Найти в Дзене
Культурный код

«Непробиваемый» среди уязвимых: история боевого пути M4A3E2 Jumbo

Оглавление

Во времена Второй Мировой Войны, когда каждая броневая пластина могла оказать влияние на исход сражения, американцы создали уникальный танк — M4A3E2 Jumbo. Он не был ни самым быстрым, ни самым мощным, но стал самым защищённым американским серийным средним танком того времени.

Одним из первых опытов по усилению защиты кожуха трансмиссионного блока стала переделка опытного Medium Tank T6
Одним из первых опытов по усилению защиты кожуха трансмиссионного блока стала переделка опытного Medium Tank T6

История его появления — это история нестандартного решения, возникшего на фоне критической необходимости в машинах, способных противостоять немецким 88-мм орудиям. Изначально задуманный как временная мера, M4A3E2 быстро стал фаворитом среди танкистов, несмотря на ограниченную серию.

От идеи к реализации: усиление защиты «Шермана»

Ещё в 1942 году, благодаря союзническим поставкам на Евразийским континент, стало ясно, что стандартный «Шерман» уязвим перед противотанковыми средствами противника. Лобовая броня толщиной 51 мм не могла выдержать попадания снарядов 75-мм и 88-мм орудий, особенно на дистанциях свыше 500 метров.

Несмотря на определённые трудности в использовании, M4A3E2 получил положительные отзывы от военных. Идея укрепить лобовую часть танка оказалась успешной, но американская промышленность не смогла развить этот успех.
Несмотря на определённые трудности в использовании, M4A3E2 получил положительные отзывы от военных. Идея укрепить лобовую часть танка оказалась успешной, но американская промышленность не смогла развить этот успех.

Первые попытки усиления касались трансмиссионного кожуха — одного из самых уязвимых мест танка. А в 1943 году был предложен общий проект усиления корпуса, в результате чего толщина лобового листа увеличилась до 64 мм.

Однако и этого оказалось недостаточно, особенно после появления на поле боя «Панцерфаустов» и новых противотанковых пушек.

Эксперименты с бронёй: Chrysler и Assault Tank T14

Одним из самых необычных экспериментов стало предложение Chrysler по навесной броне. В феврале 1944 года была создана деревянная модель с дополнительной защитой лба корпуса и башни. Однако проект свернули из-за риска перегрузки передней части танка.

За шесть месяцев активных боевых действий потери в танках оказались минимальными — всего 61 машина.
За шесть месяцев активных боевых действий потери в танках оказались минимальными — всего 61 машина.

Одновременно с этим разрабатывался Assault Tank T14 — попытка создать полноценный штурмовой танк на базе всё того же M4.

Машина имела внушительную массу в 42,6 тонны и усиленную броню, но оказалась слишком ненадёжной для серийного производства. Этот опыт, однако, показал, что идея усиленного «Шермана» имеет право на жизнь, если ограничиться разумным балансом между защитой и мобильностью.

Создание M4A3E2: от чертежей к металлу

Работы над M4A3E2 начались в декабре 1943 года, когда General Motors получила задание на усиление одного из M4A3. Танк нагрузили балластом и протестировали на пробеге в 800 км. Результаты были обнадёживающими — машина выдержала нагрузку. Это позволило перейти к разработке полноценного проекта.

Средний танк M4A3, вес которого доведён до 37,5 тонн.
Средний танк M4A3, вес которого доведён до 37,5 тонн.

За основу взяли M4A3(75)W с «мокрой» укладкой боекомплекта и башню от T23. Дополнительная броня довела толщину лба корпуса до 102 мм, бортов — до 76 мм, а трансмиссионный кожух получил защиту от 114 до 140 мм. Это были рекордные показатели для серийного среднего танка.

Серийное производство: Fisher Tank Arsenal и особенности конструкции

Серийное производство началось в мае 1944 года на Fisher Tank Arsenal. Всего за три месяца было выпущено 254 танка.

Вид сбоку на средний танк M4A3E2. За основу был взят средний танк M4A3(75)W.
Вид сбоку на средний танк M4A3E2. За основу был взят средний танк M4A3(75)W.

Особое внимание уделялось башне, которую пришлось создавать заново. Она получила толщину брони 152 мм по периметру и 178 мм на маске орудия. Установка 75-мм пушки M3 была оправдана задачей поддержки пехоты, а не ведения танковых боёв.

В ходе испытаний M4A3E2 прошёл пробег в 640 км, за который вышла из строя лишь одна пружина подвески. Обстрелы из 90-мм орудия показали высокую стойкость брони — снаряды не пробивали лоб даже на дистанции 550 м.

Боевое крещение: первые потери и высокая оценка

Первые M4A3E2 начали поступать в войска в октябре 1944 года. 743-й танковый батальон стал первым подразделением, кто опробовал машину в боевых условиях.

При запуске M4A3E2 не было возможности долго проверять прототипы — сразу же началось массовое производство.
При запуске M4A3E2 не было возможности долго проверять прототипы — сразу же началось массовое производство.

Но Война вносила свои коррективы: в ноябре 1944 года в районе Вюрзелена один из танков был уничтожен «Панцерфаустом», а в Ной-Лоне ещё два танка были потеряны из-за множественных попаданий. Однако к концу 1944 года безвозвратные потери составили всего 10 машин из 254 - очень говорящая цифра с учётом общей интенсивности боёв.

Командиры отмечали, что M4A3E2 выдерживал попадания, от которых гибли обычные «Шерманы». Это породило массовые запросы на поставку дополнительных партий, хотя серийное производство уже было завершено.

Прозвище «Jumbo»: как один снимок стал легендой

Прозвище «Jumbo» закрепилось за M4A3E2 благодаря фотографии, сделанной в ноябре 1944 года в районе Сен-Жан-Рорбах. Танк роты B перевернулся в канаве, и фотограф, в рамках военно-фронтового юмора, назвал его «Jumbo M-4 Tank», с намёком на неуклюжесть.

Именно после этого снимка и появилось прозвище Jumbo.
Именно после этого снимка и появилось прозвище Jumbo.

Имя «Джамбо» было известно как имя циркового слона, погибшего от удара поезда. Впрочем, совсем уж точная причина такого сравнения неизвестна, но именно с этого снимка началась история прозвища, которое стало нарицательным.

В официальных документах его не использовали, но впоследствии именно оно прижилось в историографии.

Полевые модификации: песок, мешки и импровизация

Несмотря на ограниченное количество M4A3E2, их активно использовали в авангарде наступающих частей. Чтобы компенсировать дефицит передовой ударной техники, в полевых условиях начали усиливать и обычные «Шерманы».

Приезд  во Францию M4A3E2.
Приезд во Францию M4A3E2.

Так, танковые экипажи устанавливали мешки с песком, стальные листы и даже деревянные щиты. Такие меры повышали защиту от «Панцерфаустов», но увеличивали нагрузку на ходовую часть. Тем не менее, командиры шли на это, понимая, что живой экипаж важнее технических рисков.

В некоторых частях усилили и сами M4A3E2, добавив дополнительные слои брони или установив противопылевые экраны (которые позже массово сняли из-за бесполезности).

Завершение Войны и послевоенная судьба

К маю 1945 года безвозвратные потери M4A3E2 составили 61 машину. Это был исключительно низкий показатель для танка, находившегося в авангарде наступления.

К концу 1944 года две трети от общего количества произведённых танков были задействованы в боевых действиях.
К концу 1944 года две трети от общего количества произведённых танков были задействованы в боевых действиях.

После Войны около 100 машин прошли модернизацию, но к 1957 году их начали списывать из-за устаревания.

До наших дней сохранилось менее десятка экземпляров, включая знаменитый Cobra King — первый танк, ворвавшийся в Бастонь во время Арденнского наступления.

Наиболее знаменитое фото, сделанное с танка Medium Tank M4A3E2. Именно эта боевая машина стала первой, кто сумел прорваться в окружённый город Бастонь.
Наиболее знаменитое фото, сделанное с танка Medium Tank M4A3E2. Именно эта боевая машина стала первой, кто сумел прорваться в окружённый город Бастонь.

История M4A3E2 стала примером того, как ограниченная серия может оказать значительное влияние на ход Войны и технологий, особенно когда каждая броневая пластина действительно могла стать щитом для жизни человека.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.