Найти в Дзене
SL Soft

Увлечения работают: зачем нам хобби и как они влияют на нас

Хобби — это не просто развлечение. Они влияют на нашу идентичность, помогают достигать целей и справляться с трудностями и стрессом. Всё больше работодателей замечают: увлеченные сотрудники работают эффективнее. В 2020 году медиакомпания Discovery, Inc., провела масштабное исследование: команда экспертов опросила 13 тыс. человек из разных стран, и выявила пять областей, в которых хобби помогают или становятся полезны. Но для начала, пару слов об увлеченных: У большинства участников исследования есть любимое дело (84%). А 56% из них — сверхувлеченные, то есть не просто интересуются чем-то, а регулярно уделяет время своему хобби. При этом 81% респондентов подтвердили: любимое занятие для них — одна из самых важных вещей в жизни. 1. Контроль В постоянно меняющемся мире людям необходимо чувствовать стабильность или точку опоры. С утверждением «Я контролирую свою жизнь» согласились лишь 17% людей без увлечений, 23% увлеченных чем-либо и 26% сверхувлеченных респондентов. Ощущение контроля в
Оглавление

Хобби — это не просто развлечение. Они влияют на нашу идентичность, помогают достигать целей и справляться с трудностями и стрессом. Всё больше работодателей замечают: увлеченные сотрудники работают эффективнее.

В 2020 году медиакомпания Discovery, Inc., провела масштабное исследование: команда экспертов опросила 13 тыс. человек из разных стран, и выявила пять областей, в которых хобби помогают или становятся полезны. Но для начала, пару слов об увлеченных:

У большинства участников исследования есть любимое дело (84%). А 56% из них — сверхувлеченные, то есть не просто интересуются чем-то, а регулярно уделяет время своему хобби. При этом 81% респондентов подтвердили: любимое занятие для них — одна из самых важных вещей в жизни.

Что дает нам хобби?

1. Контроль

В постоянно меняющемся мире людям необходимо чувствовать стабильность или точку опоры. С утверждением «Я контролирую свою жизнь» согласились лишь 17% людей без увлечений, 23% увлеченных чем-либо и 26% сверхувлеченных респондентов.

Ощущение контроля во многом связано с чувством мастерства, которое появляется из-за регулярных занятий хобби, а также наличием экспертных знаний и принадлежностью к определенному сообществу. Кроме того, увлечения приносят в жизнь людей стабильность, помогая лучше справляться со стрессом и легче переносить напряженные ситуации. Это подтверждают и результаты опроса: 50% увлеченных и 56% сверхувлеченных респондентов легче переносят стресс, тогда как среди людей без хобби этот показатель составляет всего 27%.

2. Больше уверенности в себе

Когда человек ощущает, что контролирует ситуацию, он становится увереннее в себе, в своих действиях и в правильности собственного выбора. Это и подтверждает исследование: люди, у которых есть хобби, на 43% более уверены в принятии решений в повседневной жизни, чем те, кто ничем не увлекается.

3. Ощущение целостности и наполненности жизни

91% респондентов уверены, что наличие хобби приносит им удовлетворение от достижений. У людей, увлеченных любимым делом, появляется цель, к которой они стремятся. Они видят плоды своих усилий, что приносит им положительные эмоции и удовлетворение.

4. Принадлежность к сообществу

Благодаря хобби люди в меньшей степени чувствуют чувствуют себя одинокими и укрепляют связи с окружающими. Так, 87% опрошенных отметили, что с удовольствием делятся своими увлечениями с семьей и друзьями. Помимо этого, 73% респондентов ощущают принадлежность к сообществу, а 64% заявили, что благодаря своему хобби приобрели надежный круг друзей и близких людей, на которых всегда могут рассчитывать.

5. Счастье

Согласно опросу, 46% увлеченных и 54% сверхувелеченных испытывают больше удовлетворения от жизни, а 48% и 60% соответственно обладают более оптимистичным взглядом на события. Эти показатели в полтора раза превышают результаты респондентов, не имеющих значительных интересов в какой-либо сфере. Исследователи связывают такие показатели с тем, что продолжительное занятие любимым делом дает постоянное ощущение счастья, а не временное, как это бывает в случаях разовых побед.

Как появляется хобби?

В процессе исследования эксперты обнаружили, что увлеченность чем-либо связана с тремя важными человеческими потребностями:

  • желанием узнавать мир вокруг,
  • стремлением стать мастером в каком-то деле;
  • ощущением принадлежности к группе или сообществу.

Эти три пункта помогают нам формироваться как личность, мотивируют и дают ощущение эмоционального комфорта.

Хобби появляются и развиваются в относительно раннем возрасте — в среднем в 15-16 лет — и остаются с нами на протяжении всей жизни. В большинстве случаев их прививают родители — 33% опрошенных брали пример с членов семьи. Второе место у телевидения — 23% обзавелись хобби благодаря телеэкрану— причем в 2020 году (когда было проведено исследование Discovery, Inc.) оно обогнало друзей, бабушек и дедушек, а также социальные сети и YouTube.

Влияет ли хобби на нашу работу?

Увлечения и интересы вне работы все чаще занимают центральное место в жизни людей, поскольку они дольше остаются в статусе single и откладывают создание семьи на более поздний срок. Многие исследователи уверены: хобби несомненно влияют на эффективность людей в работе, но расходятся в оценке того, как именно.

Ученые из Института психологии труда Шеффилдского университета отмечают, занятие хобби повышает эффективность людей на работе, но только в том случае, если оно не требует использования профессиональных навыков. Специалисты выяснили: если человек много времени тратит на хобби, которое похоже на его рабочие обязанности, это мешает ему отвлечься и отдохнуть. В результате он чувствует себя еще более уставшим.

Эту точку зрения подтверждают специалисты Государственного Университета Сан-Франциско: они изучили увлечения и рабочую эффективность сотрудников крупной компании. Выяснилось, что те, кто занимался творческим хобби (фотографией, кулинарией, рукоделием), работали на 15–30% лучше. Любимое занятие помогает подзарядиться перед возвращением на работу, а также становится способом узнать больше о своих сильных и слабых сторонах, считают эксперты. Кроме того, люди с креативными хобби чаще помогали коллегам и более творчески подходили к исполнению своих обязанностей.

В Институте исследования операций и управленческих наук, наоборот, недавно выяснили, что сотрудники, которые интегрируют активности, связанные с их профессиональной деятельностью, — например, слушают подкасты о лидерстве, смотрят выступления TED или читают бизнес-книги — сообщают, что чувствуют себя более уверенными, мотивированными и способными на работе. Такой подход позволяет людям развивать профессиональные навыки, не жертвуя удовольствием. Однако исследователи делают оговорку: предпочитающим четкое разделение между работой и личной жизнью такой подход может не подойти — они могут почувствовать себя более изнуренными. Вероятно, остается попробовать, подходит ли эта практика вашим индивидуальным предпочтениям.

Стоит ли мотивировать сотрудников заниматься хобби?

Исследователи рекомендуют интегрировать творческие активности в корпоративную среду — например, использовать работы сотрудников в оформлении офиса, проводить кулинарные конкурсы или мастер-классы, собирать сотрудников для украшения офисных пространств и т.п.

Помимо этого, работодатели могут поддерживать сообщества по уже сформировавшимся интересам внутри компании: например, проводить спортивные игры, устраивать кинопоказы или вечера настольных игр в офисе. Именно так мы делаем в SL Soft.

Ну и наконец полезным будет информировать коллег о пользе хобби — как о способе восстановиться после трудной работы, переключиться и узнать о себе что-то новое.