё внимание живописным портретом. «Лермонтов», — окрестил я его про себя. И, конечно, ошибся. Это — Статковский Александр Осипович (30.08.1795–18.02.1837). Генерал-майор, флигель-адъютант, директор Московского кадетского корпуса. Участник заграничных походов русской армии в 1813–1814 гг.; Русско-турецкой войны 1828–1829 гг., подавления польского восстания 1831 г.
Ну и портрет тоже оказался копией. В 1978 г. оригинал портрета Статковского помещен в фонды музея, на памятнике установлена копия (1998, художник-реставратор Е. А. Белова-Романова).
Кладбищенская «садовая» скульптура.
Клумба.
А моя прогулка на этом подошла к концу, я с вами прощаюсь, до новых встреч!