Интерактивные квизы (викторины) — это современные опросы и тесты в формате игры, которые делают уроки и лекции более живыми. Студенты отвечают на вопросы в реальном времени — чаще всего через смартфоны — а преподаватель сразу видит результаты. Такие методы обучения эффективно вовлекают аудиторию: «интерактивность превращает пассивного слушателя в активного участника процесса, не даёт ему заскучать и помогает сфокусироваться на обучении». К тому же интерактивные викторины позволяют быстро проверить знания: это «отличный способ проверить материал», который одновременно развивает критическое мышление учащихся.
Зачем проводить квизы на лекциях
- Мотивация и вовлечение. Игра и соревнование заставляют студентов внимательнее слушать и участвовать. Наличие баллов и таблицы лидеров усиливает азарт и интерес.
- Мгновенная обратная связь. Преподаватель сразу видит, кто ответил верно, а кто — нет. Это помогает скорректировать объяснение материала на ходу.
- Проверка усвоения знаний. Квиз позволяет увидеть прогресс: например, можно провести опрос в начале и в конце лекции. Так один из кейсов показал: после викторины в начале и в конце занятия слушатели сравнивали свои результаты, осознавали, сколько узнали, и получали дополнительную мотивацию продолжать учёбу.
- Разнообразие форм. Квизы можно делать в виде коротких вопросов с вариантами ответа, открытых вопросов, «облака слов», рейтингов и др. Это меняет формат урока и подходит разным темам.
- Простота подготовки. Современные сервисы интуитивны: чтобы создать викторину, достаточно сформулировать вопросы и варианты ответов. В интерфейсе часто нужно лишь три шага: добавить вопрос, прикрепить картинку и задать таймер.
- Универсальность. Квизы подходят и для старшеклассников, и для студентов, и даже для младших школьников. Игровая форма особенно помогает «вовлекать детей в тему», удерживать их внимание и делать сложные темы понятнее.
Популярные платформы для квизов
Выбрать подходящий сервис — половина успеха. Хорошая платформа должна быть простой, функциональной и желательно на русском языке. Ниже — проверенные инструменты, с которыми легко начать даже без технического опыта.
LearningApps
Интерактивная образовательная платформа, где можно создавать задания в формате игр.
Плюсы:
- Более 20 форматов: от простых викторин до «пазлов», парных карточек, кроссвордов и «Кто хочет стать миллионером».
- Много готовых заданий от других преподавателей.
- Есть возможность встроить задания в сайт или презентацию.
Подходит: для уроков в школе и вузе, особенно гуманитарного и естественно-научного направления.
Online Test Pad
Функциональный русскоязычный сервис для создания тестов, опросов и тренажёров.
Плюсы:
- Большой выбор типов вопросов (множественный выбор, ввод текста, соответствие и др.).
- Возможность ограничить время прохождения и количество попыток.
- Экспорт в PDF, статистика по каждому студенту.
Подходит: для преподавателей, которым нужен гибкий контроль знаний — в том числе для экзаменационного формата.
QForm
Универсальный сервис для создания онлайн-опросов, квизов и анкет.
Плюсы:
- Интуитивно понятный интерфейс — справится даже новичок.
- Можно использовать для образовательных целей, опросов на тренингах, сбора обратной связи.
- Работает стабильно, не перегружен лишними функциями.
Подходит: как для обучения, так и для административных задач (например, регистрации на курсы, оценки лекции и т.д.).
QForm активно используется не только в бизнесе, но и в образовательной среде — преподаватели отмечают его удобство и скорость создания интерактивных заданий.
MyQuiz
Онлайн-платформа для живых викторин. Работает в браузере и не требует установки приложений.
Плюсы:
- Идеален для проведения интерактивных викторин в реальном времени (например, в аудитории или на Zoom).
- Есть таблица лидеров, рейтинги, таймер.
- Участники отвечают со своих телефонов или ноутбуков.
Подходит: для вовлекающих занятий, игр, корпоративного обучения, образовательных мероприятий и конференций.
Как провести квиз на лекции
- Определите место в уроке. Чаще всего квиз делают в начале занятия для вовлечения, в середине для закрепления или в конце для повторения материала. Можно провести опрос-«разминку» по теме лекции, а затем итоговый тест, как в примере Greenpeace.
- Подготовьте вопросы. Они должны быть короткими и понятными. Варианты ответов (если используются) не должны вводить в заблуждение. Для Kahoot обычно используется 2–4 варианта, для Mentimeter — один или несколько, или свободный ввод. Пользуйтесь иллюстрациями, если нужно – они помогают удержать внимание. В интерфейсе большинства сервисов всё очень просто: достаточно придумать вопрос, добавить картинку и установить таймер.
- Запустите квиз. В начале урока или в нужный момент скажите студентам код игры или дайте ссылку. Участникам нужно открыть сайт (или приложение) и ввести код, после чего вопросы появятся автоматически. Пока идёт опрос, отслеживайте ход с экрана проектора – студенты увидят прогресс по мере ответов.
- Дискуссия и обсуждение. После каждого вопроса (или в конце квиза) обязательно обсудите ответы. Покажите правильный вариант, прокомментируйте наиболее частые ошибки. Вопрос-«итог» или рефлексия помогут закрепить знания: например, опрос «Что нового вы узнали?» заставит студентов вспомнить пройденное материал.
- Не забудьте технику. Перед занятием проверьте интернет и оборудование. Сообщите слушателям, что им понадобятся смартфоны (с доступом в интернет) и желательно включенные на звук, а лекцию лучше слушать с компьютера. Тогда вопросы Kahoot или Mentimeter точно смогут ответить все желающие.
Заключение
Интерактивные квизы делают лекции более увлекательными и эффективными. Они вовлекают студентов в процесс, помогают мгновенно оценить понимание материала и дают ценную обратную связь преподавателю. Используя разные платформы (Kahoot, Mentimeter, QForm и др.), можно легко разнообразить традиционный формат занятий. Попробуйте вставлять короткие викторины в лекции – и вы увидите, как меняется внимание аудитории и растёт интерес к теме.