Как только мы немного освоились на новом месте и после ковидного карантина открылось МФЦ, я сразу же записала Млаву в садик. Места в группе я ждала с предвкушением начала какой-то новой более стабильной жизни: ребенок при деле и я могу спокойно работать и делать ремонт. Жизнь налаживалась...
Приветствую на нашем канале Млава & мама. Меня зовут Елена. Млаве 8 лет, у нее высокофункциональный аутизм. Продолжаю рассказывать нашу историю, первая часть здесь.
Читать нашу историю сначала: Часть 1. Первые симптомы
Но как только двери садика открылись для нас, проблемы посыпались как из ящика Пандоры. Млава была в ужасе и перманентном шоке. Сборы в садик ежедневно проходили в слезах и стрессе, часто в середине дороги она разворачивалась и шла домой. Однажды, плача и отказываясь заходить, она села на пол в прихожей группы, а нянечка потащила ее в раздевалку за шиворот куртки, тут уже заревела я. Проходя под окнами, услышала как воспитатели обсуждают "ненормальную мамашу", т.е. меня, в присутствии детей.
Однажды, заглянув в группу, увидела, что Млава прошла и села на один из множества свободных стульев и смущенно заулыбалась, когда увидела, что к ней идет мальчик. Мальчик подошел и заорал ей в лицо "это мое место!", она заплакала.
С началом посещения садика, она начала бояться громких звуков, проявлять грубость и агрессию к другим детям, если Млаву они чем-то насторожили. Однажды в магазине мы подошли к кассе, за нами встала мама с малышом лет 2-х. Он (мальчик) посмотрел на Млаву улыбнулся и потянулся к ее руке. Вдруг она отдернула руку как от огня и закричала - НЕ ТРОГАЙ МЕНЯ, НЕ ПОДХОДИ, ЭТО НАША ТЕЛЕЖКА! От неожиданности и удивления я потеряла дар речи и просто молча поставила ее перед собой, что бы отделить от мальчика, обняла чтобы успокоить. Мама мальчика тоже была шокирована и сказала ему: не подходи к ней, нечего играть с такими девочками.
Все же на площадках контакт иногда получался, и дети вовлекали ее в свою игру, но она не понимала, во что они играют и что нужно делать, практически всегда это заканчивалось слезами.
В садике я впервые увидела детей ее возраста и поняла на сколько она другая. Дети разговаривали, общались между собой, легко одевались и раздевались сами, хранили в шкафчиках игрушки, принесенные из дома, рассказывали родителям как прошел день. Уже через несколько дней все меня узнавали и, увидев, кричали "Млава, твоя мама пришла".
Это была катастрофа, она не просто отставала, она была как чистый лист. Она не различала не то что родителей, но даже детей между собой. Не запоминала ни их внешность, ни имена. Воспитатели, качали головой - "не садиковский ребенок", жаловались, что она не хочет учиться одеваться... я тоже замечала, что ее невозможно научить некоторым вещам, потому что она просто ... отключается, отгораживается от нежелательной информации. И можно только ждать, когда какой-то невидимый пазл сложится у нее в голове и она сама сделает то, что нужно. Заглядывая в группу, я почти всегда заставала ее сидящей за воспитательским столиком с рисованием, она старалась держаться подальше от детей и поближе к взрослым.
Наш ежедневный диалог выглядел примерно так:
- Как дела в садике?
- ...
- хорошо?
- хорошо
- или не очень?
- не очень
- играла с кем-то?
- ...
- да?
- да
- или нет?
- нет
Насмотревшись на все это я схватила Млаву в охапку и мы побежали к психологу. Психолог была женщина около 50-ти и отнеслась к нам с большим вниманием, мы долго общались, я поделилась своими страхами. Млава ответила легко на все вопросы, без труда называла предметы на картинках, была абсолютно спокойна и адекватна. Психолог успокоила меня, что у нее точно не аутизм, скорей всего шизоидный тип личности, для которого характерна некоторая отстраненность и более позднее развитие. А что плачет, так это трудности адаптации. Вскоре в садике прошла консультация логопеда и около трети детей отправили на медкомиссию для возможного перевода в логопедическую группу. Нас - нет.
Тогда, я пришла к выводу, что это всё мои проблемы и недоработки как мамы и начала разбираться. Подписалась на паблики по психологии и детскому развитию, накупила развивашек... Следуя советам, стала больше внимания уделять игровым навыкам. Мы занимались и раньше, но, очевидно, этого было недостаточно, я пыталась понять, что не так и что еще можно сделать.
Например, выяснилось, что она не может поймать мяч, и тренировка этого навыка неожиданно дала толчок к улучшению внимания, позже мы добавили к игре вопросы и ответы. Бросаю мяч - задаю вопрос, она бросает мне - отвечает. Можно сказать, что с этой простой игры у нее запустился более менее осмысленный диалог. Физическое развитие оказалось очень полезным и с приходом лета мы начали играть в мяч на улице, освоили бадминтон. У нее не очень получалось играть, но заметно улучшилось внимание и восприятие.
Хочу отметить, что диалог и сейчас трудная задача для нее и мы продолжаем учиться. Неспособность пересказывать события дня есть до сих пор и только к концу 1 класса Млава иногда стала припоминать, что происходило в школе кроме непосредственно уроков.
Когда ребенок долго не говорит, обычно советуют больше читать. Мы читали, но в основном стишки, потешки, Чуковского. Теперь я решила добавить чтение сказок перед сном, но у Млавы это не вызывало никакого интереса, а часто даже раздражение. В тоже время она полюбила смотреть мультики и повторять фразы из них, петь песенки. Она могла повторять одну фразу или песенку раз за разом, вскоре это перешло в речевые стереотипии. Я обратила внимание, что она часто произносит услышанные слова не правильно, иногда это был скорее набор звуков, просто похожих на слово или фразу. В какой то момент пришло осознание...
Она не понимает речь. Поэтому развиваются стереотипии и так трудно дается диалог. Поэтому она не слушает сказки, для нее мое чтение - это бессмысленный набор звуков, просто шум.
#рас #аутизм