Дом-мастерская М. К. Аникушина.
Петроградская сторона подобна драгоценному камню с бесконечным количеством граней. Каждый раз, когда кажется, что побывал уже везде и всё посмотрел, она поворачивается к тебе новой стороной. Так произошло и в этот раз: за очередным фасадом вполне себе обычного петроградского дома расположился огромный зелёный двор, оказавшийся на поверку Вяземским садом, с совершенно нетипичной растительностью, включающей в себе грецкие орехи, а также частично скрытым за деревьями удивительным особняком, построенным в стиле советского модернизма, и это — дом-мастерская М. К. Аникушина.
До посещения музея (мастерскую переоборудовали в музей после смерти в 2003 году вдовы Аникушина — Марии Тимофеевны Литовченко) мне почему-то казалось, это был посредственный, но обласканный властями и модный в советское время мастер, плотно работавший с госзаказами, типа Зураба Церетели. Но всё оказалось гораздо глубже и совсем не так.
Вход в музей стоит 200 рублей, детский билет — 100. В стоимость билета включен аудиогид, и его, поверьте, стоит послушать.
Вход.
Войдя в здание, вы попадаете в гардероб и бывший кабинет жены скульптора, Марии Тимофеевны Литовченко, на стене схематично изображена карта географии творений Аникушина — от Японии до Кубы, но в основном, конечно, это территория бывшего СССР. Часть подлинного пола кабинета, паркет, сохранена.
Гостиная.
Гостиная комната с камином прекрасно оформлена и, кажется, переносит посетителей в те времена и компании, которых принимали у себя скульптор с супругой. Вообще, в музее всё очень атмосферно, а запах глины прямо вызвал у меня, человека, когда-то давно окончившего художественную школу, ностальгию.
Малая мастерская М. К. Аникушина.
Насладившись обстановкой гостиной мы прошли далее, в малую мастерскую:
В малой мастерской сохранилась рабочая одежда Михаила Константиновича и огромное количество малых скульптур и эскизов. Большое окно, выходящее на север, и скошенный потолок обеспечивали мастерскую рассеянным белым светом. Но высота этой мастерской не позволяла творить огромные статуи, как, например, памятник Владимиру Ильичу Ленину на Московской площади. И мы проходим в главную, большую мастерскую.
Главная (большая) мастерская М. К. Аникушина.
Устройство, установленное здесь на бывшем основании строительного башенного крана, называется скульптурным глаголем и предназначено для дополнительной опоры каркаса и фиксации скульптуры. Глаголь этот можно поворачивать и даже катать по мастерской, потому что стоит эта конструкция на металлических рельсах. Стены вокруг отделаны белым кафелем, и связано это с тем, что; глину нужно регулярно поливать водой, чтобы она не рассыхалась и не растрескивалась.
Выставка памятников А. С. Пушкину.
Кроме постоянно представленных предметов в большой мастерской регулярно проходят временные выставки. Мы попали на выставку памятников Александру Сергеевичу Пушкину. И тут аудиогид рассказал нам, что:
Михаил Аникушин вспоминал, как в восемь лет он ехал с бабушкой в трамвае и неожиданно по пути к Тверскому бульвару увидел в окне памятник Пушкину работы Александра Опекушина. Этот монумент так впечатлил его, что вся его последующая жизнь разделилась на две части: Пушкин и всё остальное. Вся жизнь скульптора после этого стала неразрывно связана с образом великого поэта.
И здесь я впервые узнал, что памятнику Пушкину на площади Искусств перед Русским музеем, который всегда воспринимался мной единым целым и с музеем, и с площадью, исполнилось на момент моего рождения всего 20 лет. И автор его — Михаил Константинович Аникушин. Выставка рассказывает историю создания этого памятника. Оказывается, он мог бы стоять, например, на Стрелке Васильевского острова, но в последний момент высокая комиссия справедливо рассудила, что:
- Во-первых, размер памятника должен был быть громадным, чтобы вписаться в ансамбль Стрелки;
- А во-вторых, он должен был бы стоять лицом к акватории Невы, приветствуя приходящие в город корабли, но в этом случае Пушкин оказался бы спиной к Васильевскому острову и жителям города.
В итоге остановились на месте, где памятник стоит и по сей день. На момент проведения конкурса Михаил был ещё совсем юношей и не мог тягаться с маститыми скульпторами и архитекторами, но те так и не создали подходящего и устраивавшего бы всех памятника. Поэтому по прошествии нескольких лет к участию в конкурсе пригласили вообще всех желающих. Михаил Аникушин понял, что это — его шанс, принял участие и внезапно выиграл. Ниже представляю вашему вниманию фотографии макетов. Итак, каким мог бы быть Пушкин перед Русским музеем:
А вот и эскизы, для наглядности:
Отдельно стоит отметить, что уже после того как Аникушин выиграл конкурс, его мучили сомнения: чего-то, на взгляд художника, в его скульптуре не хватало. И Аникушин отправляется в Италию. Много ездит по Италии, изучает архитектуру и скульптуры Рима, Венеции и в один прекрасный момент понимает, каким должен быть его Пушкин. Он возвращается домой в СССР и сообщает, что будет переделывать уже утверждённый проект. Это было неслыханно, но мастер пообещал, что в итоге новый Пушкин станет ещё лучше прежнего. Ему поверили. Проект был переделан. Члены высокой комиссии согласились, что Пушкин стал ещё лучше, и, вуаля, в 1957 году Александр Сергеевич был установлен на площади Искусств в том виде, в котором его знает и любит теперь весь мир.
Большеформатные модели для мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» в годы блокады.
С одного торца здания мастерской расположена витрина со скульптурами для мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» в годы блокады, расположенного на площади Победы в Санкт-Петербурге. Аникушин прошёл Великую Отечественную войну от начала и до конца, в 1941 году ушёл в ополчение и пропустил через себя весь ужас этой войны, всю боль. Поэтому он настоял на том, чтобы в фигурах не было пафоса, чтобы это были знакомые каждому, родные и близкие люди. Например, натурщиком для скульптуры «Золотой мальчик», которая, увы, так и не попала в мемориал, выступил внук скульптора Адриан Аникушин. По каким-то причинам фото- и видеосъемка в этом зале-витрине запрещена, поэтому фото не будет.
Зал-витрина №2.
А в зале-витрине с другого торца съёмка разрешена, поэтому фото есть. Здесь мы видим Уланову и других, а также, конечно, вновь — Александра Сергеевича Пушкина. Есть здесь Пушкин, установленный в Пятигорске. Есть Пушкин, установленный на станции метро «Чёрная Речка» — перед дуэлью. «Я плачу, кричу, а он спокоен!» — говорил автор об этом памятнике. Есть умирающий Пушкин, уже получивший смертельное ранение.
Заключение.
Все образы Михаил Константинович Аникушин пропускал через себя, как талантливые актёры вживаются в роли, так и великий скульптор старался прожить, прочувствовать героев своих произведений. И на обратном пути так получилось, что мы прошлись пешком до станции метро «Чёрная Речка», где я сфотографировал памятник Пушкину, вышедший из-под рук великого мастера, в доме которого мы только что побывали.