Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. МОРСКОЙ КАНАЛ. Часть 2. Как менялись его функции и облик

Оглавление

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

МОРСКОЙ КАНАЛ

Предыдущая публикация:

История создания Морского канала

Закончив знакомство с западной частью Нижнего парка и отправившись гулять по берегу, я вышла к тому месту, где Морской канал (1715-1724, арх. Ж-Б. Леблон, И.Браунштейн, инж. В. Туволков) входит в Финский залив. Отсюда во все времена начиналось и начинается знакомство с Нижним парком у тех, кто прибывает в Петергоф по морю. А вот попавшие в парк с другой стороны, доходят сюда не всегда. И с каналом, пожалуй, знакомятся лишь, стоя на верхней террасе над Большим каскадом и восхищаясь панорамой парка, разделённого его водяной стрелой. А потом, во время прогулки, ему уже не уделяют должного внимания. Столько красоты вокруг, столько эмоций и впечатлений, что гармонично вписанный в пространство канал становится естественным фоном, второстепенным персонажем парка.

Вид на Морской канал с Верхней террасы у Большого дворца /фото из личного архива 2021/
Вид на Морской канал с Верхней террасы у Большого дворца /фото из личного архива 2021/

А ведь по замыслу Петра 1, основателя Петергофа, канал играл решающую роль в композиции дворцово-паркового ансамбля. Во-первых, это была парадная морская дорога в царскую резиденцию, а значит она должна была обеспечить свободное и безопасное движение водного транспорта, а также торжественный въезд в Петергоф. Во-вторых, разделив распростёртый перед главным дворцом парк на две части, Морской канал должен был соединить их в единое целое. И его строительство началось практически с первых дней создания резиденции. В 1714 году был заложен Большой дворец – Нагорные (Верхние) палаты, а с начала следующего года последовал царский указ: «Канал от моря выкопать и … камнем диким стены выложить; землю же употребить на низкие места». Чтобы обеспечить подход кораблей к морскому берегу, уже тогда встал вопрос о создании Петергофской гавани, строительство которой началось в 1718 году.

Основные технические работы по созданию «морской дроги» ко дворцу завершили к 1721 году. Была устроена морская пристань, прорыт канал, выкопан Ковш у подножия Большого каскада. Берега канала соединяли два мостика. Первый пешеходный находился рядом с пристанью на Морской аллее, второй проездной – на Марлинской. По нему можно было передвигаться в экипажах. Оба моста имели подъёмные механизмы, стоящие на берегу. Они позволяли пропускать в канал небольшие парусные суда и шлюпки.

Мост на Марлинской аллее через Морской канал /фото из личного архива, 2023/
Мост на Марлинской аллее через Морской канал /фото из личного архива, 2023/

Парковую часть Морского канала завершал шлюз. Он был построен в 1723 году (успели к самому открытию резиденции!) и обеспечивал проводку судов из залива в канал. Необходимость в нём возникла из-за перепада уровня воды – в канале он был выше, чем в Финском заливе. По замыслам Петра в дальнейшем от шлюза должны были проложить каналы к дворцам, расположенным в западной и восточной частях парка (к Марли и Монплезиру). Но после смерти императора от этой идеи отказались. И Морской канал остался единственной водной дорогой в Петергофе. На некоторое время.

Шлюз на Морском канале /фото с сайа https://putidorogi-nn.ru/
Шлюз на Морском канале /фото с сайа https://putidorogi-nn.ru/

Декоративное оформление канала

После окончания строительных работ требовалось навести красоту – оформить «въездные» морские ворота. Декорирование было поручено архитекторам Николо Микетти и Михаилу Земцову и растянулось ещё на несколько лет. Около шлюза по обе стороны были поставлены развёрнутые к нему полукругом колоннады, выкрашенные в белый цвет под мрамор. Вдоль канала протянулись аллеи, отделённые от него балюстрадой, а от парка – трельяжной решёткой. В ней были устроены ниши (по 11 с каждой стороны) и сооружены бассейны, в которых по замыслу Петра 1 должны были размещаться фонтаны на тему басен (фабол) Эзопа. Их называли «фабольные» – за идею, или «нишельные» – по месту положения. Однако построить успели только 4 фонтана на эзоповские сюжеты-фаболы (1722-1725). В остальных чашах бассейнов временно были устроены небольшие струйные фонтанчики. Но воплотить полномасштабный замысел Петра 1 так и не смогли.

До наших дней дошёл только один из фонтанов. Это – тот самый фонтан «Фаворитка» (1725), что прячется за расположенной в западной части парка Воронихинской колоннадой (я о нём уже рассказывала в своё время, стоя в партере Большого каскада). Причём находится он там, где был намечен ещё при Петре 1. Остальные 3 нишельных фонтана, фигуры персонажей в которых были изготовлены из дерева и вскоре пришли в негодность, уже в 1726 году демонтировали и заменили простыми струйными фонтанами.

Единственный уцелевший фонтан, вероятно, спасла механика. Фонтанная собачка по имени Фаворитка с лаем гонялась за крякающими утками. Двигающиеся и звучащие фигуры приводили в восторг гостей парка, и фонтан решили оставить. Более того, в 1726 году, когда разобрали 3 других фабольных фонтана, деревянные фигурки «Фаворитки» отлили из меди.

Фонтан "Фаворитка" /фото с сайта https://www.spb-guide.ru/
Фонтан "Фаворитка" /фото с сайта https://www.spb-guide.ru/

Но не только декоративное убранство канала менялось. Он постоянно разрушался под воздействием наводнений и грунтовых вод. Его приходилось регулярно чинить и менять облицовку стенок. Уже вскоре после кончины Петра 1 убрали булыжный камень, выложили канал кирпичом и облицевали каменными плитами, а в середине следующего столетия укрепили гранитом.

Как использовали канал

Большие суда, привозившие гостей Петергофа, причаливали к морскому берегу. Морской канал был проложен до самой гавани, для чего за шлюзом он был с двух сторон ограничен дамбами. Прибывших встречали, помогали пересесть в специально подготовленные парусные лодки, которые через шлюз входили в Морской канал, и перед глазами пассажиров появлялся дворец сказочной красоты. Он возвышался на пьедестале, окутанном водной пеленой фонтанов и ослепляющем золотом, и медленно приближался по мере движения по каналу вверх. Это было поистине потрясающее зрелище! Высадив гостей, лодки разворачивались в Ковше перед дворцом, чтобы иметь возможность вернуться к морю, когда гости нагуляются в царской резиденции.

В таком виде Морской канал просуществовал до того момента, пока в его судьбу не вмешалась Анна Иоанновна, решив установить в чаше Ковша памятник, посвящённый победе русской армии в Полтавской битве. Когда Самсон занял своё место в Ковше (1735), движение судов по каналу прекратилось. И у него появилось имя: он стал Самсоньевским. Правда, до сих пор чаще его продолжают называть просто «Морским», как при Петре.

Когда канал утратил свою судоходную функцию и перестал быть «морской дорогой», Земцов изменил его декоративное убранство. Нишельные фонтаны из ниш убрали и передвинули на другую сторону аллей, к каналу. Из пудожского камня были изготовлены чаши бассейнов для новых фонтанов в форме садовых корзин. В них установили деревянные вазы, из которых взмывали вверх по 20 водяных струй, образующих разные затейливые фигуры. Вода из бассейнов этих фонтанов, сохранивших название «Нишельные» по проложенным трубам поступала в канал через лица маскаронов, укреплённых на его стенках.

Как и все фонтаны, созданные в 18 веке, эти Нишельные фонтаны тоже оказались не вечными. Во второй половине 19 столетия (в 1860-х) под руководством А. И. Штакеншнейдера 14 фонтанных чаш (расположенных ближе к Ковшу) были заменены на мраморные. Деревянные вазы из всех бассейнов убрали, и вдоль канала ввысь взметнулись высокие тонкие струи. Эти незатейливые фонтаны, лаконичные и элегантные, напоминают изящные хрустальные колонны. Особенно эффектно они смотрятся на фоне стройных зелёных елей, пирамидками выстроившихся в ряд вдоль этой Аллеи фонтанов. Она не только украсила старый Морской канал, но и дополнила ансамбль Большого каскада. Спрятавшись за ёлками, эти тонкие струи часто не обращают на себя внимание прохожих, спешащих к «знаменитым» фонтанам, но вносят свою ноту в гармонию петергофской водной феерии.

Вид на Большой дворец и Большой каскад с моста на Марлинской аллее /фото из личного архива, 2023/
Вид на Большой дворец и Большой каскад с моста на Марлинской аллее /фото из личного архива, 2023/

В дни знаменитых праздников Петергофа, пока сохранялись разводные механизмы мостов (до 1740-х), в Морской канал входили освещённые огнями яхты. И он становился светящейся дорогой в море, что производило потрясающий эффект!

Петергофская гавань

Перестав быть судоходным, канал остался декоративным украшением парка. Но за его пределами он с помощью проложенных по дну залива дамб тянулся до самой гавани и ушёл далеко в залив. А вот гавань своего значения не утратила. Из Петербурга продолжали прибывать в Петергоф суда различного назначения. Прогулка у гостей резиденции, прибывавших вместе с императорской семьёй из Петербурга по заливу, теперь начиналась от пристани. Но, помимо пассажирских судов, с первых дней по воде в Петергоф везли строительные материалы и продукты для обитателей усадьбы и их гостей. И Петергофская гавань без внимания не оставалась никогда.

Вид на Петергофскую гавань от дворца Монплезир, 1840, худ. И.Я. Мейер /фото с сайта Ситиволс/
Вид на Петергофскую гавань от дворца Монплезир, 1840, худ. И.Я. Мейер /фото с сайта Ситиволс/

На старых акварелях и живописных пейзажах можно увидеть на пристани в Нижнем парке небольшой домик. Вероятно, в нём располагался морской вокзал или диспетчерская служба. Вполне возможно, что это тот же домик, что стоит сегодня у пристани в Нижнем парке. Точных сведений о нём найти не удалось – не известны архитектор и время постройки. В одном из источников предполагается, что построен он был в середине 19 века, а автором проекта мог быть Николай Бенуа, который в это время работал в Петергофе, в том числе в Нижнем парке. По другой версии здание построено в 1914. Известно, что в нём размещалась радиостанция, обеспечивающая связь Петергофа с Петербургом. Одно совершенно точно: сегодня в домике на пристани работает музей Императорских яхт.

Здание, в котором расположен музей Императорских яхт /фото с сайта Ситиволс, автор - Влада, 2018/
Здание, в котором расположен музей Императорских яхт /фото с сайта Ситиволс, автор - Влада, 2018/

Военная гавань?

В связи с близостью морской границы страны немаловажное значение имела охрана императорской резиденции Петергоф со стороны моря. Эту функцию выполняла специальная команда Морского гвардейского экипажа – элитного подразделения военно-морских сил империи. У дамбы Морского канала на берегу залива в западной части парка для них были поставлены деревянные дома, в которых гвардейцы постоянно проживали и несли службу. Помимо охраны, они обслуживали морские суда членов Дома Романовых, которые хранились в Петергофе в специальных служебных постройках на берегу. Гвардейцы также следили за безопасностью движения судов во время катания на лодках по заливу гостей резиденции. Обслуживаемая и охраняемая гвардейцами гавань стала военной и за ней закрепилось соответствующее название.

После революции у молодого советского правительства было своё представление о новой жизни, и военная атрибуция никак не совмещалась с парадной красотой Петергофа, который в скором времени превратился во всенародный музей. И всю эту «военную бутафорию» на берегу, вероятно по этой причине, демонтировали. А вот Морской канал, обветшавший за два столетия, полностью обновили. В 1928 году его заново выложили кирпичом, в 1963 году стены полностью облицевали гранитными плитами, а в 1968 году был построен современный железобетонный причал, который до сих пор принимает гостей, пожелавших добраться в Петергоф по морю на современном метеоре.

Так вот почему такой пустынный берег у причала! Никогда даже не задумывалась об этом! Как же быстро исчезает история там, где мы её не сохранили. И сколько интересных страниц её остаётся непрочитанными! Теперь, когда история немного приоткрылась, хочется дольше стоять на мостиках Морского канала, смотреть не только на великолепный дворец, но и на море, другими глазами взглянуть на «маленький водопадик», оказавшийся шлюзом, на маскаронов, выпускающих дугой струйки воды в канал, и отыскивать следы былого, чтобы волновать воображение.

Но, пожалуй, пора перейти по одному из мостов в другую часть парка.

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

а начало прогулки здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!