Найти в Дзене
SL Soft

Выбирают людей

Основной фокус любого собеседования — на достижениях, результатах и навыках кандидатов. Однако интервьюерам важно понять не только то, на что вы способны, но и что вы за человек. Запоминаемся мы благодаря личным чертам и качествам. Тактичность, эмоциональный спектр, кругозор, чувство юмора и доброжелательность — мы запоминаем в разговоре то, что помогает нам увидеть личность. Подобные черты помогают выделиться среди конкурентов: если компетенции схожи, личные качества могут стать тем решающим фактором и принесут вам оффер. Кроме того, поведенческие черты помогают HR-специалистам в условном «прогнозе адаптивности» — понимании, впишитесь ли вы культуру компании и атмосферу подразделения, будет ли вам и с вами комфортно работать. Совпадение личных ценностей в непосредственной команде и личных ценностей с корпоративной культурой уменьшает вероятность увольнения и снижает текучесть кадров. В копилку навыков самопрезентации кроме профессиональных достижений, опыта, черт характера попадают и
Оглавление

Основной фокус любого собеседования — на достижениях, результатах и навыках кандидатов. Однако интервьюерам важно понять не только то, на что вы способны, но и что вы за человек. Запоминаемся мы благодаря личным чертам и качествам.

Почему важно говорить не только о навыках и достижениях

Тактичность, эмоциональный спектр, кругозор, чувство юмора и доброжелательность — мы запоминаем в разговоре то, что помогает нам увидеть личность.

Подобные черты помогают выделиться среди конкурентов: если компетенции схожи, личные качества могут стать тем решающим фактором и принесут вам оффер. Кроме того, поведенческие черты помогают HR-специалистам в условном «прогнозе адаптивности» — понимании, впишитесь ли вы культуру компании и атмосферу подразделения, будет ли вам и с вами комфортно работать. Совпадение личных ценностей в непосредственной команде и личных ценностей с корпоративной культурой уменьшает вероятность увольнения и снижает текучесть кадров.

В копилку навыков самопрезентации кроме профессиональных достижений, опыта, черт характера попадают и софт-скиллы («мягкие» навыки). Последним было посвящено исследование, проведенное компанией BNG — в нем участвовали более 1 тысячи американских работников из 12 отраслей.

Автор отмечают: несмотря на внедрение технологий ИИ, люди ждут от будущих коллег разнообразного набора навыков — не только цифровых: 84% сотрудников и руководителей считают, что новички должны обладать «мягкими» навыками и демонстрировать их при приеме на работу. Этот показатель был самым высоким в компаниях со штатом более 500 человек — здесь 90% респондентов считают «мягкие» навыки и личные качества, влияющие на взаимодействие людей друг с другом, наиболее важными. Из ключевых причин: они могут повлиять на решение о приеме на работу (22% участников исследования), необходимы для карьерного роста (18% голосов) и помогают в выборе похожих кандидатов (17% респондентов).

Раскрытие поведенческих черт

На собеседованиях могут встречаться вопросы о ваших сильных и слабых сторонах, личных ценностях и даже хобби (о них мы рассказывали в предыдущей статье) — как раз для анализа и понимания этих качеств и навыков. Например, вопросы «Что помогает отключиться от работы?» и «Какое событие было самым счастливым?» могут помочь оценить мотивацию и глубинные стимулы конкретного кандидата.

«Наши увлечения характеризуют нас и могут послужить дополнительным бонусом, — отмечает хэдхантер и ведущая программы «Карьера» на Business Fm Ольга Дементьева. — Альпинист или дайвер скрупулезно готовят оборудование, идут на контролируемый риск и даже ищут вызовов. Коллекционеры обладают терпением и последовательностью в действиях. Игроки в шахматы — памятью, вниманием. Когда человек рассказывает про любимое дело – у него горят глаза, это даст дополнительный повод раскрыться в личностом плане».

Вопросы из серии «За что вам было стыдно в вашей работе» преследуют схожую цель — проверить реакции, то, как человек мыслит. Умение говорить о сильных и слабых сторонах показывает, что человек способен к рефлексии и росту, профессиональному развитию. Способность кандидата давать взвешенную оценку демонстрирует работодателю его потенциал и зрелость.

Если переживаете, напомните себе, что подобные беседы о личных качествах — не допрос, а диалог. Можно заранее порепетировать ответы, подготовив 3-4 релевантных примера — старайтесь выбирать качества, которые будут помогать в работе или релевантны задачам вакансии. По данным Resume Genuis, опросивших в 2024 году более 600 нанимающих менеджеров, 65% респондентов рассматривают возможность нанять кандидата с подходящими скиллами даже если у него недостаточно рабочего опыта.

Спокойно реагируйте на вопрос о слабых сторонах и отвечайте лаконично, используя конструкцию «..., зато (но/однако)...».

Если интервьюер спрашивает о ваших сильных и слабых сторонах в одном вопросе, сначала обсудите слабые стороны, а затем — сильные. Так вы сможете закончить вопрос на позитивной ноте, советуют эксперты в Zippia.

И учитывайте мнение других людей о ваших достоинствах, добавляют они. Помимо рекомендаций от прежних руководителей (или если нет возможности их получить) полезно поспрашивать коллег и друзей о том, в чем вы хороши — может добавиться навык, о котором вы прежде не думали.

И напоследок

Когда едете на очное собеседование, будьте особенно дружелюбны с незнакомцами в лифте. Такой совет дала Кэролин Родз, CEO Circular Board, акселератора для женщин-предпринимателей:

«Если через 10 минут один из них окажется человеком, который будет проводить ваше собеседование, у него уже будет представление о вашей личности. Но даже если этого не случится, такой легкий разговор поможет вам справиться с социальным стрессом и подготовить почву для более уверенного поведения».

А вот здесь шпаргалка от HH, как лучше отражать свои личные качества на самом первом этапе — в формальном формате резюме.