Найти в Дзене
культшпаргалка

Как Россини спасал Бетховена. Часть 3. Нищий или состоятельный?

Итак, Россини, уязвлённый в самое сердце ужасными бытовыми условиями великого гения, задался целью во что бы то ни стало помочь ему. Его первая попытка не увенчалась успехом. Вот продолжение этой истории, которую Россини рассказал однажды Рихарду Вагнеру. (Начало 👉здесь и 👉здесь). «Потерпев неудачу в своих попытках создать ежегодную ренту для Бетховена, я, однако, не опустил руки. Я решил попытаться собрать необходимые средства, чтобы купить ему дом. Мне удалось получить несколько обещаний, но, как правило, мне говорили: «Да вы не знаете Бетховена! На следующий же день после того, как он станет владельцем дома, он его продаст. Он никогда не сможет ужиться на одном месте, поскольку имеет привычку менять квартиру каждые шесть месяцев, а слуг - каждые шесть недель» . Увы, мне пришлось отказаться и от этого - второго плана". Тут нужно сказать несколько слов на тему "композитор и недвижимость в эпоху Бетховена". Далеко не все успешные венские композиторы, современники Бетховена, могли по
Оглавление

Итак, Россини, уязвлённый в самое сердце ужасными бытовыми условиями великого гения, задался целью во что бы то ни стало помочь ему. Его первая попытка не увенчалась успехом.

Вот продолжение этой истории, которую Россини рассказал однажды Рихарду Вагнеру. (Начало 👉здесь и 👉здесь).

Дом

«Потерпев неудачу в своих попытках создать ежегодную ренту для Бетховена, я, однако, не опустил руки. Я решил попытаться собрать необходимые средства, чтобы купить ему дом.

Джоаккино Россини в 1823 году. Гравюра с портрета работы Жюльен Леопольд Буальи.
Джоаккино Россини в 1823 году. Гравюра с портрета работы Жюльен Леопольд Буальи.

Мне удалось получить несколько обещаний, но, как правило, мне говорили:

«Да вы не знаете Бетховена! На следующий же день после того, как он станет владельцем дома, он его продаст. Он никогда не сможет ужиться на одном месте, поскольку имеет привычку менять квартиру каждые шесть месяцев, а слуг - каждые шесть недель» .

Увы, мне пришлось отказаться и от этого - второго плана".

Тут нужно сказать несколько слов на тему "композитор и недвижимость в эпоху Бетховена".

Далеко не все успешные венские композиторы, современники Бетховена, могли позволить себе иметь собственный дом. Но у некоторых это всё же получалось.

"Отец классической симфонии" Йозеф Гайдн сумел заработать на недвижимость только к шестидесяти, благодаря гастрольной поездке в Лондон, где он получил неслыханно высокие гонорары. На них он купил себе недорогой одноэтажный дом за городской чертой и потом надстроил к нему второй этаж.

Знаменитый Кристоф Виллибальд Глюк имел в собственности даже два дома: один он приобрёл сам, другой купила его супруга на собственные средства.

Ещё один заслуженный венский композитор - Антонио Сальери - стал обладателем недвижимости благодаря женитьбе. Это не означает, что он не мог купить себе дом на собственные средства: в те годы, о которых идёт речь, он был самым состоятельным композитором Вены.

Однако все эти композиторы могли только мечтать о таком уровне дохода, который имел Россини. Он закончил свои дни (в 1868 году) в собственном роскошном дворце - изящном особняке в парижском предместье.

-2

О "квартирном вопросе" великих композиторов на канале были три статьи: 👉здесь, 👉здесь и 👉здесь.

Что касается Бетховена, то, начиная как раз с 1822 года, когда в Вену приехал Россини, в его разговорных тетрадях, посредством которых глухой Бетховен общался с собеседниками, время от времени появляется тема цен на недвижимость. Судя по записям, он подумывал купить себе дом. Из этого можно сделать логический вывод, что у него имелась такая финансовая возможность. Другими словами, он был достаточно состоятельным человеком, чтобы позволить себе такое приобретение.

Но как же в образ состоятельного Бетховена вписывается "жалкая захламлённая мансарда с протекающей крышей", описанная Россини?

Нищий или богатый?

Россини, привыкший, как и все мы, соотносить образ жизни человека с его финансовой обеспеченностью, был введён в заблуждение трещинами в потолке и захламлённостью квартиры Бетховена - результатом его бытовой неорганизованности. Он то и дело оставался без услуг горничной и кухарки вследствие взаимных мелких и крупных претензий.

При этом требования к комфорту у Бетховена были минимальными, а всякие внешние атрибуты собственной значимости, включая обладание недвижимостью и даже состояние гардероба, не играли для него никакой роли.

Конечно, о бедности и нищете Бетховена речь не шла. Его профессиональный статус в эти годы достиг высшей точки, он был живым "гением" и "великой личностью". По свидетельству Россини, о нём говорили в обществе так же часто, как о Наполеоне.

Йозеф Виллиброрд Малер. Портрет Бетховена 1820.
Йозеф Виллиброрд Малер. Портрет Бетховена 1820.

Это отражалось на размере гонораров за публикацию его сочинений и вознаграждениях за частные заказы. Иногда Бетховен получал "благодарности" за посвящения своих сочинений знатным особам.

К слову, особенно щедрые подарки делали ему представители русской аристократии (императрица Елизавета Алексеевна, князь Николай Алексеевич Голицын).

Деньги приносили также исполнения его сочинений в концертах и частных салонах, а владельцы фортепианных фабрик бесплатно поставляли ему инструменты.

Однако проблема заключалась в том, что Бетховен никогда не имел твёрдого заработка, поскольку был "свободным художником" и не состоял на службе при дворе, подобно Глюку, Гайдну, Моцарту (в последние годы) или Сальери.

Плюсы такого фрилансерского статуса были в его личной и творческой свободе: он мог писать то, что хотел, а не то, что требовал от него патрон. Но минусы, конечно, тоже были существенными, и главный из них - финансовая нестабильность: он постоянно думал о том, как заработать и свести дебет с кредитом, то есть вынужден был быть самому себе и экономистом, и юристом, и агентом, и бухгалтером. Ему приходилось, по его собственному выражению, "крутиться" в безостановочном режиме, чтобы держаться на плаву.

Благодетели и спонсоры

Правда, что-то похожее на твёрдый оклад Бетховен получал от венских аристократов, ценителей его гения (как видим, идея ренты для него пришла в голову не только Россини).

Сначала Бетховен получал содержание от князя Лихновского (деньги выплачивались в течение шести лет до их ссоры в 1806 году), а начиная с 1809 года - от трёх знатных особ - эрцгерцога Рудольфа, князя Кински и князя Лобковица.

Эрцгерцог Рудольф Австрийский, князь Кински и князь Лобковиц.
Эрцгерцог Рудольф Австрийский, князь Кински и князь Лобковиц.

Они заключили с Бетховеном договор о пожизненной ренте в размере довольно внушительной суммы в 4000 флоринов с тем, чтобы он мог свободно творить, не ища постоянного места службы за пределами Вены.

Но оказалось, что получить эти деньги не так же просто, как прийти за жалованьем в придворную канцелярию. Вмешивался "человеческий фактор" - иногда выплаты переносились или откладывались по разным причинам.

К тому же против Бетховена сыграли форс-мажорные обстоятельства: началась война с Наполеоном с последствиями в виде высокой инфляции и денежной девальвации. Один из участников договора вынужден был бежать из Вены, другой умер, неудачно упав с лошади, а третий попросту разорился.

В итоге Бетховену пришлось ждать выплат три года, а потом довольствоваться гораздо меньшей суммой, и то - в результате почтительных, но настойчивых просьб, напоминаний, а потом и судебных процессов.

Акции и налоговые декларации

К 1822 году, когда Россини приехал в Вену, графа кредита в расчётах Бетховена постоянно росла: он всё чаще подолгу болел, а это означало расходы на врачей и курортное лечение, а также снижение творческой производительности.

К тому же на его плечах уже несколько лет лежали заботы по содержанию и образованию племянника Карла - сына умершего брата (тоже Карла).

Карл ван Бетховен.
Карл ван Бетховен.

Поэтому Бетховену приходилось постоянно думать о деньгах, торговаться с издателями, заказчиками, театрами, домовладельцами и прислугой, изобретать разнообразные комбинации обогащения, способы расплатиться с долгами и думать, на чём сэкономить.

И - скажем по большому секрету! - даже занижать суммы дохода в налоговых декларациях (такой документ за 1818 год хранится в 👉боннском доме-музее Бетховена).

При этом у него был тайный финансовый НЗ - девять чрезвычайно доходных акций Австрийского национального банка, которые он очень удачно приобрёл в 1819 году. Именно эти акции, стремительно возраставшие в цене, делали Бетховена "богатым" и составляли бóльшую часть (около 70%) его состояния.

Правда, при всех своих акциях Бетховен не мог сравниться по финансовому благополучию ни с Гайдном, ни с Сальери, ни с Россини. К тому же он предпочитал жить на текущие доходы и выкручиваться из сложных ситуаций всеми способами исключительно для того, чтобы оставить эти акции в наследство своему "дорогому сыну", так он называл юного племянника Карла, который находился под его опекой.

Он хранил этот резерв и пользовался только дивидендами. Однако в случае крайней необходимости акциями всё же можно было воспользоваться, что Бетховен и сделал дважды: пришлось закрывать финансовые дыры, образовавшиеся за время долгой болезни. Поэтому в последние годы денежный вопрос стоял для "состоятельного" Бетховена довольно остро.

Последний визит

О финале своей операции по спасению Бетховена Россини никогда не рассказывал. Однако в этой истории было продолжение.

Последовательность событий можно восстановить только приблизительно, по разрозненным свидетельствам - записям в разговорных тетрадях Бетховена и мемуарным документам.

Итак, поскольку Россини всё же удалось собрать "на дом Бетховену" какую-то сумму, включая его собственный взнос, он стал искать возможность передать ему эти деньги. Но Бетховен, как обычно, уехал на лето в пригород Вены, и эта задача (к тому же, довольно деликатная) представлялась совершенно невыполнимой.

До тех пор, пока Россини случайно не встретился с младшим братом Бетховена Иоганном: тот подошёл к нему на улице, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Он рассказал Россини, что по воскресеньям Бетховен бывает в городе.

Л. Гросс. Портрет Иоганна ван Бетховена. 1841.
Л. Гросс. Портрет Иоганна ван Бетховена. 1841.

Иоганн тут же сообщил об этой встрече брату (точнее, сделал запись в разговорной тетради):

«Только что встретил Россини, и тот очень дружелюбно меня приветствовал. Он очень хотел бы поговорить с тобой. Если бы он знал, что ты здесь, он бы немедленно приехал».

О цели своего визита Россини, конечно, не упомянул, но после этой встречи приложил все усилия (какие именно, мы не знаем), чтобы подготовить визит к Бетховену и передать ему деньги таким образом, чтобы не уязвить гордость гения.

В итоге их вторая встреча состоялась в присутствии Антона Греффера, сотрудника издательства "Артариа", хорошо знавшего Бетховена лично и выступившего в роли переводчика.

Скорее всего, Греффер не был посвящен в истинную цель этого визита. В своих мемуарах он с некоторым удивлением пишет о том, с каким исключительным, необыкновенным радушием встретил Бетховен своего гостя, который, по сути, перешёл ему дорогу:

"Хотя публика ставила этого итальянца выше всех композиторов мира, Бетховен снова и снова сердечно обнял Россини как брата и высоко оценил его таланты; артистическая зависть была чужда этому благородному человеку!»

Эти сердечные объятия, скорее всего, объяснялась вовсе не тем, что Бетховена так уж сильно восхищали таланты и радовали успехи его итальянского коллеги. Скорее всего, он был очень тронут и искренне благодарен ему за помощь в финансово сложной ситуации.

При этом, как прямой и принципиальный человек, своего мнения о Россини-композиторе Бетховен не поменял, и в частных беседах продолжал высказываться о нём в прежнем духе.

О других гранях личности Россини - в следующих публикациях.

Начало этой истории: 👉1 часть, 👉2 часть.

✔Всё о Бетховене 👇

Бетховен | культшпаргалка | Дзен

✔Всё о Россини 👇

Россини | культшпаргалка | Дзен

Моя книга 👇

"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки" (издательство АСТ).

-7

Спасибо за лайки, репосты и комментарии!🌺