Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Война и мир Юрия Никулина. Непростая жизнь веселого артиста

Клоун. Самый настоящий. Из цирка. Он регулярно выходил на арену, чтобы смешить зрителей, собирая продолжительные аплодисменты. Его выступления ждали, его любили, его появление всегда вызывало улыбку. Потому что была в этом долговязом теле с угловатыми движениями небывалая легкость, которой он с удовольствием делился с окружающими.

Вы знаете, у меня своя собственная концепция счастья. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, — на земле все будут счастливы, - говорил Юрий Владимирович Никулин.

И всегда придерживался своей концепции, даря людям радость и зажигая добрые улыбки.

Недалекий Балбес, обаятельный Семен Семенович Горбунков из знаменитых гайдаевских комедий, следователь Мячиков из рязановских "Стариков-разбойников" - в этих ролях Юрий Никулин был по-доброму смешон и забавен. И в то же время - драматичные "Когда деревья были большими" и "Чучело", когда местами хочется плакать навзрыд.

Едва ли кто будет спорить, что Юрий Никулин - Большой Артист. Именно так, с заглавной буквы. Артист, которому удаются разноплановые роли. Но себя он считал, прежде всего, клоуном. Так и говорил прямо:

Я — клоун. Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых...

А вместе с нелепыми ужимками на арене цирка вдруг сложные образы в эпичных картинах о войне. Рядовой Некрасов в фильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" и майор Лопатин в кинокартине Алексея Германа "Двадцать дней без войны". Эти герои вынимают душу, бьют точно в сердце, не оставляя зрителя равнодушным. И хочется спросить: КАК?

Весь ужас войны, боль целого поколения, радость предстоящих побед и горечь утраты в глазах, на лице, в коротких хлестких фразах. Как может человек перевоплощаться таким удивительным образом? Вчера еще был смешон, а сегодня заставляет задуматься и грустить.

Смешное и трагическое — две сестры, сопровождающие нас по жизни, — писал Никулин в своих дневниках.

А еще признавался: тяжело играть «про войну» — «как током сразу ударяет».

Потому никакого секрета, конечно же, в удивительном перевоплощении нет. Пройдя две страшных войны, отдав 7 лет службе в Красной Армии, Юрий Владимирович Никулин не играл на съемочной площадке, заново проживая годы своей молодости, показывая характеры тех окружавших его людей, кому судьба не дала шанса вернуться домой. Вспоминал:

Самое страшное — когда на тебя идут танки и ты ничего не можешь сделать...

И именно из-за пережитого он искренне дарил радость всем, зная, сколь хрупка грань между жизнью и смертью. Спешил смешить, потому что грусти вокруг и так слишком много.

-4

Он родился 18 декабря 1921 года в Демидове (ныне Смоленская область) в семье артистов местного драмтеатра. Спустя четыре года семья перебралась в Москву, поселились в коммуналке в Токмаковом переулке в центре столицы. Частыми гостями в школе, где учился Никулин, были известные писатели, в частности, Аркадий Гайдар. А после школы, когда не исполнилось и 18-ти, ему вручили повестку в военкомат и направили в шестую батарею второго дивизиона 115-го зенитно-артиллерийского полка, дислоцированного в Ленинграде.

Когда нам сообщили, что будем служить под Ленинградом, все дружно закричали «ура!», - писал артист в своей книге воспоминаний. - Но наш пыл тут же охладили: на границе с Финляндией напряженная обстановка, город на военном положении...

Был ноябрь 1939 года. И ситуация на рубежах большой страны складывалась очень серьезная. И вскоре новобранцам на построении сообщили:

Финляндия нарушила нашу границу, среди пограничников есть убитые и раненые...

Так для юного Юрия Никулина началась война. Сначала с Финляндией.

Их батарея стояла под Сестрорецком, защищая воздушные подступы к городу на Неве. А совсем рядом грохотали тяжелые бои - финны сдаваться не собирались.

-5

Связь - это нервы войны. Без четко отлаженных коммуникаций невозможно управлять войсками, выступать единым фронтом, отдавать приказания и отчитываться об исполнении. Без связи Армия - это только сборище разрозненных подразделений, действующих по своему разумению.

Зимой 1940-го Юрий Никулин получил приказ протянуть линию связи по льду Финского залива от батареи до наблюдательного пункта. Несколько километров в лютый мороз, метель, с тяжелыми катушками проводов за спиной...

Поставленную задачу молодой боец выполнил, но сил на обратную дорогу у него не хватило. Присел отдохнуть на минутку прямо на лед и забылся глубоким сном. Так бы и вмерз в ледяную равнину залива, если бы мимо не проезжали пограничники на аэросанях.

Никулина подобрали и едва живого с сильным обморожением доставили в санчасть. Но это было не единственное его "приключение" на службе.

-6

После окончания Зимней войны относительное затишье продолжалось около года. Часть так и осталась под Сестрорецком, потому неизбежно артиллеристы должны были схватиться с врагом вскоре после начала Великой Отечественной. Первый авианалет отразили уже 23 июня 1941 года. А дальше интенсивность налетов люфтваффе только возрастала. Враг неумолимо наступал.

Мы с тревогой следили мы за сводками Совинформбюро, - вспоминал Никулин. - Враг приближался к Ленинграду. Однажды на рассвете увидели, как по шоссе шли отступающие части нашей пехоты. Оказывается, сдали Выборг...

Уже 29 августа под натиском наступающего 4-го армейского корпуса Финляндии части РККА вынуждены были оставить город, отступив к Ленинграду. Кольцо вокруг Северной столицы стремительно сжималось. 8 сентября 1941 года гитлеровцы вышли к Ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день стал началом блокады города войсками нацистской Германии с юга и Финляндии с севера.

-7

И так как батарея, где служил Юрий Никулин, защищала ленинградское небо, ему довелось увидеть весь ужас блокады, невыносимую боль и небывалое единение горожан.

Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потеках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы, - много позже описывал Юрий Владимирович блокадный Ленинград. - Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами... Я знаю, что в январе 1942 года в отдельные дни умирало от голода по пять — шесть тысяч ленинградцев...

Такое не забывается. Никогда. И гениальный артист пронес в сердце свои воспоминания через всю жизнь. Искрометно шутил, смешил, кривлялся, будто старался в глубине души заглушить то, с чем пришлось столкнуться в трудные военные годы.

После полученной контузии и вынужденного лечения в госпитале весной 1943 года Юрия Никулина перевели в 72-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион на должность командира отделения разведки, позднее там же его назначили помощником командира взвода. Тогда он отпустил усы, сам себе казался взрослее и солиднее.

Не раз оказывался под обстрелом, не раз был на волосок от смерти. Видел, как гибнут товарищи. Позже говорил:

Страшно - когда я жив, а ребят нету...

Победу Никулин встретил в Курляндии, затем ещё год служил на территории Восточной Пруссии, демобилизовавшись 18 мая 1946 года в звании старшего сержанта. За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

И именно там, на фронтах Великой Отечественной, Юрий Никулин понял, что хотел бы по примеру родителей связать свою жизнь с театром.

Вернувшись в Москву, он пытался поступить во ВГИК, но туда его не взяли: председатель комиссии Сергей Юткевич не увидел в худом и нескладном молодом человеке задатков будущего артиста. Никулин пробовал свои силы в ГИТИСе, стремясь попасть на театральный факультет, но и там не нашли в нем актерских способностей. Не привыкший останавливаться на полдороге, он всё же поступил в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре и окончил учебное заведение в 1948 году. И именно цирк захватил его на всю оставшуюся жизнь.

Два с половиной года Юрий Никулин проработал со знаменитым Карандашом. Набирался бесценного опыта, с гастролями объездил всю страну, чтобы затем создать собственный дуэт, Никулин и Шуйдин, который со временем превзойдет даже признанного мэтра, Карандаша.

Артист дебютировал в кино в 36 лет в роли неудачника-пиротехника в фильме "Девушка с гитарой" и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный и профессиональный актёр. Однако роль Балбеса на долгие годы стала его визитной карточкой, но Никулина это, кажется, ничуть не трогало. Он готов был в любом амплуа радовать своего зрителя.

Про меня уже врут, пишут: «великий клоун», — позже делился Юрий Владимирович с журналистами. — Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…

К роли Балбеса актер возвращался неоднократно, уж очень полюбился зрителю этот незадачливый преступник. А вот играть у Германа в фильме "Двадцать дней без войны" до последнего отказывался: не хотел бередить старые раны. И только длительный разговор по душам с Константином Симоновым, автором одноименной повести из цикла «Из записок Лопатина», написавшим сценарий для Алексея Германа, убедил его согласиться. Два фронтовика поняли друг друга.

Алексей Герман и Юрий Никулин на съемочной площадке фильма "Двадцать дней без войны"
Алексей Герман и Юрий Никулин на съемочной площадке фильма "Двадцать дней без войны"

Однако, несмотря на невероятную популярность Никулина-киноактера, цирк в его душе все же победил кинематограф. И это была судьба. Ведь именно в цирке он встретил свою вторую половинку, неподражаемую Татьяну. Встретил, чтобы пройти рука об руку почти 50 лет.

Они познакомились в далеком 1949 году. Для постановки номера начинающему клоуну нужна была лошадь - по сценарию Никулин был наездником.

Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом, - описывала историю знакомства Татьяна Никулина. - В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне — очень смешной жеребёнок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить её самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «скорой» в Склифосовского, без сознания...
-12

Чувствуя за собой вину, Татьяна не могла не навестить обаятельного артиста. Так мимолетное рабочее знакомство переросло в настоящую любовь - они расписались уже через полгода. А конь по кличке Лапоть связал два одиноких сердца воедино.

Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог, — говорила Татьяна Николаевна в одном из интервью.

Татьяна недолго оставалась в стороне от цирковой жизни. Сначала муж и жена вместе придумывали новые номера, а в 1951 году она впервые вышла на арену в пантомиме «Маленький Пьер». Номер уже давно гремел на всю Москву, и вдруг одну из главных ролей — мальчика — играть оказалось некому, и тогда мама Юрия Никулина посоветовала сыну обратить внимание на жену.

А в 1956 году в семье цирковых артистов родился сын, которого назвали Максимом.

Я подсчитал однажды, что своих родителей за год видел месяц – два, не больше. Даже родился, когда отец был на съёмках, - рассказывал Максим Никулин. - Слава Богу, что мама оказалась рядом… (смеётся). Но странное дело, несмотря на их физическое отсутствие, я никогда не ощущал себя брошенным. Они постоянно звонили из гастрольных поездок, со всех стран, слали нежные письма...

Юрий Владимирович Никулин выступал на арене до своего 60-летия, в 1981 году перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре. В 1982 году был назначен директором и художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре. До сих пор в Интернете можно найти документальные кадры, где Никулин прощается со старым Цирком, бродя по его коридорам перед закрытием в 1985 г. на реконструкцию. Кадры, на которых всегда веселый клоун плачет.

А 29 сентября 1989 года новое здание цирка на Цветном открыло свои двери для зрителей. И это сделал Юрий Владимирович Никулин, подаривший людям свое сердце и отдавший манежу свою душу.

В 90-е Юрий Никулин какое-то время входил в редколлегию журнала "Огонек", являлся председателем правления Фонда Мира, вёл на телевидении юмористическую передачу «Клуб „Белый попугай“» и был постоянным участником музыкальной телепередачи «В нашу гавань заходили корабли».

-14

Несмотря на то, что главных ролей за всю творческую карьеру у Юрия Никулина набралось меньше десятка, его искренне любила большая страна. И когда вдруг ему стало плохо - после операции на сердце возникли осложнения - за его состоянием следили все. Сопереживали, молились, надеялись на лучшее.

Великий клоун Юрий Владимирович Никулин ушел от нас 21 августа 1997 года на 76-м году жизни. Прощание с артистом состоялось 25 августа 1997 года в Московском цирке на Цветном бульваре.

Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, — признавалась Татьяна Никулина. — Мы вообще в последнее время мало разговаривали, во всяком случае, на темы, не касающиеся цирка. А о чём говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя из кухни в спальню мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…
Памятник на могиле Юрия Никулина на Новодевичьем кладбище в Москве
Памятник на могиле Юрия Никулина на Новодевичьем кладбище в Москве

Еще по теме:

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))