Ирано-иракская война стала одним из крупнейших в послевоенной истории противостояний американской и советской конструкторских школ истребительной авиации. Она прежде всего интересна тем, что ни одна из сторон не имела явного преимущества в боевой авиации и проходила с переменным успехом. В ту эпоху Иран считался крупнейшим оператором американской лётной техники на Ближнем Востоке. Его парк состоял не только из подустаревших к тому времени F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, но и вполне актуальных на тот момент F-14 Tomcat, полноценных самолётов четвертого поколения.
Иракский парк, в свою очередь, по большей части состоял из "мигарей" . Но самое большое представительство имели в нем МиГ-21 разных модификаций. В 1980 году, за месяц до начала войны, Ирак получил партию МиГ-21бис, самой последней версии "двадцать первых". "Бисы" считались уже истребителем третьего поколения, близким по возможностям к МиГ-23. Их боевой дебют состоялся 9-го сентября 1980 года в небе над иранским городом Касре-Ширин, в приграничной западной провинции Керманшах. В этот день восьмерка истребителей ВВС Ирана F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, вылетела с аэродрома Хамадан, с целью нанесения превентивных ударов по сосредоточениям у границы иракских сил быстрого реагирования. За день до этого у них получилась превосходная атака, уничтожившая танковую колонну иракцев прямо на марше.
Иранские летчики желали повторить свой успех, но не учли возможности быстрой реакции иракского командования. В районе пограничного города Касре-Ширин их уже поджидала полуэскадрилья иракских МиГов, в том числе и новеньких "бис". Их выпад был стремительным и резким. МиГ-21бис из 14-й истребительной эскадрильи ВВС Ирака, приблизившись на расстояние около восьми километров, сбил ракетой "воздух-воздух" Р-13М свой первый в истории "Фантом" под управлением майора Махмуда Эскандари и капитана Али Ильтхани, вызвав ассоциации со временами Вьетнамской войны, когда подобные дуэли были в порядке вещей.
Проект МиГ-21 был впервые представлен коллегии министерства обороны ровно 55 лет назад, в начале июля 1970 года. Сама программа модернизации появилась на свет из-за того, что поступление в ВВС новейшего МиГ-23 задерживалось. За некоторое время до этого командование ВВС СССР сочло, что "двадцать первый достиг предела своих конструктивных резервов, но миговцы подняпряглись и выдали на гора достаточно актуальный самолет, производившийся вплоть до середины 80-х. От прежних "двадцать первых" его отличали принципиально улучшенное бортовое оборудование, расширенная номенклатура оружия и новый двигательР-25-300. Он позволял разгонять самолет до 2.230 км/ч и обеспечивал практический потолок до 18000 метров.
МиГ-21бис был произведен в количестве 2500 машин и строился вплоть до начала развертывания серийного производства истребителей МиГ-29. МиГ-21бис один из немногих самолётов, который до последнего времени (2023-2024 год) находился на вооружении стран НАТО, Румынии и Хорватии. На его базе сделан МиГ-29 "Бизон", в 2019 году сбивший Ф-16 ВВС Пакистана.
Дорогие друзья. Из-за ограничений Дзена канал без вашей помощи просто исчезнет. Всё сейчас держится на доброй воле и ваших пожертвованиях. Благодаря им, мы можем хоть немного держаться на плаву и не переходить в платную форму. Очень важно, чтобы вы нас не теряли и продолжали читать. А если поможете материально, то отдельная вам сердечная благодарность. Сделать это можно по данной ссылке, либо по номеру карты в прикрепленном комментарии. Просим прощения, что вынуждены напоминать, но таковы реалии сегодняшнего Дзена. Спасибо, что вы с нами!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!