В последние несколько лет RedPower всерьёз занялся развитием собственной «экосистемы» – от головных устройств и до акустики. Причём прицел отдельных моделей идёт не просто на средний сегмент, а прямо-таки начал задавать тренды. Yakuza стал своего рода концентратом таких решений, которые местами сильно выбиваются за рамки привычного.
Фича этого процессорного усилителя, среди прочего, в его совместной работе с головными устройствами RedPower 850 серии. Эта связка – попытка радикально решить проблемы, связанные с передачей цифровых сигналов через SPDIF (неважно, коаксиал или оптика) и USB Audio. Вместо них здесь использован… HDMI. Этот формат, насколько знаю, в серийных автомобильных процессорах ранее пока еще не применялся. Единичные кастомные соревновательные проекты – не в счёт.
Итак, знакомимся, испытуемый – процессорный усилитель Red Power Yakuza: 12 каналов цифровой обработки плюс 12 каналов усиления. На момент теста стоит 119000 рублей.
В связку к нему было взято головное устройство Red Power 850 Crystal Sound. Моделей в этой серии много, обсудили с представителем Red Power и выбрали универсальный и пока ещё не слишком «заезженный» форм-фактор с отдельным исполнением «тушки» и широким 12,3-дюймовым экраном – так называемый «сплит».
По ходу дела рассмотрю особенности связки этого ГУ с «Якудзой», ну а пока что возвращаюсь к самому процессорному усилителю. В конце концов, никто не мешает использовать его и самостоятельно.
Первое знакомство, какие источники можно подключить
Поставляется Yakuza весьма антуражно – в алюминиевом кейсе.
Корпус – фрезерованный алюминиевый, средних размеров – 17,8 х 36,5 см без учёта ушей крепления и разъёмов – это чуть длиннее листа офисной бумаги А4. Компоновка двусторонняя, но не как у обычных усилителей: здесь все подключения расположены на длинных сторонах корпуса.
И сходу замечу, что процессор здесь «проходной», т. е. все его выходные каналы выведены ещё и в линейном виде. Так что Yakuza можно использовать просто как процессор, подключая при необходимости к отдельным каналам внешние усилители в обход встроенных.
Выходы собственного усилителя выведены с этой же стороны в разъёмах Molex.
Теперь смотрим, какие источники можно подключить к процессору.
Аналоговые входы – 8 каналов. Высокоуровневые принимают сигнал с амплитудой до 14 Вольт, активное сопротивление – 13 Ом. Линейные входы их просто дублируют, так что выбираем для подключения что-то одно.
Оптический и коаксиальный входы – эти выполнены уже раздельно, т. е. можно подключать источники к обоим. Заявлена работа с сигналом с дискретизацией до 192 кГц. Проверил, поддерживается, но это уже вопрос источника и нормальных кабелей.
USB Audio – можно подключать ГУ на Android или смартфон в режиме OTG. Сразу замечу, что в софте этот источник не выделен как отдельный, зато он реализован как приоритетный. Т. е. если что-то к этому входу подключено, процессор просто автоматом переходит на него.
Bluetooth Audio. Кроме базового SBC поддерживает кодеки AAC, aptX и aptX HD.
Поначалу долго не мог сообразить, почему смартфон не находит процессор в списке доступных соединений. Оказалось, при первом «контакте» он «виден» ограниченное время после включения – своего рода защита, чтобы левые люди не цеплялись случайно. Дальше, когда смартфон и процессор уже «знакомы», всё соединяется как обычно.
Стоп… а на кой тут аж три антенны? А это, как оказалось, та же фича, что была и в RedPower Imperator – возможность подключить беспроводной микрофон (точнее, тут даже два микрофона) и спеть караоке. Или, там, мероприятие какое озвучить. О как. Сам радиомикрофон можно докупить отдельно – он вроде бы тоже есть в каталоге RedPower.
Подключение по HDMI
А вот это и есть та самая фича, о которой говорил в самом начале. Ко входу HDMI подключается источник, процессор «забирает» из него аудиосигнал и транслирует видео на выход HDMI – к нему при желании можно подключить отдельные мониторы.
Похожим образом реализуется подключение в домашних ресиверах (собственно, «железо» в этой части из домашки и взято), поэтому логично, что по HDMI поддерживается не только передача обычного стерео, но и многоканальных форматов 5.1 – и Dolby Digital, и DTS.
Пожалуй, после Alpine PXA-H800 это первый за долгое время автомобильный процессор с поддержкой 5.1. Собственно, почему бы и нет? Аудиосистемы нынче редко ограничиваются одними фронтальными динамиками (ортодоксальные аудиофилы не в счёт), поэтому, имея ГУ с большим экраном, можно и настоящий «киношный» звук замутить. А уж для «бусов», где можно поставить ещё более крупный монитор, это и тем более актуально.
Работа процессора в связке с ГУ Red Power серии 850
Для работы в качестве цифрового источника RedPower 850 имеет сразу три варианта выходов: привычный SPDIF в форматах оптики и коаксиала и тот самый выход HDMI. Про встроенный процессор и аналоговые выходы не говорю, это как бы само собой.
А ещё это ГУ может служить «управлялкой» для процессора. Как и в RP 750 серии, который я ранее рассматривал в связке с процеусём Imperator, серия 850 имеет отдельный UART порт. Через него ГУ подключается к процессору вместо пульта. Крутим громкость на ГУ – рулим этим самым громкостью на процессоре. Кабели для UART подключения к RP 850 или 750 серии идут вместе с процессором.
Чтобы всё это работало как надо, заходим в инженерное меню, последний пункт «Другие настройки».
Тут нам нужны две последние строчки – Decode & Bitstream и Audio Sample Rate.
В пункте Decode & Bitstream выбираем, на какой выход у нас пойдёт сигнал:
Decode – через собственный процессор ГУ, с обычной регулировкой громкости, ну и вообще, тут всё как обычно.
HDMI Bitstream – сигнал выводится в «цифре» на HDMI. Встроенный процессор не просто отключается, а вообще обходится, сигнал берётся ещё до него.
Программный микшер Android полностью не обходится, поскольку сигналы от радио, модуля BT, навигации и прочих приложений нужно тоже как-то сохранить. Но управление громкостью в ядре Android фиксируется на максимальном уровне, а ползунок громкости управляет через UART громкостью в процессоре.
SPDIF Passthrough – с точки зрения пользователя принцип тот же, только сигнал выходит через SPDIF (оптика и коаксиал). Громкость – тоже фиксированная на максимальном уровне.
Вот тут есть один тонкий момент. Часто последние два вида выходов называют «чистой цифрой». На самом деле я в очередной раз возьму это слово в кавычки, поскольку на оптику, коаксиал или HDMI в любом случае подаётся совокупный сигнал от всех приложений, а это значит, что он так или иначе затрагивается операционной системой. Всё остальное – особенности конкретной реализации, позволяющие просто рассуждать о «степени чистоты».
Идём дальше – в пункте Audio Sample Rate выбираем разрешение выходного сигнала на HDMI и SPDIF (пункт System) и отдельно – на USB Audio.
Тут замечу, что выставлять самый высокий системный битрейт есть смысл, только если вы используете подключение по HDMI – оптика и коаксиал их не вывозят, да и далеко не все процессоры поддерживают дискретизацию выше 96 кГц. К тому же радиотюнер умеет работать только при выставленном 48 кГц.
Чуть дальше попробую, что и как работает, пока же вернусь к процессору.
Настройка Yakuza с компьютера
Софт относительно привычен по своему построению за исключением некоторых мелочей. Интерфейс выглядит просто, без заморочек с дизайном, но разобраться легко. Пройдусь по основным особенностям.
Переключение между источниками. Тут два способа. Первый – жёстко, просто выбираете что должно играть. И второй способ – режим Mixer. Он вообще-то предназначен для микрофона, если караоке вдруг захотите попеть «на поляне», но вообще, в этом режиме идёт смешение от всех источников, чтобы «минусовку» можно включить откуда угодно.
Напомню, в этой части нет отдельного пункта USB – он автоматом начинает играть, когда что-то подключается к этому входу. Неудобно, если используете в качестве источника стороннее ГУ на Android с постоянным подключением, но удобно, когда вы на небольшое время цепляете по OTG смартфон.
Кстати, попутно обратил внимание на интересную фишку – плавное нарастание громкости при переключении источников, без резких скачков.
Эквалайзер. Тут не стали гнаться за огромным количеством полос, здравый смысл перевесил маркетинг, 12 – вполне достаточно. Зато это не простой параметрик.
Во-первых, здесь есть так называемые Shelf-фильтры, которые корректируют АЧХ «ступенькой» (Low Shelf или High Shelf).
Во-вторых, каждую точку регулирования можно превратить в Notch-фильтр. Он же – фильтр-пробка, который жёстко вырезает сигнал в узкой полосе точнёхонько с центром на указанной частоте. Может пригодиться, если не удаётся избавиться от какого-нибудь назойливого резонанса.
В-третьих, для точек регулирования можно задать режим работы фазовых фильтров. Они же – всепропускающие или Allpass Filters. Не меняют АЧХ, но «переламывают» фазу на указанной частоте. Это уже для настройки системы под инструментальным контролем (SMAART, Open Sound Meter и т. п.).
Кроссоверные фильтры – Линквиц, Бессель, Баттерворт, крутизна – вплоть до 48 дБ/октава. Тут вроде бы без сюрпризов.
Здесь же отмечу, что когда вы выбираете каждому выходному каналу его назначение, все они остаются широкополосными. Так что перед полноценным включением нужно предварительно пробежаться по ним и выставить фильтры в какие-то исходные значения (подрезать твитеры снизу, сабвуферы – сверху и т. п.). И только после этого включать систему.
Линкование каналов для параллельной настройки фильтров и уровней. Тут тоже немного непривычно. В отдельной матрице указываем, какие каналы должны настраиваться совместно. Если все галочки по диагонали, то каждый сам за себя.
Маршрутизация. Она здесь не матричная, принцип иной. Для каждого выходного канала жмём кнопку MIX и выбираем, с какого входного канала и с каким уровнем должен идти на него сигнал. И так пробегаемся по всем выходным каналам.
Задержки. Жмём Delay и открываем отдельное субокно. Удобная фишка – можно отметить галочку Link, выбрать произвольно выходные каналы и синхронно двигать в них задержки.
Настройка Yakuza с головного устройства
Если у вас ГУ на Android (неважно, RP или какое-то другое), тащить ноутбук в машину не обязательно. Для настройки процессор подключается к ГУ через настроечный USB точно так же, как ноут (не через OTG).
Не путайте приложение для собственного процессора «головы» и для работы с процессором Yakuza – последнее ставится отдельно.
В принципе, его можно вывести даже в виде виджета-кнопки на главный экран.
В приложении можно точно так же настроить все базовые процессорные функции – маршрутизацию, фильтры, задержки, эквализацию, пресеты и т. п.
Выбрать источник для процессора, само собой, здесь тоже можно.
А вот на эту фичу обращу внимание отдельно. Если отметить галочку Auto 5.1, то при поступлении на HDMI многоканального аудиопотока процессор будет автоматом переключаться на отдельный пресет. Если честно, работу в этой части досконально не изучал, но сам принцип выглядит толково.
В общем случае, если не нужно городить систему с сурраундами и центральным каналом, снимаете галочку и просто ставите на ГУ видеоплеер, который переводит аудиодорожки в стерео (какой-нибудь VLC или ему подобный).
Что внутри?
Насколько я понял, этот процессорный усилитель изначально имеет базовую версию, но в Россию поставляется в «заводском твике», т. е. версия «на максималках». Такие вроде бы изготавливаются небольшими партиями. Конкретно ко мне в руки попал экземпляр с номером 5 и, вероятно, за подписью его создателя.
Процессорная часть построена на двух весьма серьёзных чипах семейства SHARC. Кстати, как и в процессорном усилителе RedPower Imperator, только там использовался один чип. Особый упор описание делает на использование кварца CCHD-575 от Crystek Corporation – тоже, мягко говоря, не последняя деталь. Короче, сходу нехилая такая заявка. USB Audio реализовано на чипе XMOS. В линейной аналоговой части замечены операционники AD8620.
Блок питания выглядит необычно скромным, но здесь тот самый случай, когда размер не шибко важен. Усилительная часть построена на TPA3251 – очень многообещающие чипы D-класса, которые встречаются в том числе и в дорогом домашнем High End. В автомобильной технике их можно встретить, например, в процессорных усилителях Eton Stealth (просто первое, что вспомнилось и более-менее знакомо многим).
Проверка работы усилительной части
Спектры выходного сигнала достаточно чистенькие, усилитель не насыпает в него кучи гармоник ни на малом сигнале, ни при повышении его уровня. Конкретно эти спектры сняты при подаче тестового сигнала на аналоговый вход, но по цифре всё аналогично, разве что шумовая полка чуток пониже. Хотя и тут в районе каких-то -100 дБВ плещется – нормально.
Теперь распределение искажений по диапазону. На средних и верхних частотах КГИ весьма низок, на НЧ чуть задирается, хотя в мидбасовом диапазоне всё равно остаётся на уровне сотых долей процента. Хорошо. Примечательно, что при переходе с 4-омной на 2-омную нагрузку искажения практически не возрастают.
Тем не менее, в описании производитель перестраховывается и указывает силовые параметры только при работе на 4 Ом. Поэтому не буду соблазнять, и снятый график зависимости КГИ от выходной мощности привожу тоже только для такой нагрузки.
Мощностные параметры RedPower Yakuza (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 119 Вт
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 136 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 155 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,008%
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,008%
Проба в деле. Выбор источника для Yakuza, сравнение звучания
Разнообразие способов подключения (в том числе в связке с собственными ГУ RedPower) дало поле для экспериментов и позволило сделать кое-какие выводы. Главный критерий – разрешение. Понятно, что в этом деле много нюансов и частностей, но лично у меня «рейтинг» сложился вот таким образом:
1 место – отдельный комп с подключением через USB Audio, который обычно использую при прослушивании (плеер AIMP, драйвер WASAPI Exclusive, кабель Tchernov Cable Standard). Сколько я ни возвращался к этому варианту, каждый раз он оказывался интересней в проработке мелочей.
Но очень сильна зависимость от качества USB кабеля: при попытках заменить нормальный кабель (вернее, с правильным волновым сопротивлением, которое в простеньких шнурках тупо не выдерживается) на первый попавшийся USB попроще – уже «не то пальто», асинхронные виды передачи данных в этом смысле чувствительны к ошибкам вплоть до появления слышимых тресков и срыва соединения.
2 место – связка RP 850 Crystal Sound с подключением по HDMI (5-метровый кабель от RedPower). Со штатным плеером по сумме впечатлений действительно я бы поставил его на 2 место, но если поиграться со сторонними плеерами (AIMP, UAPP, Neutron, HF Player и т. п.), то, пожалуй, и за 1 место побороться можно.
3 место – RP 850 Crystal Sound с подключением через USB Audio (тот же кабель Tchernov Cable Standard). Основной режим – при работе через штатный плеер. Немного лучше – с плеерами, выгоняющими поток в обход программного микшера Android (те же AIMP, UAPP, Neutron, HF Player и т. п.), но в пределах того же места в «рейтинге».
4 место – тот же стационарный комп, но с подключением через конвертер USB to SPDIF (снова AIMP, тот же драйвер WASAPI Exclusive). Не стану конкретизировать, что лучше, оптика или коаксиал, поскольку тут тоже всё зависит от качества самого кабеля, да и по коксу гальваническая связь источника с процессором может внести лепту.
5 место – смартфон по USB (Samsung S23, Android 15, One UI 7.0, кабель от RP, 5 метров). Тут тоже всё не так просто – многое зависит от программного плеера и настроек, поскольку в общем случае даже регулировка громкости в смартфоне остаётся задействованной. И опять же, можно использовать плеер с прямым выводом аудиопотока в USB, но он оставляет за бортом все остальные звуки.
6 место – тот же смартфон Samsung S23 по Bluetooth через aptX HD. Если не слышать предыдущих вариантов, то прям очень даже хорошо. Но после них – ну так, пойдёт.
А заметили, что в этом «рейтинге» нет связки RedPower с Yakuza по оптике или коаксиалу? Короче, забудьте про них, SPDIF сильно проигрывает HDMI по стабильности работы вплоть до срывов цифрового потока на длинных кабелях. Короче, незачем, когда есть нормальная альтернатива.
И попутно совет – если будете использовать ГУ RP 850 серии с другими процессорами, лучше используйте не оптику и не коаксиал, а тяните HDMI к процессору, и уже около него ставьте конвертер HDMI to SPDIF – получите намного более стабильное соединение. Благо, таких конвертеров полно, и стоят они дёшево.
А что вообще по звуку? Общий характер собственного усилителя
Если постараться описать звуковой почерк Yakuza одним словом, я бы назвал его кристальным (возможно, навеяло названием серии 850 Crystal Sound, но не нужно искать скрытых смыслов, так совпало). В том смысле, что звук воспринимается не тепло, а «прозрачно» и, может, даже чуточку холодновато на СЧ и ВЧ.
Понравилось, что усилитель передаёт много деталей, которые большинство конкурентов в этой ценовой категории просто затирают. На ВЧ послезвучия тянет долго. Всё же TPA3251 имеют в этом смысле немалый потенциал – даром, что D-класс, иному АВ до него ещё расти и расти.
Мидбасовый диапазон воспринимается слегка «подсушенно», но не облегчённо – плотно, собранно и на некоторых треках даже упруго. При увеличении громкости бас не начинает «плыть», бас-бочка сохраняет тактильность ударов – очень хорошо.
Но откровенно тяжеловесных динамиков этому усилителю не подсовывайте, у всего есть пределы разумного. Тем не менее, если нет претензий на суицидальную громкость, большинство моделей акустики усилителю посильны.
Совет – при регулировке уровней источников в настроечном софте не душите их слишком сильно: это скрадывает разрешение. Лично я прослушивание проводил при выставлении уровней на входах HDMI, Digital A и Digital B на отметку 0 дБ.
Коротко по делу
Если коротко, HDMI – рулит, я прям проникся этой темой. В первую очередь, своей стабильностью и возможностью нормально работать с высокими битрейтами, что тянет за собой в большинстве случаев и выигрыш в звучании. Пока что такая связка возможна только с ГУ RedPower 850 серии, но это думается, только начало.
Усилительная часть – достойная, с хорошим разрешением и динамикой звучания. Да и вообще, сам факт, что усилитель позволил отслеживать разницу между источниками, уже говорит сам за себя. Жёстких ограничений при подборе акустики не предъявляет, но откровенных тяжеловесных мидбасов ему лучше не подсовывать. В остальном, считаю, модель получилась прорывной.
Плюсы:
- Серьёзный звуковой потенциал связки с ГУ RP 850 серии по HDMI
- Возможность настройки процессора с любого ГУ на Android
- Поддержка по HDMI многоканального звука в формате 5.1
- Серьёзные вычислительные мощности процессора
- Очень достойное звучание собственного усилителя
- Возможность подключить отдельные усилители на любые каналы
Минусы:
- Каналы собственного усилителя не мостятся
- Программа в отдельных моментах выглядит сыроватой (хотя и активно дорабатывается)