Она стала настоящим символом красоты и женственности на советском экране. После выхода первого в истории отечественного фильма-катастрофы — «Экипаж» Александра Яковлева мгновенно оказалась в центре всеобщего внимания. Её героиня, уверенная в себе и притягательная, запомнилась каждому. А позже зрители полюбили её и в романтичном образе Аленушки в «Чародеях», и как яркую и дерзкую Леди Литтл в «Человеке с бульвара Капуцинов».
Мало кто знает, но настоящая фамилия актрисы — Иванес. А вот сценическую — Яковлева — она взяла в честь бабушки, которая и стала самым близким для неё человеком после развода родителей. Александру воспитывала именно бабушка, и именно ей актриса обязана своей стойкостью и независимостью.
«Еще когда мне было пять лет, бабушка всем объявила, что Саша будет кинозвездой. Окружающие издевались, конечно. Но нам с бабушкой не было до этого никакого дела», — вспоминала актриса.
Саша с юности проявляла несгибаемую волю и характер. Оказавшись в числе абитуриентов Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, она столкнулась с отказом. Но вместо того чтобы покорно уйти, девушка буквально остановила председателя экзаменационной комиссии — самого Георгия Товстоногова. Расплакавшись, она призналась: не может вернуться домой — мол, бабушка не перенесёт такого разочарования. Этот экспромт оказался сильнее любого отрывка из пьесы: Товстоногов велел зачислить её на курс с испытательным сроком.
С юных лет Александра Яковлева не боялась идти против течения — и именно эта черта сыграла ключевую роль в её судьбе. Известно, что Георгий Данелия отказался с ней работать, потому что та не стеснялась спорить, отстаивать свою точку зрения. Именно из-за этого Яковлева не попала в его «Осенний марафон». Зато режиссёр Александр Митта не просто поверил в актрису, а буквально открыл её стране, сделав звездой первой величины.
Работая над фильмом «Экипаж» (1979), Митта задумал смелую по тем временам сцену с участием героини — откровенный эпизод, который для советского кино стал чуть ли не первым звоночком сексуальной революции. Исполнительница роли — стюардессы Тамары — должна была раздеться в кадре. Елена Проклова, которой изначально предлагали роль, от участия отказалась. Неожиданно, буквально накануне съёмок, режиссёр предложил роль студентке ЛГИТМиК Александре Яковлевой.
На вопрос о готовности к подобному эпизоду Саша ответила просто: «Запросто». Однако когда директор картины приехал в институт, чтобы согласовать её участие, услышал неожиданный ответ:
— Да снимайте сколько угодно. Мы её уже отчислили — за прогулы и неуспеваемость.
Партнёр Яковлевой по фильму, Леонид Филатов, оказался не столь раскрепощён. Он категорически отказался сниматься без одежды. Во время откровенной сцены он остался в джинсах и сказал режиссёру:
— Меня сними только по пояс, а она — пусть делает, что хочет.
Сама Александра сначала снялась в нижнем белье, но когда режиссёр восхитился её профессионализмом, она решилась пойти до конца — и осталась в кадре полностью обнажённой.
«После выхода выхода картины на меня посыпались многочисленные обвинения: как я могла сняться в такой порочной сцене? Но как я могла отказаться? Впервые снимаюсь в кино и сразу — в главной роли. Это невероятная удача и где уж тут капризничать», — рассуждала артистка.
«Я никогда не говорила членам съемочной бригады, чтобы они отвернулись. Считаю, что если согласилась сниматься обнаженной, то не надо идти на попятную», — вспоминала артистка.
Когда на «Мосфильме» в лаборатории начали проявлять плёнку с ночных съёмок «Экипажа», начался настоящий переполох. Работницы, увидев кадры со сценами откровенной страсти, запаниковали и донесли «наверх»: режиссёр, мол, устроил в павильоне чуть ли не ночные оргии! Реакция начальства была жёсткой — кадры срочно изъять, плёнку уничтожить.
Спасти материал удалось с боем. Режиссёру Александру Митте пришлось долго уговаривать начальство оставить хотя бы часть снятого. В результате в финальный монтаж попало всего 20% откровенных сцен, а самые смелые кадры были замаскированы — Яковлеву показывали сквозь стекло аквариума.
Александра, между тем, не прекращала удивлять и на съёмках следующего фильма «Чародеи». Режиссёр Константин Бромберг говорил, что утвердил актрису за её внешность. Но, как только узнал её характер, заметил с иронией:
— Ведьму-то она, конечно, сыграет. А вот Аленушку?..
Съёмочная группа быстро поняла, что Яковлева — звезда со своими правилами. Каждый ресничный штрих в гримёрке она вырисовывала с ювелирной точностью, и могла проводить в кресле визажиста по несколько часов, пока вся команда томилась в ожидании.
Терпение лопнуло, и однажды актрисе объявили бойкот: перестали с ней разговаривать. Александру это нисколько не смутило — она продолжала держать контакт только с режиссёром и оператором, ведь именно они делали её «киношной богиней» в кадре.
С Абдуловым на съёмках у неё был идеальный тандем — он обожал своих партнёрок и всегда помогал. А вот с Гафтом всё пошло наперекосяк. Он не терпел непрофессионализма. Как-то раз, когда Яковлева снова перепутала реплики, Гафт — оставаясь в образе — схватил её за шею и начал душить.
Режиссёр, затаив дыхание, дал оператору знак снимать эту сцену тайком. Но позже Валентин Иосифович категорически запретил включать эпизод в фильм.
После инцидента Гафт поставил ультиматум:
— Либо она, либо я.
В результате сцену объяснений между его героем и героиней Яковлевой пришлось монтировать по частям. Гафт читал монолог в одиночестве, глядя в пустоту, а потом к кадру подклеивали Александру.
Когда Алла Сурикова искала актрису на роль роковой Дианы Литтл — «мечты ковбоя» в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», у неё было одно важное условие: героиня должна быть с выдающимся бюстом. А у Александры Яковлевой такого "достоинства" как раз таки и не было.
Тем не менее актриса приехала на пробы по собственной инициативе, почти «в наглую». Алла Ильинична позже вспоминала:
— Не могу сказать, что она меня покорила с первого дубля. Но было одно, что отличало её от остальных — упорство на грани безумия.
Яковлева буквально обложилась телефонами и начала осаждать режиссёра звонками:
— Ну не найдёте вы никого лучше! Дайте ещё один шанс. Грудь я воспитаю!
Но судьбу роли решила вовсе не режиссёр. Именно Андрей Миронов настоял на кандидатуре Яковлевой. Он должен был влюбиться в героиню — и хотел видеть рядом женщину, напоминавшую ему мать, Марию Владимировну Миронову.
Сурикова позже признавалась:
— Саша оказалась ближе всех к его внутреннему идеалу.
На съёмочной площадке Яковлева быстро вжилась в образ: научилась ездить верхом, крутить кольт на пальце, как вестерн-звезда, и бросала в кадре такие взгляды, от которых операторы забывали нажимать «рек».
Но её бурный темперамент никуда не делся. Сурикова признавалась:
— Иногда Сашу «переклинивало» — начинала капризничать, спорить, менять текст на ходу. В один из таких дней я сказала ей жёстко, но спокойно:
«Собирай чемоданы. Мы всё переснимаем с другой актрисой. Я договорилась с Госкино».
Это был блеф. Но блеф уверенный и очень реалистичный. Актриса замерла, поняла, что шутки закончились — и… стала обаятельной, тихой и пунктуальной.
В последние годы её имя чаще звучало не в титрах фильмов, а в отчетах из мира транспорта и госуправления. Александра Яковлева — та самая, кто когда-то стал символом смелости и красоты в фильме «Экипаж», — неожиданно ушла с экранов и начала строить карьеру… на железной дороге.
Сначала — вице-мэр Калининграда: она курировала туризм, развивала имидж родного города. Затем — заместитель начальника Октябрьской железной дороги, где уже никто не вспоминал о съёмках, зато много говорили о рельсах, вокзалах и пассажиропотоке.
Именно Яковлева стояла у истоков запуска «Сапсана» — первого в России скоростного поезда между Москвой и Петербургом. В РЖД её называли «железной леди» на железной дороге — за энергию, дисциплину и неравнодушие.
В 2016 году она вернулась на экраны — в ремейке всё того же «Экипажа», теперь уже в образе чиновницы. Кадры были горько ироничны: на экране — сильная, сдержанная женщина, в жизни — человек, который только что узнал страшный диагноз.
Онкология. Четвёртая стадия. Врачи не давали надежд. Но она, как и в юности, не сдалась.
Она прошла 15 курсов химиотерапии, десятки процедур, сотни капельниц. Её поддерживал фонд «Актёр», созданный Евгением Мироновым и Марией Мироновой. На лекарства уходили огромные суммы. Но она не жаловалась. Наоборот — вела блог, выступала на телевидении, поддерживала других онкопациентов. Говорила честно:
«Да, страшно. Но можно жить. И нужно — жить красиво».
Последние месяцы она передвигалась в инвалидной коляске. Но даже тогда не теряла достоинства и чувства юмора. Улыбалась в кадре. Вспоминала кино. И писала посты — не про смерть, а про любовь, свет, надежду.
Александра Яковлева ушла из жизни 1 апреля 2022 года. Ей было 64.
Также смотрите: