Признаюсь, есть в заголовке некое лукавство. Уникальный актер, мастер озвучания Борис Кузьмич Новиков воплотил в жизнь несчетное количество образов: на театральной сцене, в кино, в мультфильмах, на телевидении. И почтальон Печкин из Простоквашино - далеко не единственный персонаж, которого на протяжении многих десятилетий продолжает помнить и любить зритель, и который прочно ассоциируется с Борисом Кузьмичом. А были еще торговец-зазывала из "Приключений Васи Куролесова", мужик-живодер из "Волшебного кольца", Бубнов из "Семь стариков и одна девушка", Тимофей из "Белых рос" и многие, многие другие.
Он привносили в кино свою особую теплоту. Но за экранным весельем скрывалась жизнь, полная тихих драм и глубоких переживаний, о которых знали лишь самые близкие.
Неповторимый мастер перевоплощений, король эпизода, способный даже в крошечной роли создать полноценный, запоминающийся характер, любимый миллионами актер ушел от нас тихо и незаметно, будто и не было его вовсе. О смерти его молчали газеты, не говорили по ТВ. Потому что время было такое, когда каждый оказался сам за себя...
От Ряжска до Москвы
Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск‑1 (ныне город Ряжск, Рязанская область) в семье железнодорожника. Детство его прошло в атмосфере простых трудовых будней, но уже тогда в мальчике пробуждалась тяга к творчеству: он с удовольствием участвовал в школьных постановках, посещал кружки в Доме пионеров.
Окончив семь классов, Новиков поступил в Московский авиационный техникум, желая связать свою жизнь с небом. Мальчишки той поры мечтали воспарить выше облаков: стать летчиком казалось очень престижным, многие мечтали стать создателями необычайных железных птиц.
Но все планы смешала война. Уже в июле 1941 года, едва достигнув шестнадцати лет, он добровольцем вступил в 5‑ю дивизию Московского народного ополчения. Уже в декабре того же года юного защитника Отечества демобилизовали как не достигшего призывного возраста, и Борис вернулся к мирной жизни, устроившись работать фрезеровщиком на завод.
На театральных подмостках
В 1944 году он поступил в школу‑студию Юрия Завадского при Театре имени Моссовета. Это стало отправной точкой в карьере необычайно талантливого актера. В 1948 году, окончив обучение, Новиков был принят в труппу театра.
Первые роли были небольшими, но уже тогда проявился его уникальный дар — умение наполнить жизнью даже эпизодического персонажа. Однако настоящий прорыв случился в 1961 году, когда Новиков сыграл Василия Тёркина в одноимённой постановке по поэме А. Т. Твардовского.
Игра Новикова потрясла не только зрителей, но и впечатлила самого автора. Твардовский лично поблагодарил актёра, и, может, в знак преклонения перед его талантом или в знак необычайного уважения позже помог ему получить квартиру в престижном доме на Котельнической набережной.
Тёркин мог принести Новикову Ленинскую премию, но художественный руководитель театра Юрий Завадский воспротивился: по его мнению, 36‑летний актёр был ещё слишком молод для такой высокой награды. А может, актер был слишком неуживчивым в коллективе, колким на язык, к тому же злоупотреблял алкоголем.
Люди творческие всегда необычайно чувствительные и часто ранимые. Актер не обиделся, но ощутил, что атмосфера вокруг него в театре изменилась. Коллеги и руководство будто дистанцировались от него, словно между ними выросла незримая стена.
В 1963 году Борис Новиков принял приглашение Валентина Плучека и перешёл в Московский театр сатиры. Здесь он прослужил десять лет, сыграв множество ярких ролей в спектаклях «Старая дева», «Василий Тёркин на том свете», «Интервенция».
Жизнь вне театра
В кино Новиков дебютировал в 1955 году в фильме «Ревизоры поневоле». Вскоре он получил роль Витеньки Шубникова в дилогии «Первые радости» и «Необыкновенное лето» (1956), на которую режиссёр Владимир Басов утвердил его без проб.
В молодости актёру часто доставались отрицательные персонажи, но даже их он играл с таким обаянием, что зрители не могли не проникнуться симпатией. Одной из первых крупных киноработ стала роль Митьки Коршунова в экранизации «Тихого Дона» (1957) Сергея Герасимова. Фильм получил международное признание, включая награду на кинофестивале в Карловых Варах.
Но настоящую славу Новикову принесли телесериалы и комедии. Его Тарас‑Илья из «Теней исчезают в полдень» (1971) стал культовым: заикание, бегающие глаза, привычка озираться по сторонам — все эти детали актёр придумал сам, сделав персонажа невероятно живым. А фраза «Загремим под фанфары!» мгновенно ушла в народ и употребляется до сих пор.
Не менее запоминающимся оказался пан Специалист из юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“». В киножурналах «Фитиль» и «Ералаш» Новиков демонстрировал блестящий комедийный талант, играя самых разных персонажей — от милиционеров до дебоширов.
И отдельной вехой творчества актера стала мультипликация, где проявился его невероятный талант играть только голосом, создавая неповторимые образы. Его голос узнаваем в десятках мультфильмов, среди которых «Зимовье зверей», "Каша из топора", «Сказка о царе Салтане», «Доверчивый дракон» и многие другие.
Но, конечно, главной анимационной работой Бориса Кузьмича стал придуманный Эдуардом Успенским почтальон Печкин из трилогии о Простоквашино. Новиков придал персонажу неповторимую интонацию — слегка ворчливую, но добрую, сделав его одним из самых любимых героев советского мультипликации.
Немного личного
Единственной женой Бориса Кузьмича стала Надежда Антоновна Климова — актриса, с которой он встретился в Театре имени Моссовета. Их союз, заключённый в 1950‑е, стал редким для актёрской среды примером верности и взаимопонимания.
В 1949 году у пары родился сын Сергей. К несчастью, у мальчика с юных лет начались проблемы со здоровьем, и родители до конца жизни вынуждены были заботиться о нём.
Надежда, сама обладавшая тонким даром перевоплощения, никогда не соперничала с мужем за роли — она стала его главным критиком, советчиком и хранительницей домашнего очага.
В их квартире не было пафоса: скромная обстановка, книги, фотографии со съёмок. Здесь Новиков отдыхал от суеты, читал вслух жене любимые стихи, обсуждал новые роли. Друзья вспоминали, что в кругу семьи он менялся — уходил экранный балагур, оставался внимательный, немного застенчивый человек, для которого дом был крепостью.
В 70-е, когда на него свалилась всесоюзная слава, когда, казалось, можно было наслаждаться жизнью и пользоваться результатами своего творческого труда, на долю Бориса Кузьмича выпали и тяжелые испытания. Проблемы со здоровьем вынудили его покинуть театр, а кинороли всё чаще сводились к коротким комедийным эпизодам. Переживая, что его талант используют шаблонно, актер никогда не жаловался публично. Вместо этого писал письма режиссёрам с предложениями нестандартных образов, изучал литературу, мечтал о роли князя Мышкина — той самой роли, которая, оставаясь желанной, так и не случилась.
В эти годы Надежда Антоновна стала его незримым ангелом-хранителем. Она вела переговоры с киностудиями, отстаивала его интересы, создавала атмосферу, где он мог чувствовать себя нужным. Когда здоровье ухудшилось настолько, что Новиков почти не выходил из дома, жена превратила их квартиру в маленький театр: устраивала «премьеры» новых фильмов, приглашала друзей, чтобы муж не чувствовал себя брошенным.
Вместо эпилога
В 1994 году Новикову было присвоено звание народного артиста Российской Федерации — признание, которого он, без сомнения, заслуживал всей своей жизнью и творчеством.
Борис Кузьмич Новиков скончался на 73-м году жизни 25 июля 1997 года в Москве и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. И практически никому из коллег по цеху и из тех, кто всего 3 года назад дал ему "народного", не было дела до случившегося. Только после выхода в газете "Комсомольская правда" статьи о всеобщем забвении Новикова читатели собрали средства на установку памятника на его могиле.
Любимая супруга актера пережила его на 11 лет и ушла из жизни в 2008 году. После этого их сын Сергей, с юности страдавший расстройством психики и проживавший в родительском доме на Котельнической набережной без его ведома был зарегистрирован в старом деревенском доме в Тверской области, а право собственности на квартиру при этом перешло в другие руки...
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))