Найти в Дзене
На усмотрение

«Миссия невыполнима»: окончательный расчет

Оглавление

Финальная (по непроверенным слухам) часть франшизы с бессмертным Томом Крузом пятую неделю держится в российском прокате. Настала ли пора подвести итоги и выдохнуть с облегчением (по крайней мере страховым компаниям, берущим на себя поддержку актера в его безумных затеях) – попробуем разобраться.

Первый план

"Миссия невыполнима. Финальная расплата", кадр из фильма
"Миссия невыполнима. Финальная расплата", кадр из фильма

Начну с конца. Кристофер Маккуорри сотоварищи, кажется, сделали все, чтобы «Финальная расплата» стала действительно эпилогом: здесь не всегда изящно, но, в основном, убедительно пристегнуты наиболее яркие эпизоды из предыдущих серий. Особенно меня тронули появление парня, у которого Хант увел из под носа базу данных в штаб-квартире ЦРУ в стартовой части, и расшифровка макгаффина из третьей (пресловутая «кроличья лапка», за которой охотился герой Филлипа Сеймура Хоффмана).

Но, увы, у авторов\продюсеров не хватило мужества поступить с Итаном Хантом также, как это ранее было сделано с Джеймсом Бондом, хотя все заготовки для трагического финала в фильме есть. Уверен, что где-то в сейфе лежит вариант финального монтажа последней сцены, в которой невидимый никем Хант обменивается понимающими взглядами с Бенджи и Лютером среди многолюдной толпы, а мы, по идее, должны понять, что их история, по крайней мере в этом мире, действительно закончена.

Жаль, что этот финал, логичный, эмоционально честный и концептуально правильный так и не вышел за пределы секретных тестовых просмотров, которые наверняка были. Решили не рисковать, Бог им судья.

В целом же «Финальная расплата», скорее, разочаровывает. В ней много пафосных и необязательных монологов с ускользающим смыслом, почти нет самоиронии (фирменной фишки франшизы), окончательно потеряна химия между членами отряда, размыта до неприличия фигура антагониста, а классические головокружительные трюки на грани возможностей отнесены в финальную часть хронометража, когда, в общем уже все равно как именно Хант в этот раз спасет мир.

В любом случае я остаюсь поклонником «Миссия: невыполнима». На мой взгляд, несколько ключевых элементов отличают эту франшизу от череды подобных: яркие персонажи второго плана, трюки на грани возможного, харизматичные антагонисты и, самое главное, неиссякаемая самоирония. Ниже – мой персональный топ-3 всех этих элементов из всех восьми частей.

Второй план

  • Бенджи (Саймон Пегг)

Впервые британский актер появился в третьей части франшизы, и успешным кастингом, наверняка был обязан своей блестящей роли в «Зомби по имени Шон» (вышел на экраны как раз в начале работы над фильмом). Комический напарник для Ханта после пафосного сиквела Джона Ву был необходим как воздух, и Саймон Пегг подошел на эту роль настолько идеально, что вместе с Лютером (Винг Реймс) они протянули до самого финала.

  • Белая Вдова (Ванесса Кирби)

Опять же британская актриса для меня как-то разом переиграла всех «девушек Ханта», хотя до этого больших (ну, по крайней мере сильно заметных) ролей у нее, в общем-то и не было (зато потом она получила главную женскую роль у Ридли Скотта в «Наполеоне»). Интересно, что, формально оставаясь антагонистом главного героя, ее персонаж существовал на грани, а в «Смертельной расплате» актриса благодаря латексной маске (еще одним ноу-хау франшизы) даже сыграла как бы две роли.

  • Ильза Фауст (Ребекка Фергюсон)

Блестяще сыграв в жанре femme fatale в «Племени изгоев» актриса полноценно отработала еще два продолжения, с одной стороны замещая пустующую сценарную ячейку «подруги героя», а с другой – оставаясь для него до самого конца недоступной, притягательной и, по-своему, желанной. А появившись через три года после «Последствий» в «Дюне» Вильнева, шведская актриса вошла в безусловный топ Голливуда.

Трюки

  • Прогулка по Бурдж Халифа («Протокол Фантом»)

Слов нет, были у Круза трюки позабористее и поубойнее (иногда – в буквальном смысле этого слова), но здесь мы имеем дело с тем, что легко себе представить в реальной жизни, как на уровне физических законов, так и на уровне картинки. Завораживает одновременно, простота идеи, техничность ее воплощения и то, как эпизод полноценно раскрывает характеры персонажей, участвующих в нем.

  • Полет на Airbus («Племя изгоев»)

Один из самых, на мой взгляд, умопомрачительных трюков Том Круз исполнил в прологе «Племени изгоев», «зацепившись» за военный транспортник A400M. И, несмотря на то, что Круз продолжал исполнять высотные трюки на разнообразных летательных аппаратах и дальше (вспомним вертолет в финале «Последствий» или одномоторный биплан в последнем фильме), именно этот эпизод выглядит для меня наиболее впечатляющим, поскольку здесь опять же не трюк ради трюка, а важный эпизод фильма, представляющий в прологе всех участников команды ОМН.

  • Поездка на Восточном экспрессе в Альпах («Смертельная расплата»)

Обе финальные части «Миссии» грешат излишней серьезностью, но вот финальный эпизод «Смертельной расплаты» отчасти компенсирует общий пафос. И это даже не прыжок Тома Круза на мотоцикле со скалы на поезд, а все, что происходит после того, как он удачно (на самом деле нет) приземляется на него, включая завершающую пробежку по вагонам, по одному падающим в пропасть.

Бонусом не могу не упомянуть бесподобную открывающую сцену на титрах второго фильма, где Джон Ву, говорят, зажмуривался у плейбека, пока Том Круз на тонком страховочном тросе лез на одну из отвесных скал в национальном парке Юты.

Антагонист

"Миссия невыполнима". Племя Изгоев", Шон Харрис
"Миссия невыполнима". Племя Изгоев", Шон Харрис

Несмотря на великолепное исполнение роли антагониста Филипом Сеймуром Хоффманом в третьем фильме мне больше по вкусу Шон Харрис (и опять британец!) в роли Соломона Лейна в «Племени изгоев» и «Последствиях», чьи холодный убийственный взгляд и такие же интонации были удачно переданы при дубляже. Интересно, что актер так и не стал своим в Голливуде, но зато успешно продолжает сниматься на родине в костюмных драмах вроде «Макбета» и «Короля Англии» и независимом кино (отмеченный в Каннах австралийский «Незнакомец»).

Уместно будет сказать и про главную музыкальную тему, изначально созданную для одноименного телесериала, стартовавшего в 1966-м, аргентинским композитором Лало Шифриным. Первоначальное техзадание композитору звучало так: надо, чтобы услышав первые такты мелодии люди все бросали и бежали к телевизору (типа – о! сериал начался!). Впоследствии кто только не аранжировал эту мелодию, но мне милее первоначальный вариант, в котором сохраняются латиноамерианские интонации в не совсем характерном для кинохита размере пять четвертей.

Вы вправе напоследок спросить меня, а какой же фильм из всего цикла я считаю лучшим? И ответ у меня есть есть. На мой взгляд, это четвертая часть – «Протокол Фантом». После пяти лет перерыва франшизе была необходима перезагрузка и она удалась (недаром эта и следующая за ней часть держат первые две строчки по сборам). Во-первых, здесь окончательно сформировалась команда, в которой к персонажу Саймона Пегга удачно добавился герой Джереми Реннера. Во-вторых, здесь наконец-то появился «хороший русский» в исполнении Владимира Машкова (и часть действия происходит в Кремле). И, самое главное, режиссер Бред Бёрд (отказавшийся ради работы с Крузом от съемок очередного эпизода «Звездных войн») нашел наконец идеальный градус иронии, которая в фильме идеально уравновешивает драматическое напряжение. Жаль только, что Кристофер Маккуори, казалось бы неплохо подхвативший эстафету в «Племени изгоев», этот градус к финальной части окончательно свел до нуля.

Обязательно расскажите о своих любимых фильмах, сценах и героях «Миссия: невыполнима» в комментариях и подпишитесь на этот канал, где вы всегда найдете честные рекомендации и подборки фильмов, на которые стоит обратить внимание.