Опять власть меняется!
Многим советским зрителям образ деда Нечипора из комедии "Свадьба в Малиновке", созданный замечательным актером Евгением Лебедевым, запомнился именно этой фразой. Но в его жизни было много ролей - и комедийных, и трагических - казалось, он мог сыграть всё. Не смог исполнить только две. Короля Лира - в театре. И заботливого брата - в жизни.
Его не стало 9 июня 1997 года...
А начиналось все в революционном 1917 году, когда в городе Балаково Саратовской губернии в семье диакона Иоанно-Богословской церкви родился мальчик, которого назвали Евгением. В последующем происхождение станет одним из тяжелейших испытаний, которое придется выдержать мальчику в процессе взросления. В семилетнем возрасте он вынужден был разлучиться с семьей и переехать к деду в Самару. Это много позже Лебедев станет Народный артистом СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, Сталинской премии первой степени и Государственной премии СССР, а в те годы клеймо "поповского сына" стало сродни проклятию.
Он быстро научился обманывать, скрывая информацию о родственниках, рассказывал, что родители сгинули в голодном 1921 году. А сам продолжал тайно от окружающих встречаться с матерью и почти не виделся с отцом.
С тех пор как я стал врать, ко мне стали хорошо относиться, меня перестали называть „попёнком“, „кутейником“. Но страх перед Богом всё время ходил за мною и напоминал о моих грехах до тех пор, пока я не привык к нему...
В Самаре он учился в школе фабрично-заводского ученичества при заводе "Кинап", участвовал в заводской самодеятельности, а затем поступил в самарский Театр рабочей молодежи, где прослужил всего два года. Кто-то из доброхотов донес, что в театре на подмостках играет "поповский сын", и иллюзия благополучия сразу разрушилась. В 1934 году ему удалось покинуть Самару и переехать в Москву.
Переезд в столицу стал судьбоносным. Пристроившись работать в театральную студию при Театре Красной Армии, в 1936 году Евгений Лебедев смог поступить в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, затем попал на курс В.В. Готовцева в театральном училище при Камерном театре.
В 1937 году судьба делает крутой поворот, и вместо "поповского сына" Женя становится сыном "врага народа". В сентябре его отец был репрессирован и расстрелян. А год спустя та же участь постигла и его мать. Теперь он реально осиротел, оставшись с младшей сестрой на руках, перебиваясь нерегулярными заработками.
В общежитие девочку не пускали, в государственных учреждениях детям "врагов народа" отказывали по очевидным основаниям, и Евгению снова пришлось врать. Смалодушничал ли, или это был единственно возможный шанс на выживание обоих, но Евгений Алексеевич Лебедев будет укорять себя этим поступком до последних дней жизни: солгав, что нашел незнакомую малышку-сироту на улице, ему удается пристроить сестру в детский дом.
Да, много позже Евгений Алексеевич сможет разыскать сестру и даже попытается наладить отношения, но любви между ними уже никогда не будет.
В 1940 году Лебедев играет в Тбилисском русском театре юного зрителя, где в полной мере и раскрывается актерский талант. Ему подвластны любые образы: от сказочной Бабы Яги, до Павки Корчагина и героев Д.И. Фонвизина и А.Н. Островского. Своего угла у него не было, поэтому приходилось искать съемное жильё. Там, на съёмной квартире и довелось познакомиться с Г.А. Товстоноговым, их свяжет в последствие не только профессия, но и дружба длинною в жизнь, а так же родственные узы. Евгений Лебедев заключит брак с сестрой Георгия Александровича - Нателой, с которой они пройдут рука об руку до самой смерти.
В понимании простого обывателя, Евгений Алексеевич не был участником Великой Отечественной войны, не бил врага на фронтах, не участвовал в боях и не ходил в атаку. Но не остался безучастным, ездил с выступлениями по местам дислокации воинских подразделений и госпиталям, поднимая моральный дух советских воинов, за что был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Вернувшись в 1949 году в Москву, Евгений Лебедев совершенно случайно встречает Георгия Товстоногова, недавно назначенного главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. И с этого начинается его стремительный взлет.
Именно на сцене Ленинградского Ленкома актер дебютировал в роли Александра Григорьева в постановке по роману Вениамина Каверина "Два капитана", а позже, в фильме Владимира Венгерова, вышедшем на экраны в 1955 году, сыграл Михаила Ромашова, подлеца и конъюнктурщика, антагониста своего театрального героя. И эта роль сделала его всесоюзно известным.
За вторую работу в театре - роль Иосифа Сталина в пьесе "Из искры..." грузинского драматурга Шалвы Дадиани - он был удостоен Сталинской премии I-й степени.
За долгую творческую биографию Евгений Алексеевич Лебедев сыграл множество ролей на сцене театра и в кино, участвовал в телевизионных постановках. Но самым сложным, по его собственному признанию, оказался спектакль "История лошади", повествующий о тяжелой судьбе старого мерина.
"Я играю лошадь. Прежде чем сказать первую фразу, я всегда вспоминаю отца и мать, а уж потом говорю: „Когда я родился"...
И столько было в образе его героя боли и страданий, что зритель понимал - история эта для актера личная. И потому горе реальное. И слезы наворачивались на глазах.
Он обладал удивительной способностью перевоплощения, создавая образы своих героев создавал целый внутренний мир: богатый, искрометный, поражающий глубиной, вызывающий сопереживание.
Ему подвластно было всё: любой жанр, любая роль. Но главной творческой мечте - сыграть на сцене шекспировского короля Лира - не суждено было сбыться. Он знал каждую реплику, отрепетировал каждый жест, его приглашали на подмостки других театров, но Евгений Лебедев оставался верен своему другу Георгию Товстоногову и родному БДТ. А здесь Лира для Евгения Алексеевича не нашлось.
Незадолго до смерти актер перенес тяжелый инсульт. Но нашел силы восстановиться, вернуть себе возможность не только двигаться и разговаривать, но и вновь подняться на сцену. В январе 1997 года с размахом отметил свой восьмидесятилетний юбилей.
А 9 июня сердце великого актера Евгения Алексеевича Лебедева остановилось...
Но для зрителей, хоть раз видевших его на сцене или в кино, он жив будет всегда. Потому что искусство - вечно!
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья понравилась - ставьте лайк, так мы станем заметнее для большего количества читателей.