Сегодня мы вместе с вами будем провожать лето, а вместе с ним и тему купальщиц, ибо далее сюжет перестает быть актуальным, да и картин, которыми я хотел бы поделиться с вами, становится все меньше, так что нужно взять перерыв до следующей, как минимум, весны. Если вы в первый раз зашли в данную тематическую подборку, то для вас публикую ссылку на предыдущую статью:
Там же вы найдете отсылку на первую часть сюжета, стало быть, сегодня у нас третья часть, завершающая трилогию. Признаться, когда начинал писать первую статью не думал, что зайдем так далеко... Казалось, что это будет разовая акция, но благосклонность публики, а также (что немаловажно) Дзена внесла свои коррективы.
В этот раз мы начнем с вами с далекой древности - нет, не с наскальных рисунков, а с одного из представителей так называемых "малых голландцев" - Герарда (Геррита) Доу (1613-1675). Все представленные небольшие (25*19 см) полотна объединяет не только сюжет и период, когда они были созданы, но и то, что все они принадлежат петербургскому Эрмитажу. Причем появились они там в начале правления Екатерины II, когда императрица еще только приступила к формированию своей коллекции западноевропейской живописи.
Далее мы переместимся с вами во времени, но не в пространстве (речь идет о том, где создавались полотна), ведь следующим у нас будет бельгийский художник Адольф Александр Дилленс (1821-1877). Признаться, вряд ли бы я "повстречался" с этим живописцем, если бы не тот факт, что одна из его картин находится в Курской картинной галерее - правда, мне неведомо, можно ли ее увидеть воочию или она пылится в запасниках, но тем не менее.
Следующим будет уже участвовавший в одной из сюжетных подборок Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Причем та картина явно перекликается с данной работой, ведь героиня - та же, только запечатлена она, вероятно, уже после купания:
Продолжит академическую технику академик, известный портретист и специалист по монументальной живописи Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862). Его купальщицу кто-то явно напугал, и она спешит прикрыть нагое тело от нежданного поклонника или просто проходящих мимо обывателей - кто знает?..
Далее мы с вами перепрыгнем сразу в XX век и совсем в другой художественный стиль. Один из основателей русского авангарда Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) тоже обращался к теме купальщиц, но, конечно, с поправкой на время и актуальные веяния в искусстве. В первой работе мы видим его становление как будущего авангардиста или поиски стиля - кому как угодно:
А вот в последующих картинах, мы наблюдаем авангард во всей его красе... Хотя тут кому как, конечно - работы довольно спорные, на мой взгляд (а ваше мнение жду в комментариях), но тем не менее, что есть, то есть:
А пока вы раздумываете, что написать об этих авангардных изысканиях живописца я продолжу свое повествование. Следующими у нас будут скандинавские художники, картины которых мы уже рассматривали вместе с вами, и еще тогда я писал вам, что они частенько обращались к данному сюжету, а значит материала для статей найдется немало. Поэтому неудивительно, что сегодня мы снова будем разглядывать работы датчанина Пауля Густава Фишера (1860-1934).
И шведа Андерса Леонарда Цорна (1860-1920). Любопытно, что художник часто называл свои картины с купальщицами именами своих натурщиц. Благодаря этому мы частенько знаем как зовут ту или иную скандинавскую "валькирию" изображённую на картине живописца, явно испытывавшего непреодолимую тягу к женскому нагому телу. В этом можно убедиться даже бегло окунувшись в творческое наследие шведа.
Теперь снова вернемся к русским живописцам, только советского периода. Рассмотрим одинокий (ибо больше подобных не нашлось) пейзаж с купальщицами сына соавтора знаменитых "шишкинских мишек" Георгия Константиновича Савицкого (1887-1949).
Честно говоря, меня не покидает ощущение, что дамы купаются будто бы тайком и торопятся, чтобы их не заметили вездесущие соглядатаи. И только незримый дух художника разглядел эту сцену и запечатлел ее для нас в своей живописной манере.
Следующим будет художник, с работами которого я, признаться, столкнулся впервые, подготавливая эту статью. Виктор Федорович Мей (1888-1975), прожил долгую и насыщенную жизнь - он успел застать дореволюционное художественное образование, а затем и повоевать на фронтах Первой мировой войны. После ее окончания он плотно вошел в художественные круги новоиспеченной страны и много работал, в том числе как театральный художник и оформитель.
Вторая картина мне показалась особенно примечательной (недаром она на обложке статьи): не каждому художнику удается так правдиво передать свежесть юности, а также это замечательное ощущение безмятежного летнего отдыха на пляже... А как вам кажется, уважаемые читатели?
Тем временем мы вместе с вами приближаемся к финалу повествования, но нас еще ждет одна остановка на пути к финишу. И это будет работа потомка американского инженера, навсегда оставшегося в России - Петра Владимировича Вильямса (1902-1947).
Автор подарил картину своему знаменитому другу - Дмитрию Шостаковичу, и интересно то, что художнику позировала жена композитора Нина и его собственная супруга (актриса Анна Амханицкая). Приведу вам любопытное, на мой взгляд, искусствоведческое описание данной работы:
Необычна постановка фигур – аллюзия к аллегорическим композициям классической школы. Женщины словно стоят по разные стороны зеркала, как две сущности целого, как нимфы – ипостаси единой природы. Мерцающая вдали радуга и фосфорический зеленый свет, заполняющий всё пространство, усиливают мистическое впечатление. Всё это выводит бытовую сцену на уровень священнодействия. Советские физик и актриса превращаются в античные божества.
Финалом же нашего сегодняшнего путешествия будет картина Льва Смарагдовича Чистовского (1902-1969). Я бы назвал его русско-французским художником, так как родился, и учился он в России, но навсегда покинул ее пределы в 1925-м году, обосновавшись в Париже. Как и Цорн, живописец явно испытывал непреодолимую тягу к нагой эстетике, которая изобилует (скорее даже превалирует) в его творческом наследии.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной и в этот раз; я старался подобрать наиболее любопытные картины на заданный сюжет, насколько это удалось - покажут ваши лайки и комментарии. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".