Ура, товарищи, троекратное ура! Мой товарищ сегодня (в без трех дней 9 лет) задал свой первый вопрос с вопросительным словом «почему». Здесь уместно чувственно и с надрывом голосом Веры Алентовой сказать: «Как же долго я тебя ждала!»
Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся»
Краткая предыстория речевого развития. До 3-3,5 лет были отдельные слова, без фраз, предложений и естественно никаких вопросов. После обнаружения речевой задержки в 3,5 года (да, опомнились поздно) и начала лечения обнаруженной эпиактивности и систематических коррекционных занятий речь мало-помалу начала двигаться вперед. Слова наконец начали друг с другом дружить и образовывать фразы и предложения.
Первые вопросы от Леонида я услышала в его 5 лет. Это были вопросы, требующие ответа «да»/«нет» (Мы пойдем в парк? Купим мороженое?). Постепенно очень медленно стали появляться более сложные вопросы с вопросительными словами «куда», «когда», «где» и так далее.
Уже тогда, на самом старте нашего пути, я спрашивала специалистов, о том, где же вопросы «почему», на что мне отвечали, что до этих вопросов Леониду как до Луны предстоит пройти длинный путь дозревания мозга и великого множества занятий.
С тех пор прошло достаточно много лет. Сейчас Лёня задаёт большое количество вопросов с разными вопросительными словами. Даже такими сложными типа «а что это значит?», «а на каком языке разговаривает эта тетя?». Но вопросов о причинно-следственных связях (почему и зачем) так и нет.
Я устала их просто ждать, уповая на самостоятельное дозревание мозга, на то, все занятия когда-то дадут результат. В очередной раз собрала рекомендации специалистов, послушала ваши советы и взялась за дело.
Первым пунктом активной борьбы за «почему» стало частое задавание этого вопроса Лёне в нашей повседневной бытовой жизни. Я заметила, что обычно редко задаю ему этот вопрос, потому что с ответами на него у него тоже всегда было туго. То есть причинно-следственные связи провисали как со стороны вопросов, так и ответов. Но уже некуда ждать мифического созревания. Приходится здесь и сейчас учить не только задавать этот вопрос, но и отвечать на него. В итоге довольно быстро Леонид привык к моим «почему» и стал на автомате отвечать «потому что» с дальнейшим объяснением причины.
Читательница посоветовала каждый день готовить список вопросов и добиваться, чтобы ребенок исправно отвечал на них. Я решила сделать эту процедуру отдельным занятием. Писала вопросы от руки, потом поняла, что ему сложновато разбирать мой почерк. Стала распечатывать вопросы на принтере, при этом заставляя его читать вопрос вслух, устно формулировать ответ с «потому что» и записывать ответ от руки. Помимо отработки навыка отвечать на эти вопросы стало очевидно, что это задание неплохо развивает речь, фантазию, мышление. В конце концов дисциплинирует его говорить четко и по делу на заданную тему.
Другим заданием я сделала левый столбец с вопросами, а правый — с ответами, но записанными взразброс. И от товарища требовалось соотнести вопрос с правильным ответом. Это задание далось ему весьма просто.
Сложнее всего мне выдумывать эти вопросы. На удивление это оказалось действительно непросто. Но на помощь пришли специнтересы и зацикленности на разных правилах поведения, которыми товарищ стал интересоваться последнее время.
А еще сложно работать, когда не знаешь, когда будет результат и будет ли вообще. Но с каждым новым отработанным «почему» и «потому что» моя надежда росла и крепла. А Леонид всё более уверенно отрабатывает эти конструкции на занятиях.
Но это на занятиях. А что в жизни? А в жизни ничего. В жизни у ребенка есть Гугл, который ему всё расскажет и объяснит. Его запросы в поисковике поражают меня своей точностью, логичностью формулировки и словно даже знанием алгоритмов и правил как нужно правильно гуглить, чтобы получить максимально точную информацию.
Но про Лёнино общение с Гуглом, Алисой и прочими представителями ИИ я расскажу как-нибудь в другой раз. Вернемся к нашим баранам почему. Почему я так прицепились к этим почему? Почему они мне так важны? Потому что данный вид вопросов является высшей ступенью развития мозга и речи, показывающий любопытство ребенка и его жажду знаний (не только академических, а обычных, про жизнь). Мне обидно, что мой ребенок пропустил эту важную стадию в более раннем возрасте. Но я очень хочу, чтобы он её нагнал. Потому что учеба в школе без понимания причинно-следственных связей и умения задать вопрос «почему» и «зачем» и ответить на него на мой взгляд невозможна.
Так вот… ближе к теме статьи. Сегодня мы с Леонидом утром романтично чистили зубы в ванной. Ничего не предвещало торжественности исторического момента. И тут он выдает: «А ПОЧЕМУ нельзя курить в кинотеатре, мама??»😂 ТА-ДААААААМ! Звук фанфар, звон бокалов, блеск софитов. Я, едва сдерживая радостные рыдания и стараясь не подавиться зубной пастой, выдаю ему нечленораздельное: «пфотомуфто…».
Ну, как-то так, товарищи. Лёд тронулся. Занятия будем продолжать и дальше, потому что, боюсь, что без постоянной практики навык задавать такие вопросы не дойдёт до автоматизма. Сделала отдельную подборку со всеми роликами про реалити-шоу «Почемучка». Вдруг кому-то наш опыт будет полезен.
Спасибо за Ваше внимание!