Найти в Дзене
На усмотрение

«Мир юрского периода. Возрождение»: тактика против стратегии

Очередная часть бесконечной, хотя и довольно однообразной, франшизы оперативно добралась до российских кинотеатров, даже своим названием предупреждая, что студия продолжит разрабатывать однажды найденную золотую жилу, невзирая на отзывы критиков. Решающим фактором по-прежнему будут сборы, и пока динозавры собирают кассу – им не суждено покинуть наш мир, по крайней мере на экранах. Стоит ли идти в кинотеатры ради неубиваемых доисторических тварей – попробуем разобраться. Создатели скрывать не стали – главной движущей силой для них стала ностальгия. В титрах опять красуется имя писателя-фантаста Майкла Крайтона, по неплохим книгам которого были созданы первые части кипоэпопеи, к сценарию вернулся Дэвид Кепп, а у руля проекта встал Гарет Эвардс (в 2010-м он дебютировал мрачноватым фантастическим приключенческим экшеном в мексиканских джунглях «Монстры», а потом снял «Годзиллу» и приквел IV эпизода «Звездных войн» – «Изгой один»). В общем команду Спилберг подобрал под вполне конкретную зад
Оглавление

Очередная часть бесконечной, хотя и довольно однообразной, франшизы оперативно добралась до российских кинотеатров, даже своим названием предупреждая, что студия продолжит разрабатывать однажды найденную золотую жилу, невзирая на отзывы критиков. Решающим фактором по-прежнему будут сборы, и пока динозавры собирают кассу – им не суждено покинуть наш мир, по крайней мере на экранах. Стоит ли идти в кинотеатры ради неубиваемых доисторических тварей – попробуем разобраться.

Прошлое и настоящее

"Мир юрского периода: Возрождение", кадр из фильма
"Мир юрского периода: Возрождение", кадр из фильма

Создатели скрывать не стали – главной движущей силой для них стала ностальгия. В титрах опять красуется имя писателя-фантаста Майкла Крайтона, по неплохим книгам которого были созданы первые части кипоэпопеи, к сценарию вернулся Дэвид Кепп, а у руля проекта встал Гарет Эвардс (в 2010-м он дебютировал мрачноватым фантастическим приключенческим экшеном в мексиканских джунглях «Монстры», а потом снял «Годзиллу» и приквел IV эпизода «Звездных войн» – «Изгой один»). В общем команду Спилберг подобрал под вполне конкретную задачу – завлечь в кинотеатры тех, кто в свое время был впечатлен «Парком юрского периода» и сделать так, чтобы они в этот раз взяли в кино своих детей.

И действительно седьмой фильм цикла вполне органично встает в нишу семейного кино. Хотя с отдельными персонажами древние хищники не церемонятся, здесь нет никакого откровенно кровавого треша, а есть милый ребенок, подманивающий динозаврика крекерами, да и в целом – жертв на удивление мало. В паре мест мы с дочерью недоуменно переглянулись: «да это уже Дисней какой-то!». Вдобавок многие сцены напрямую и откровенно косплеят стартовый фильм цикла, да и сама локация – отдаленный остров в районе экватора – возвращает нас в исходные предлагаемые обстоятельства.

Картинка и содержание

Глубокой проработкой образов, да и вообще мало-мальской психологической достоверностью происходящего, создатели решили пожертвовать в угоду впечатляющему визуальному ряду и напряженности экшен-сцен. На этом пути есть как удачные решения, так и очевидные провалы.

С самых первых кадров, увы, не покидает ощущение хоть и качественно, но довольно прямолинейно отрисованных фонов, словно авторы заранее готовят к тому, что будут разворачивать перед нами аттракцион – в нужных местах напряженный и даже пугающий, но, в целом, вполне безопасный. И первая же экшен-сцена, где гигантский подводный ящер атакует хиленькую парусную яхту, в которой семья плывет из Барбадоса в Кейптаун (ничего так маршрут!) не обманывает ожиданий – все остаются живы-здоровы, а ящер, грозно пощелкав челюстями, уплывет. Даже Ти-Рекс, тут поначалу умильно греет пузико на солнышке после обильной трапезы, а любовная сцена двух диплодоков вызывает слезы умиления (не в зале, у героя-ученого, наблюдающего сцену «воочию»).

В общем, ощущения безвыходности положения, в котором оказываются герои, угрозы неодолимой силы, не возникает. Фильм предсказуемо движется от сцены к сцене, чередуя активные действия и разговорные паузы, джунгли оказываются вполне проходимы, в нужный момент на пути героев рукой оказываются то спасательный плот, то остатки древнего храма доколумбовой эпохи, то система подземных тоннелей, удачно выводящая к спасению.

Странное впечатление оставляет и «финальный босс» – генетический мутант, напоминающий скорее персонажей Ханса Гигера, чем своих древних прародителей. Он предсказуемо и легко расправляется с антагонистом, но это максимум на что он оказывается способен.

Очевидно, что в фильме, больше сосредоточенном на визуале, особых шедевров от актерских работ ждать не приходится. Максимум, на что можно рассчитывать – достоверная проработка типажей. В целом тут никто не обманывает ожиданий, а все претензии, которые можно предъявить актерам относятся, скорее, к сценарию. Даже у Скарлетт Йоханссон, которая тут ожидаемо мила, не так много возможностей, чтобы оправдать перерождение из циничной наемницы в доброго самаритянина, заботящегося об общественном благе.

Итоги и перспективы

Очевидно, что «Возрождение», скорее всего, даст старт очередной трилогии, но удивить нас чем-то новым Спилберг не планирует. Оно и понятно – поклонники «Парка юрского периода» готовы платить за ностальгию, а представители подрастающего поколения всегда рады понаблюдать за повадками древних хищников, появление которых в нашем мире им наверняка не грозит.

Понятно, что с точки зрения кино как искусства важно искать новое и обманывать ожидания. И это возможно даже в традиционном, казалось бы, жанре «кайдзю» (вспомним хотя бы «Годзилла: Минус один», показавшем как можно по-новому развернуть традиционную историю о гигантском монстре), но бизнес диктует другие законы – искать новые ниши и тщательно формировать новый спрос гораздо сложнее и, самое главное, затратнее, чем привычно паразитировать на проработанных решениях.

«Мир юрского периода: Возрождение» способен пощекотать нервы и развлечь (отвлечь) на пару часов – а большего от него и не требуется. Тактические решения найдены вполне беспроигрышные и фильм успешно собирает кассу. Стратегией пусть займется кто-то другой.

Уже посмотрели «Мир юрского периода: Возрождение»? Обязательно поделитесь своим впечатлением в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие обзоры фильмов, которые все обсуждают.