Можно ли быть хорошим преподавателем, если сам все еще учишься? Не просто продолжаешь “время от времени читать по теме”, а прямо сидишь в магистратуре, сдаешь работы, получаешь комментарии и, возможно, пару раз в год тихо паникуешь перед дедлайном. Ответ, к которому пришла – да, можно. Не потому что “у нас сейчас lifelong learning, все учатся всю жизнь”, не потому что “можешь быть на одну главу впереди” и даже не потому что “у студентов тоже есть чему поучиться”. Можно – потому что преподавание и обучение не находятся по разные стороны баррикад. Они могут идти параллельно. Более того, у них очень много точек пересечения.
Совершенству преподавателя нет предела
Ощущение, что недостаточно "готов", чтобы учить, часто питается иллюзией о некой точке мастерства, где наконец "достаточно знаешь", "достаточно уверен", "достаточно опытен". Эта точка, если подходить к ней честно, не наступает никогда. Порог просто сдвигается. Сначала боишься, что не сможешь объяснить правила, потом – что не знаешь, как справиться с нестандартными вопросами, потом – что не уверен, насколько твой подход работает вдолгую. Это рабочее состояние, не признак непригодности, которое может сосуществовать с реальной пользой, которую даешь студенту. Более того, если учишься сам, чаще задаешь себе вопросы, не замыкаешься в рутине, внимательнее слушаешь. И это уже довольно много.
Еще один важный момент – обучение в магистратуре, особенно если оно хоть как-то связано с преподаванием, не мешает практике, а, наоборот, структурирует ее. Часто именно через изучение теории, через написание работ, через анализ кейсов видишь, где у тебя хромает объяснение, где метод не работает, а где ты, наоборот, нашел свое и можно опереться. Это не мешает ученику – это помогает тебе рефлексировать и не застревать в шаблонных решениях. Проблема начинается не оттого, что учишься, а когда не даешь себе применять знания на практике или, наоборот, стесняешься признаться, что у тебя тоже бывают пробелы и "я пока не уверен, давай уточню". В нормальной рабочей атмосфере это не подрывает авторитет – это дает пространство к росту и соучастию. Авторитет строится не на "все знаю", а на умении выдерживать неопределенность, адаптироваться, давать человеку ощущение, что он не один и с ним работают не "сверху вниз", а по-человечески.
Отношение учеников к учебе преподавателя
И вот здесь, конечно, важно понимать: студенту все равно, в магистратуре ты или нет. Его не интересует, читаешь ли научные статьи перед сном. Его интересует, как он себя чувствует на занятии, понятно ли ему, есть ли прогресс, и чувствует ли уверенность в моменте. И в этом смысле "быть хорошим преподавателем" – это не про формальную завершенность пути, а про способность быть в моменте полезным, собранным, внимательным и – желательно – не перегруженным. Главное – не подменять один процесс другим: не ставить магистратуру выше студентов и не прятаться за нее как за оправдание, так и наоборот. Это параллельные траектории, а не одна лестница.
Выгорание учителя-студента
Реальный риск в совмещении магистратуры и преподавания не в качестве занятий, а в выгорании. Когда у тебя дедлайны, проекты и пара студентов, у которых тоже свои цели и ожидания – легко потеряться в потоке. Хочется одновременно "не подвести" и "все сделать хорошо", а в результате либо сокращаешь подготовку, либо начинаешь пинать себя за любую недоработку. Здесь важно – и говорю это как человек, который до сих пор это осваивает – выбирать свои пределы, учиться не в ущерб, а с пользой.
В конечном счете, самое важное – это не наличие диплома или магистратуры в активной фазе, а то, как выстраиваешь с людьми процесс. Слушаешь ли их? Видишь ли их прогресс? Поддерживаешь ли их в моменте, а не в идеальной картине?
Мы все учимся, только одни это признают, а другие – делают вид, что уже все прошли.
#магистратура #английскийязык #английскийязык