Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Лидия Шапоренко: "Завтра я умру. Я готова. Сделайте мне только прическу..."

После выхода на экраны фильма «Первое свидание» в 1960 году молодая актриса Лидия Шапоренко сразу привлекла внимание критиков и зрителей. Её дебют в роли Вали Калитиной оказался ярким и органичным — она уверенно держалась на экране и прекрасно смотрелась рядом с такими мастерами, как Георгий Юматов, Алексей Кочетков, Татьяна Пельцер, Нина Меньшикова и другими звёздами советского кино.

Многие были уверены: после такой удачной кинопремьеры Шапоренко ждёт стремительный взлёт в киноиндустрии. Однако судьба распорядилась иначе.

-2

Родилась Лидия в 1939 году в Николаевской области. Позже её семья переехала в Ставропольский край, где девушка начала делать первые шаги в профессии — занималась в театральной студии при местном драматическом театре. Она уже начала смиряться с мыслью, что останется актрисой провинциальной сцены, когда произошёл неожиданный поворот.

Во время одной из постановок в Ставропольском театре драмы выступление Лидии случайно увидел режиссёр из Москвы. Его впечатлила её искренность и сценическая выразительность — и он предложил ей попробовать себя в кино, пригласив в столицу.

"Первое свидание"
"Первое свидание"

В столице Лидии невероятно повезло — её сразу приняли в труппу Театра имени Гоголя и доверили пусть и небольшую, но значимую роль. Для молодой актрисы, ещё совсем недавно выступавшей на провинциальной сцене, это был настоящий прорыв: из Ставрополя — прямо на подмостки одного из московских театров.

Параллельно с работой в театре началась и её кинокарьера. Первой экранной работой в Москве стала эпизодическая роль в фильме «Она вас любит». Несмотря на скромное участие, Шапоренко не осталась незамеченной — режиссёры оценили её экранное обаяние и выразительность.

"Мир входящему"
"Мир входящему"

Настоящим подарком судьбы стало приглашение от Искры Бабич на главную роль в фильме «Первое свидание». Картина имела успех, а Лидия, исполнившая роль Вали Калитиной, окончательно утвердилась в глазах публики как талантливая и перспективная актриса. Следом последовало предложение сняться в ленте «Мир входящему», где её партнёршей по съёмочной площадке стала известная актриса Изольда Извицкая.

Позже Лидия появилась в драме «Одержимые», а затем исполнила главную роль в фильме «Хозяйка Медвежьей речки». Эта работа снова вернула ей популярность и укрепила её позиции в кино.

В это же время перемены пришли и в личную жизнь. На театральных подмостках Лидия познакомилась с актёром Виталием Красновым, коллегой по труппе. Между ними завязались тёплые отношения, вскоре они поженились. Вскоре у пары родилась дочь Леночка, и Лидия на время отошла от съёмок, сосредоточившись на семье.

"Товарищ песня"
"Товарищ песня"

Однако, несмотря на вполне успешную кинокарьеру, театральная сцена Москвы не стала для Лидии Шапоренко местом признания. В Театре имени Гоголя ярких ролей ей так и не предложили — в основном она выходила на подмену в спектаклях как актриса второго состава.

Ситуацию усугубляло отсутствие профессионального актёрского образования. Помимо театральной студии при Ставропольском драмтеатре, за плечами у Лидии не было ни училища, ни института, а в столичных театрах это имело немалый вес. Роли в основном доставались дипломированным артистам, а без «бумажки» пробиться к центральным образам было крайне трудно.

"Одержимые"
"Одержимые"

В какой-то момент Шапоренко сделала для себя непростое, но зрелое решение — осознав, что в Москве её перспективы исчерпаны, она решила вернуться в родные края. Сначала это был Ставрополь, где она быстро стала ведущей актрисой местного театра. Здесь её талант наконец-то оказался по достоинству оценён — зрители полюбили её искреннюю манеру игры, а режиссёры стали доверять ключевые роли.

Позже она перебралась в Пензу, где блистала на сцене Пензенского драматического театра. Конечно, работа в провинции не могла сравниться по престижу с московскими подмостками, но для самой Лидии это уже не имело решающего значения. Главное — она чувствовала себя востребованной, любимой зрителем, нужной в профессии. А это для настоящего актёра, пожалуй, самое важное.

"Хозяйка Медвежьей речки"
"Хозяйка Медвежьей речки"

Зрители искренне любили Лидию Шапоренко — на спектаклях с её участием в Ставрополе и Пензе зал неизменно был полон. Её эмоциональная, живая игра находила отклик у публики, и, казалось бы, актриса достигла того самого творческого равновесия, к которому стремилась. Однако внутреннего удовлетворения это, похоже, не приносило.

Коллеги всё чаще замечали, что Лидия начала прибегать к алкоголю, сначала — эпизодически, но со временем всё чаще.В середине 1970-х Шапоренко вступила во второй брак. Увы, новый супруг не только не стал сдерживающим фактором, но, напротив, разделял её пристрастие к спиртному. Вместо поддержки и стабильности в жизни актрисы закрепилась привычка к совместным застольям. Эта пагубная привязанность разрушала её изнутри и постепенно стала отражаться на профессии.

"Товарищ-песня"
"Товарищ-песня"

Трагедия не заставила себя ждать. Муж Лидии, находясь в состоянии тяжёлой депрессии, покончил с собой. Перед смертью он оставил короткую записку со словами: «Берегите Лидочку».

Эта потеря потрясла Шапоренко до глубины души — на какое-то время она сумела отказаться от алкоголя и попыталась вернуть прежнюю стабильность.Но, к сожалению, ненадолго.

Спустя некоторое время в её жизни появился молодой поклонник, отношения с которым снова вернули актрису к старым привычкам. Постепенно дисциплина начала страдать: Лидия стала срываться на репетициях, опаздывать, иногда вовсе не приходила в театр.Руководство долго не решалось на жёсткие меры — в коллективе Шапоренко уважали, к ней относились с сочувствием.

"Мир входящему"
"Мир входящему"

Её не увольняли, но перестали задействовать в серьёзных спектаклях, постепенно отстранили от сценической жизни. И лишь в 1994 году, когда актриса официально достигла пенсионного возраста, театр оформил приказ об увольнении.

Лидия умоляла оставить её хотя бы на эпизоды, но терпение коллектива было исчерпано — никто уже не хотел брать на себя ответственность за её поведение.Оставшись без сцены и без работы, Шапоренко приняла решение переехать в Первоуральск к дочери Елене, которая также выбрала актёрскую профессию и служила в местном драматическом театре.

-10

Когда в Первоуральске узнали, что в город приехала Лидия Шапоренко, в местном драматическом театре это стало событием. Главный режиссёр, тронутый её судьбой и зная о её таланте, решил подарить актрисе ещё один шанс блистать на сцене. Специально под неё он поставил спектакль «Разве можно не любить Памелу?» и предложил Шапоренко главную роль.

Лидия буквально зажглась — она вновь почувствовала вкус сцены, той самой жизни, которую любила больше всего. Репетиции стали её вдохновением, смыслом каждого дня. Настоящий артист по натуре, она работала самоотверженно, не жалея сил, игнорируя нарастающие проблемы со здоровьем.

-11

Несмотря на слабость, боли и тревожные симптомы, Шапоренко боялась идти к врачам. Она знала: если диагноз окажется серьёзным — роль может уплыть из рук. Для неё мечта сыграть Памелу была важнее страха, боли и диагноза.

Когда всё же решилась на обследование, выяснилось: болезнь зашла слишком далеко. Врачи были бессильны. Несмотря на мрачные прогнозы, друзья, коллеги и неравнодушные люди собрали деньги на дорогостоящую операцию. Шапоренко боролась, но лечение не дало результата.

Накануне своей смерти, осознавая, что время уходит, Лидия попросила дочь сделать ей причёску.


- Завтра я умру. Я готова. Сделайте мне только прическу,— сказала она с присущей ей женской гордостью и достоинством.

Лидия Фёдоровна Шапоренко ушла из жизни в июне 1996 года. Ей было всего 57 лет.

Также смотрите: