Недавно на основных порталах Сети, посвящённых автомобильной тематике, прошла серия публикаций, посвящённых будущему автомобильного дизельного двигателя.
Практически все авторы делают один и тот же вывод: дизельный мотор на легковом автомобиле переживает сложные времена. И с этим выводом нельзя не согласиться. В том виде, каким его делают в Китае, дизельный мотор реально может утратить популярность.
Но это не значит, что дизели не будут использоваться в автомобильной технике. По крайней мере, на пикапах, небольших и больших грузовиках альтернативы дизельному мотору нет и не будет ещё 20-30 лет, пока его не вытеснит газотурбинный агрегат.
Дизели неплохо прижились на тяжёлых и мощных внедорожниках-вездеходах — огромный крутящий момент и высокая экономичность делают дизельный мотор более предпочтительным вариантом, чем бензиновые двигатели.
А ещё можно вспомнить огромный ресурс дизеля, для которого пробег 400-500 тыс. км — вполне заурядный показатель. А вот бензиновый мотор в идеале вытягивает на 300 тыс. км ресурса.
Факторы, препятствующие распространению дизелей
Против использования дизеля «работают» четыре основных фактора. Это более высокая цена на дизельное топливо, сложное техническое обслуживание и дорогой ремонт, необходимость регулярной замены сажевых фильтров и датчиков, потребность в периодической заливке в бак нейтрализатора определённого количества водного раствора мочевины.
И самое главное — широкому распространению легкового дизеля мешает сильное нежелание использовать данную схему со стороны китайских автопроизводителей.
Не предпочитают китайские автолюбители дизельные двигатели, машины с дизелями продаются очень плохо. Причин для этого много, и это выбор жителей Поднебесной. Именно поэтому дизели не ставят на гибридах, хотя это наиболее простое и очевидное решение.
Ситуация в России и перспективы
У нас в стране дизели всегда уважали, но только те, что были сделаны до начала экологической программы по снижению выбросов. Именно стремление к экологичности превратило дизель в сложно регулируемый и чересчур сложный агрегат, оснащённый множеством датчиков, клапанов и сенсоров.
А пока большинство дизельных и бензиновых моторов производятся в Китае, современный дизель будет источником постоянных технических проблем.
Кстати, ситуацию с дизельными моторами давно поняли в Европе. Немецкие, шведские и французские компании-моторостроители давно осознали, что в данный момент времени китайские заводы просто не могут обеспечить нужный уровень качества производства дизелей.
И сейчас Европа планирует вернуться к дизельным двигателям местного производства. Спрос есть и немалый. Мало того, европейский автолюбитель готов переплачивать за установку немецкого дизеля на машине вместо китайского. Поэтому планы на дизель есть, и это несмотря на все заверения Евросоюза о будущем отказе от производства всех видов ДВС.
А китайские компании всё так и останутся на рынке с электромобилями и гибридами, которые могут конкурировать с дизелем лишь при наличии дотаций и бонусов.
Преимущества современного дизеля
Что касается эффективности и экологии современного дизеля, то этот тип мотора явно превосходит бензиновые, газовые и спиртовые агрегаты. В данный момент КПД легкового дизеля, даже с учётом всех сложностей, связанных с ограничениями по Евро-5, дотягивает до 45%. На серийных тягачах MAN и Mercedes уже ставят моторы с КПД почти 50%.
При том что токсичность выхлопа у пикапов, грузовичков-фургонов и автобусов ниже, чем у бензинового авто. Крупные города в Европе давно ограничили въезд за пределы городской черты всего служебного и коммерческого транспорта с бензиновыми моторами — вся транспортная работа выполняется только на дизелях.
Даже признанные гибриды с мотор-генераторами, работающие по циклу Аткинсона, полностью проигрывают дизельному двигателю. И это ещё не всё. Два года назад стартовала программа альтернативных топлив для дизельного мотора. Теперь вместо обычной солярки планируется использование гликолевых топлив.
Это вещества типа этиленгликоля, который заливается в систему охлаждения. На таком топливе уровень выхлопа дизеля с обычным катализатором легко выходит на уровень Евро-4, а с мочевиной даже на уровень Евро-6.
Экономические аспекты
Но пока солярка обходится дешевле гликоля, выгоднее покупать качественное дизельное топливо и раз в квартал доливать в нейтрализатор AdBlue.
Что касается трудностей в ремонте и обслуживания дизеля, то всё зависит от технологии и организации производства. На китайских комплектующих и программном обеспечении далеко не уедешь, а вот на немецких или шведских деталях и ПО дизели будут работать по 20-25 лет.
Так что если какой мотор и может уменьшить свою долю в будущем на рынке легковых авто, так это гибридные силовые установки. Просто потому что автомобиль с генерацией электроэнергии за счёт сжигания бензина даже в теории не может быть экономически более выгодным, чем любой вариант ДВС.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв