Найти в Дзене
культшпаргалка

Как Россини спасал Бетховена. Часть 2. Странности гения

Как совместить в сознании то, что великий гений, написавший "Аппассионату" и "Героическую симфонию", живёт в жалкой захламлённой мансарде с протекающей крышей? Для Россини это было не столько необъяснимым парадоксом, сколько фактом вопиющей, ужасной несправедливости. Это продолжение статьи 👇 Между тем в Вене никто уже этому не удивлялся. Бетховен имел здесь сложившуюся репутацию гения со странностями, имеющего к тому же привычку создавать вокруг себя бытовой хаос. В венском обществе, где приличный костюм и хорошие манеры были обязательной нормой повседневной жизни, Бетховен выделялся своим едва ли не демонстративным нежеланием всему этому соответствовать. Он, что называется, заставил себя уважать и без хороших манер. И вообще, его раздражала, а иногда и приводила в отчаяние необходимость тратить время и деньги на эти бесполезные приличия. Вот характерное для него высказывание по поводу распорядка в доме князя Лихновского, где он жил некоторое время и должен был ежедневно являться к о
Оглавление

Как совместить в сознании то, что великий гений, написавший "Аппассионату" и "Героическую симфонию", живёт в жалкой захламлённой мансарде с протекающей крышей? Для Россини это было не столько необъяснимым парадоксом, сколько фактом вопиющей, ужасной несправедливости.

Это продолжение статьи 👇

Я этого не вынесу!

Между тем в Вене никто уже этому не удивлялся. Бетховен имел здесь сложившуюся репутацию гения со странностями, имеющего к тому же привычку создавать вокруг себя бытовой хаос.

В венском обществе, где приличный костюм и хорошие манеры были обязательной нормой повседневной жизни, Бетховен выделялся своим едва ли не демонстративным нежеланием всему этому соответствовать. Он, что называется, заставил себя уважать и без хороших манер. И вообще, его раздражала, а иногда и приводила в отчаяние необходимость тратить время и деньги на эти бесполезные приличия.

Литография по рисунку Августа Клебера 1818 г.
Литография по рисунку Августа Клебера 1818 г.

Вот характерное для него высказывание по поводу распорядка в доме князя Лихновского, где он жил некоторое время и должен был ежедневно являться к обеду в соответствующее время (ровно в четыре) и в соответствующем виде:

"...И вот я должен быть дома в половине четвёртого. Переодеваться, бриться... Я этого не вынесу!"

И если к князю Лихновскому Бетховен все же вынужден был являться в надлежащем облике, то, к примеру, на урок к юной Бабетте фон Кеглевич, жившей в доме напротив, он запросто приходил "в халате, домашних туфлях и ночном колпаке с кисточкой".

Даже для прекрасных посетительниц Бетховен не делал исключения. 25-летняя очаровательная немецкая писательница Беттина Брентано, посетившая знаменитого композитора в 1810 году, писала, что гений встретил её в "потрёпанной" одежде с дырками на сорочке.

Робинзон Крузо

Примерно так же Бетховен относился и к бытовому комфорту. Он просто не придавал этому значения, и хаос неизбежно накапливался вокруг него. К тому же постоянные конфликты с прислугой часто приводили к тому, что в его жилище просто некому было навести порядок.

Карл Шлёссер. Бетховен за работой. 1895 г.
Карл Шлёссер. Бетховен за работой. 1895 г.

Карл Черни, ученик Бетховена, вспоминал, что

«в квартиру Бетховена надо было подниматься как на башню - на шестой или седьмой этаж. Комната выглядела совершенно заброшенной, всюду разбросаны бумаги, одежда, вдоль голых стен несколько сундуков, стульев почти нет, за исключением единственного - колченогого - у рояля "Вальтера".
Сам Бетховен в чем-то мохнатом, тёмном, наподобие Робинзона Крузо; косматые, черные, как деготь, волосы».

Ещё подробнее описал жилище Бетховена один французский офицер, поклонник гения, который каким-то чудом, как и Россини - не с первого раза - сумел добиться приёма (это было в 1809 году).

«Представьте себе самое грязное, самое захламлённое место, какое только можно вообразить: пятна сырости на потолке; старенький рояль, на котором пыль спорила за место с гравюрами в рамках и нотными рукописями; под роялем (я не преувеличиваю!) неопорожненный pot de nuit [ночной горшок].
Рядом небольшой ореховый столик, привыкший к частому опрокидыванию на него стоящего рядом секретера; множество разбросанных перьев, испачканных чернилами, и снова ноты.
Стулья, в основном с плетеными сиденьями, завалены тарелками с остатками вчерашнего ужина, одеждой..."

Примерно такую же картину застал и Россини, только в совсем другой квартире и спустя 13 лет.

Конечно, время от времени Бетховен налаживал свой быт, заказывал себе новые сюртуки и сорочки (если для этого были серьёзные основания или настроение) и находил себе более комфортное жильё, когда появлялись финансовые возможности. Прилично и даже щегольски одетый Бетховен иногда встречается в воспоминаниях знавших его людей. Но не очень часто.

Необузданная личность

Сложный характер Бетховена тоже был притчей во языцах. Он обладал прямой натурой, легко воспламенялся как восторгом, так и гневом, и говорил, что думает, не заботясь о последствиях. Другими словами, амплитуда и температура его эмоций иногда намного превосходила крайние значения.

К примеру, своё восхищение талантом Гёте он выражал в таких словах:

"Я бы умер за него десять раз!"

А на князя Лихновского (своего друга и благодетеля) во время ссоры однажды замахнулся стулом.

Он мог в раздражении бросить ноты на пол, если у ученицы никак не получался пассаж (об этом вспоминала его "муза" Джульетта Гвиччарди, та самая, которой он посвятил Лунную сонату), или с грохотом захлопнуть крышку рояля, заметив, что слушатели позволяют себе разговаривать во время его игры.

Говорят, он даже позволял себе чувствительно бить по пальцам своего ученика - юного эрцгерцога Рудольфа (между прочим, родного брата императора Священной Римской империи Франца I), если тот брал неверные ноты.

Иоганн Баптист фон Лампи-старший. Портрет Рудольфа Австрийского, архиепископа Оломоуцкого, кардинала.
Иоганн Баптист фон Лампи-старший. Портрет Рудольфа Австрийского, архиепископа Оломоуцкого, кардинала.

Эрцгерцог относился к этому с пониманием и снисхождением - он был горячим поклонником Бетховена и покровительствовал ему на протяжении всей его жизни.

Но другие награждали Бетховена довольно резкими эпитетами. Тот же Гёте назвал его "совершенно необузданной личностью", Керубини - "неотёсанным медведем". Гайдн наделил его шутливым прозвищем "Великий Могол".

В каком-то смысле для общества Бетховен был одновременно и признанным всеми гением, и любопытной, но малосимпатичной фигурой за стеклом, разделяющим нормальное и аномальное. На него смотрели с позиции "мы" и "он".

О вы, люди!

Только после смерти Бетховена было обнародовано его неотправленное письмо к братьям, написанное в возрасте 32-х лет, в котором он запечатлел эту глубокую трещину, отделившую его от мира. Вот несколько строк из этой впечатляющей исповеди, которую называют "гейлигенштадтским завещанием" (в переводе Ларисы Кириллиной):

"О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне!...
...Мое несчастье [глухота] причиняет мне двойную боль, поскольку из-за него обо мне судят ложно. Для меня не должно существовать отдохновения в человеческом обществе, умных бесед, взаимных излияний; я обречен почти на полное одиночество, появляясь на людях лишь в случае крайней необходимости; я вынужден жить как изгой.
...Божество! Ты глядишь с высоты в мое сердце, ты знаешь его, тебе ведомо, что оно преисполнено человеколюбия и стремления к добродетели. О люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то поймите, что вы были ко мне несправедливы!"

Россини, конечно, не читал этого письма. Но он был очень умным и сердечным человеком. В мансарде с дырявой крышей он увидел не гения с причудами, и не гордеца, презирающего людей, а великого человека с "невыразимой печалью, разлитой по всем его чертам" в ситуации непреодолимого одиночества.

Возможно, он был единственным посетителем Бетховена, который настолько сильно - до слёз - принял к сердцу участь гения.

Итак, вот продолжение его рассказа.

Подайте на Бетховена!

«В тот же вечер я присутствовал на торжественном ужине у князя Меттерниха.

Томас Лоуренс. Портрет Клеменса фон Меттерниха. 1815 (фрагмент)
Томас Лоуренс. Портрет Клеменса фон Меттерниха. 1815 (фрагмент)

Всё ещё весьма расстроенный визитом к Бетховену, этим его скорбным "ах, я несчастный!", до сих пор звучавшим у меня в ушах, я не мог избавиться от мучительного чувства неловкости из-за того, с каким пиететом относились к моей особе в этом блестящем венском обществе.

Это заставило меня прямо и во всеуслышание высказать все, что я думал о поведении венского двора и аристократии по отношению к величайшему гению нашего времени, о котором мы так мало заботимся, и который остаётся в настолько бедственном положении.

Мне ответили примерно теми же словами, что я услышал от Карпани.

Тогда я спросил: но неужели же глухота Бетховена не заслуживает нашего величайшего сострадания? И разве это милосердно - указывать на его человеческие слабости, чтобы оправдать ими отказ прийти ему на помощь?

Я добавил, что можно было бы легко решить проблему с помощью подписки на небольшие суммы. Если бы к ней присоединились все состоятельные семейства Вены, это обеспечило бы Бетховену ренту, достаточно большую, чтобы защитить его от всякой нужды до конца его дней.

Но моё предложение ни у кого не нашло поддержки.

Винченцо Камуччини. Портрет Джоаккино Россини. 1815.
Винченцо Камуччини. Портрет Джоаккино Россини. 1815.

После ужина начался концерт, исполнялось одно из последних сочинений Бетховена - трио. Новый шедевр был со вниманием выслушан и имел оглушительный успех.

Слушая музыку Бетховена в обстановке великосветской роскоши, я с глубокой тоской думал о том, что в этот самый момент великий творец в уединении своей маленькой комнаты, возможно, завершает очередное творение своего гениального вдохновения, которому суждено посвятить в возвышающую красоту искусства всю эту блестящую и жаждущую удовольствий аристократию, совершенно равнодушную к несчастьям отвергнутого ими гения - того, кто доставляет им такое наслаждение!»

Многие на месте Россини по принципу "я сделал всё, что мог" постарались бы забыть тягостные впечатления визита к Бетховену и продолжали бы праздновать свои личные триумфы.

Однако Россини предпринял ещё одну попытку помочь великому человеку.

Об этом в 👉 продолжении.

Начало здесь 👇

Всё о Бетховене в этой подборке 👇

dzen.ruБетховен | культшпаргалка | Дзен
dzen.ruБетховен | культшпаргалка | Дзен

Всё о Россини - здесь 👇

dzen.ruРоссини | культшпаргалка | Дзен
dzen.ruРоссини | культшпаргалка | Дзен

Моя книга 👇

"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки" (издательство АСТ).

-8

Спасибо за лайки, репосты и комментарии!🌺