Найти в Дзене
История живописи

"Она предстала мне на миг во всей красе" - закрываем сезон купальщиц

Сегодня мы вместе с вами будем провожать лето, а вместе с ним и тему купальщиц, ибо далее сюжет перестает быть актуальным, да и картин, которыми я хотел бы поделиться с вами, становится все меньше, так что нужно взять перерыв до следующей, как минимум, весны. Если вы в первый раз зашли в данную тематическую подборку, то для вас публикую ссылку на предыдущую статью: Там же вы найдете отсылку на первую часть сюжета, стало быть, сегодня у нас третья часть, завершающая трилогию. Признаться, когда начинал писать первую статью не думал, что зайдем так далеко... Казалось, что это будет разовая акция, но благосклонность публики, а также (что немаловажно) Дзена внесла свои коррективы. В этот раз мы начнем с вами с далекой древности - нет, не с наскальных рисунков, а с одного из представителей так называемых "малых голландцев" - Герарда (Геррита) Доу (1613-1675). Все представленные небольшие (25*19 см) полотна объединяет не только сюжет и период, когда они были созданы, но и то, что все они прин

Сегодня мы вместе с вами будем провожать лето, а вместе с ним и тему купальщиц, ибо далее сюжет перестает быть актуальным, да и картин, которыми я хотел бы поделиться с вами, становится все меньше, так что нужно взять перерыв до следующей, как минимум, весны. Если вы в первый раз зашли в данную тематическую подборку, то для вас публикую ссылку на предыдущую статью:

Там же вы найдете отсылку на первую часть сюжета, стало быть, сегодня у нас третья часть, завершающая трилогию. Признаться, когда начинал писать первую статью не думал, что зайдем так далеко... Казалось, что это будет разовая акция, но благосклонность публики, а также (что немаловажно) Дзена внесла свои коррективы.

В этот раз мы начнем с вами с далекой древности - нет, не с наскальных рисунков, а с одного из представителей так называемых "малых голландцев" - Герарда (Геррита) Доу (1613-1675). Все представленные небольшие (25*19 см) полотна объединяет не только сюжет и период, когда они были созданы, но и то, что все они принадлежат петербургскому Эрмитажу. Причем появились они там в начале правления Екатерины II, когда императрица еще только приступила к формированию своей коллекции западноевропейской живописи.

"Купальщица", Г. Доу, 1660-1665.
"Купальщица", Г. Доу, 1660-1665.
"Купальщица", Г. Доу, 1660-1665.
"Купальщица", Г. Доу, 1660-1665.
"Купальщик", Г. Доу, 1660-1665.
"Купальщик", Г. Доу, 1660-1665.

Далее мы переместимся с вами во времени, но не в пространстве (речь идет о том, где создавались полотна), ведь следующим у нас будет бельгийский художник Адольф Александр Дилленс (1821-1877). Признаться, вряд ли бы я "повстречался" с этим живописцем, если бы не тот факт, что одна из его картин находится в Курской картинной галерее - правда, мне неведомо, можно ли ее увидеть воочию или она пылится в запасниках, но тем не менее.

"Купальщицы в гроте", А. Дилленс. Курская картинная галерея.
"Купальщицы в гроте", А. Дилленс. Курская картинная галерея.
"Три дамы на берегу лесного озера", А. Дилленс, 1852. Частное собрание.
"Три дамы на берегу лесного озера", А. Дилленс, 1852. Частное собрание.

Следующим будет уже участвовавший в одной из сюжетных подборок Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Причем та картина явно перекликается с данной работой, ведь героиня - та же, только запечатлена она, вероятно, уже после купания:

"Купальщица", А.В. Венецианов, 1830-е годы. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купальщица", А.В. Венецианов, 1830-е годы. Русский музей, Санкт-Петербург.

Продолжит академическую технику академик, известный портретист и специалист по монументальной живописи Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862). Его купальщицу кто-то явно напугал, и она спешит прикрыть нагое тело от нежданного поклонника или просто проходящих мимо обывателей - кто знает?..

"Купальщица", Г.И. Яковлев., 1857. Таганрогский художественный музей.
"Купальщица", Г.И. Яковлев., 1857. Таганрогский художественный музей.

Далее мы с вами перепрыгнем сразу в XX век и совсем в другой художественный стиль. Один из основателей русского авангарда Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) тоже обращался к теме купальщиц, но, конечно, с поправкой на время и актуальные веяния в искусстве. В первой работе мы видим его становление как будущего авангардиста или поиски стиля - кому как угодно:

"Купальщицы", А.В. Лентулов, 1908. Пензенская областная картинная галерея.
"Купальщицы", А.В. Лентулов, 1908. Пензенская областная картинная галерея.

А вот в последующих картинах, мы наблюдаем авангард во всей его красе... Хотя тут кому как, конечно - работы довольно спорные, на мой взгляд (а ваше мнение жду в комментариях), но тем не менее, что есть, то есть:

"Женщина на пляже", А.В. Лентулов. Частное собрание.
"Женщина на пляже", А.В. Лентулов. Частное собрание.
"Купальщицы в шляпах", А.В. Лентулов, 1910. Частное собрание.
"Купальщицы в шляпах", А.В. Лентулов, 1910. Частное собрание.

А пока вы раздумываете, что написать об этих авангардных изысканиях живописца я продолжу свое повествование. Следующими у нас будут скандинавские художники, картины которых мы уже рассматривали вместе с вами, и еще тогда я писал вам, что они частенько обращались к данному сюжету, а значит материала для статей найдется немало. Поэтому неудивительно, что сегодня мы снова будем разглядывать работы датчанина Пауля Густава Фишера (1860-1934).

"Две девушки на пляже", П. Фишер. Частное собрание.
"Две девушки на пляже", П. Фишер. Частное собрание.
"На пляже", П. Фишер, 1915. Частное собрание.
"На пляже", П. Фишер, 1915. Частное собрание.
"Девушки на пляже", П. Фишер. Частное собрание.
"Девушки на пляже", П. Фишер. Частное собрание.
"Купающиеся", П. Фишер. Частное собрание.
"Купающиеся", П. Фишер. Частное собрание.

И шведа Андерса Леонарда Цорна (1860-1920). Любопытно, что художник часто называл свои картины с купальщицами именами своих натурщиц. Благодаря этому мы частенько знаем как зовут ту или иную скандинавскую "валькирию" изображённую на картине живописца, явно испытывавшего непреодолимую тягу к женскому нагому телу. В этом можно убедиться даже бегло окунувшись в творческое наследие шведа.

"Ева", А. Цорн, 1902. Частное собрание.
"Ева", А. Цорн, 1902. Частное собрание.
"Купальщица у скал", А. Цорн. Частное собрание.
"Купальщица у скал", А. Цорн. Частное собрание.
"Марта", А. Цорн, 1917. Частное собрание.
"Марта", А. Цорн, 1917. Частное собрание.

Теперь снова вернемся к русским живописцам, только советского периода. Рассмотрим одинокий (ибо больше подобных не нашлось) пейзаж с купальщицами сына соавтора знаменитых "шишкинских мишек" Георгия Константиновича Савицкого (1887-1949).

"Купальщицы", Г.К. Савицкий, 1927. Перзенская областная картинная галерея.
"Купальщицы", Г.К. Савицкий, 1927. Перзенская областная картинная галерея.

Честно говоря, меня не покидает ощущение, что дамы купаются будто бы тайком и торопятся, чтобы их не заметили вездесущие соглядатаи. И только незримый дух художника разглядел эту сцену и запечатлел ее для нас в своей живописной манере.

Следующим будет художник, с работами которого я, признаться, столкнулся впервые, подготавливая эту статью. Виктор Федорович Мей (1888-1975), прожил долгую и насыщенную жизнь - он успел застать дореволюционное художественное образование, а затем и повоевать на фронтах Первой мировой войны. После ее окончания он плотно вошел в художественные круги новоиспеченной страны и много работал, в том числе как театральный художник и оформитель.

"Новороссийск. Купальщица", В.Ф. Мей, 1928. Сергиево-Посадский музей-заповедник.
"Новороссийск. Купальщица", В.Ф. Мей, 1928. Сергиево-Посадский музей-заповедник.
"Друзья (обнаженные купальщицы)", В.Ф. Мей, 1934. Частное собрание.
"Друзья (обнаженные купальщицы)", В.Ф. Мей, 1934. Частное собрание.

Вторая картина мне показалась особенно примечательной (недаром она на обложке статьи): не каждому художнику удается так правдиво передать свежесть юности, а также это замечательное ощущение безмятежного летнего отдыха на пляже... А как вам кажется, уважаемые читатели?

Тем временем мы вместе с вами приближаемся к финалу повествования, но нас еще ждет одна остановка на пути к финишу. И это будет работа потомка американского инженера, навсегда оставшегося в России - Петра Владимировича Вильямса (1902-1947).

"Купальщицы", П. Вильямс, 1934. Третьяковская галерея, Москва.
"Купальщицы", П. Вильямс, 1934. Третьяковская галерея, Москва.

Автор подарил картину своему знаменитому другу - Дмитрию Шостаковичу, и интересно то, что художнику позировала жена композитора Нина и его собственная супруга (актриса Анна Амханицкая). Приведу вам любопытное, на мой взгляд, искусствоведческое описание данной работы:

Необычна постановка фигур – аллюзия к аллегорическим композициям классической школы. Женщины словно стоят по разные стороны зеркала, как две сущности целого, как нимфы – ипостаси единой природы. Мерцающая вдали радуга и фосфорический зеленый свет, заполняющий всё пространство, усиливают мистическое впечатление. Всё это выводит бытовую сцену на уровень священнодействия. Советские физик и актриса превращаются в античные божества.

Финалом же нашего сегодняшнего путешествия будет картина Льва Смарагдовича Чистовского (1902-1969). Я бы назвал его русско-французским художником, так как родился, и учился он в России, но навсегда покинул ее пределы в 1925-м году, обосновавшись в Париже. Как и Цорн, живописец явно испытывал непреодолимую тягу к нагой эстетике, которая изобилует (скорее даже превалирует) в его творческом наследии.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной и в этот раз; я старался подобрать наиболее любопытные картины на заданный сюжет, насколько это удалось - покажут ваши лайки и комментарии. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".