Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Раиса Рязанова: непростая судьба замечательной актрисы

В фильме "Москва слезам не верит" героиня Рязановой самая счастливая из трех подруг. Увы, в реальной жизни актриса испытала много горя и разочарований. История появления Раисы Рязанской на свет не совсем обычна. Во время войны Мелания Григорьевна, мать будущей актрисы Раисы Рязановой, однажды на дороге встретила умирающего незнакомца. Сжалившись, она принесла его к себе домой, выходила, накормила, вернула к жизни. Мужчина оказался не только благодарным, но и обаятельным — Мелания влюбилась, сама того не заметив. Чувства оказались взаимными, и вскоре между ними вспыхнул роман. А через некоторое время женщина узнала, что ждет ребенка. Но неожиданно незнакомец признался: у него есть семья — жена и шестеро детей. Услышав это, Мелания Григорьевна не смогла смириться с ролью разлучницы и поставила точку в этих отношениях. Чтобы быстрее забыть случившееся, она собрала вещи и вместе с маленькой Раей уехала в подмосковное Раменское, надеясь начать новую жизнь с чистого листа. Годы шли, и мать з

В фильме "Москва слезам не верит" героиня Рязановой самая счастливая из трех подруг. Увы, в реальной жизни актриса испытала много горя и разочарований.

История появления Раисы Рязанской на свет не совсем обычна. Во время войны Мелания Григорьевна, мать будущей актрисы Раисы Рязановой, однажды на дороге встретила умирающего незнакомца. Сжалившись, она принесла его к себе домой, выходила, накормила, вернула к жизни. Мужчина оказался не только благодарным, но и обаятельным — Мелания влюбилась, сама того не заметив. Чувства оказались взаимными, и вскоре между ними вспыхнул роман. А через некоторое время женщина узнала, что ждет ребенка.

Раиса Рязанова в фильме «Гуля Королева», 1968 год.
Раиса Рязанова в фильме «Гуля Королева», 1968 год.

Но неожиданно незнакомец признался: у него есть семья — жена и шестеро детей. Услышав это, Мелания Григорьевна не смогла смириться с ролью разлучницы и поставила точку в этих отношениях. Чтобы быстрее забыть случившееся, она собрала вещи и вместе с маленькой Раей уехала в подмосковное Раменское, надеясь начать новую жизнь с чистого листа.

Годы шли, и мать заметила, что дочь проявляет интерес к музыке. Не мешкая, она отправила Раису после школы в Рязань — поступать в музыкальное училище по классу баяна. Так Рая стала преподавателем музыки, прежде чем ее судьба повернулась в сторону кино.

Актриса в юности
Актриса в юности

Работать по музыкальной специальности Раисе совсем не хотелось — душа стремилась к сцене. Баян, конечно, остался в её памяти, и позже он снова вошёл в её жизнь. В своём актёрском дебюте — фильме «День и вся жизнь» — она снималась именно с этим инструментом в руках, словно замыкая круг своей судьбы.

Путь к профессии актрисы начался в ГИТИСе. Уже на втором курсе она познакомилась с Юрием Перовым, который вскоре стал её мужем. Их брак был типично студенческим — скромным, романтичным и, как оказалось, недолговечным. Через год после свадьбы у пары родился сын Данила. Прерывать учебу Раиса не стала — приходила на пары вместе с детской коляской: оставить малыша было попросту не с кем.

«День и вся жизнь»
«День и вся жизнь»

На свою первую съёмочную площадку Рязанова тоже отправилась с ребёнком на руках. Тогда, ещё студенткой последнего курса, она получила приглашение сняться в фильме «День и вся жизнь» и, не раздумывая, села в поезд до Горького — сегодняшнего Нижнего Новгорода — вместе с маленьким Данилой.

Рабочие дни на съёмках были непростыми: Раисе приходилось регулярно отлучаться, чтобы побыть с ребёнком. К счастью, съёмочная группа отнеслась к её положению с пониманием. Особенно трепетно к ней относился режиссёр Юрий Григорьев, с которым у актрисы вскоре вспыхнул роман. Именно после этой картины она окончательно решилась расстаться с мужем.

Юрий Перов и Раиса Рязанова с сыном
Юрий Перов и Раиса Рязанова с сыном

Муж Раисы был человеком спокойным, уравновешенным, рассудительным. Возможно, даже слишком. А ей, живой, эмоциональной, хотелось большего — страсти, огня, движения. Неудивительно, что в какой-то момент она изголодалась по ярким чувствам и откликнулась на внимание другого мужчины. Она не стала юлить или скрывать — во всём призналась честно.

Юрий, поражённый, не закатил скандал, а наоборот — предложил не торопиться с решением. Он был готов простить, закрыть глаза, попробовать всё сначала. Но Раиса уже сделала выбор. Она твёрдо решила: развод. Возвращаться назад не собиралась.

"Русский бизнес"
"Русский бизнес"

Ожидала ли она, что новый мужчина бросит ради неё семью? Нет. Даже в мыслях не держала этого. Их связь была странной, почти безысходной. И всё же длилась почти десять лет. Раиса ни разу не позвонила ему первой — воспитание не позволяло. Да и обращалась к нему всегда на «вы», как будто ставя между собой и чувствами непроходимую стену.

Постепенно она стала понимать: счастливого финала у этой истории не будет. И с этим пришлось смириться. Разрыв произошёл тихо — он просто перестал звонить. Раиса не стала выяснять причин. Приняла всё, как есть. Одиночество стало её спутником — привычным и, пожалуй, даже спасительным.

"Утро без отметок"
"Утро без отметок"

Тем временем её бывший супруг всё эти годы втайне надеялся: она вернётся. «Скоро пятьдесят, а ты всё ждёшь принца на белом коне?» — как-то раз с горечью заметил Юрий. Но Раиса возвращаться в прошлое не собиралась. Сердце её уже давно не было рядом с ним. В конце концов Юрий устроил свою жизнь заново, женился.

А Раиса осталась с сыном Данилом — ради него и жила. Именно он был её главным смыслом и опорой. Когда мальчику исполнилось одиннадцать, Рязанова сыграла одну из самых запоминающихся ролей в своей карьере — тихую, скромную Антонину в фильме «Москва слезам не верит». Ирония судьбы: среди трёх героинь именно её героиня оказалась самой счастливой — несмотря на мягкий характер, ей удалось устроить личную жизнь.

"Москва слезам не верит"
"Москва слезам не верит"

Картина Владимира Меньшова сделала Веру Алентову и Ирину Муравьёву всесоюзными звёздами. А вот Раису Рязанову громкая слава почему-то обошла стороной. Пока её коллеги едва успевали справляться с внезапной популярностью, Раиса оставалась в тени. После выхода фильма на экраны Алентова и Муравьёва отправились с триумфом представлять его за границей. Рязанову же даже не пригласили в ту делегацию. Ей достались лишь гастроли по стране.

-9

Обидно ли ей было? Возможно. Но если и была у неё обида — она прятала её глубоко внутри, не позволяя себе слабости. Даже тогда, когда едва не забыли представить её к Государственной премии, Раиса Рязанова промолчала. Сначала в список попали Вера Алентова и Алексей Баталов. Затем отстояли Ирину Муравьёву. А потом, словно очнулись: ведь в фильме три подруги, не две. И только тогда вспомнили про скромную Тосю — ту самую, без которой, по собственным словам Рязановой, «фильма бы просто не было».

«Моя героиня — это контраст. На её фоне ярче светятся Людмила и Катерина», — говорила она в интервью. И как в кино, так и в жизни Раиса часто оставалась в тени — скромным, незаметным, но необходимым элементом чьих-то блистательных историй.

"Измена"
"Измена"

В 90-е годы наступили тяжёлые времена. Денег катастрофически не хватало. Но сын Данила подрастал — его нужно было кормить, обувать, учить, поддерживать. Рязанова, как и многие тогда, бралась за любую работу. Соглашалась на любые съёмки, включая дешёвые телепроекты и рекламу. Зрители старшего поколения наверняка помнят Эмму Петровну из ролика о «Порошке Ариэль» — да-да, это была она. Заслуженная артистка Раиса Рязанова.

Позже пришлось забыть и о съёмках. Но судьба всё же оставила ей лазейку: ещё в 1980 году она получила водительские права. И в сложный период это спасло — Рязанова начала подрабатывать частным извозом, сама за рулём. Потому что нужно было жить.

"Долгая дорога домой"
"Долгая дорога домой"

Каждый раз, когда в ней начинали узнавать актрису, она смущённо отводила взгляд и мягко говорила: «Нет-нет, вы ошиблись. Просто похожа». Подработка частным извозом помогала держаться на плаву, но не только она. Дополнительный доход приносила сдаваемая квартира. А ещё — озвучка: именно голос Рязановой в сериале «Дикая Роза», где она озвучила Полетт.

Лишь со временем жизнь начала налаживаться. Постепенно стали появляться по-настоящему интересные предложения. Впервые на театральную сцену Раиса Ивановна вышла в 60 лет — её пригласил Олег Табаков. Позднее признание стало наградой за десятилетия скромного, но честного труда.

"Паром для двоих"
"Паром для двоих"

С начала 2000-х Рязанову стали всё чаще приглашать на телевидение и в кино. Она появилась в таких популярных проектах, как «Солдаты», «Убойная сила», «Папины дочки» и других. Пускай главные роли доставались другим, зритель всегда узнавал и любил её — тёплую, настоящую, узнаваемую.

Личной гармонии так и не сложилось. Но за сына она радовалась всем сердцем. Данила, её гордость и надежда, сумел построить крепкую семью. Он тоже стал актёром, а за ним и его сын — Андрей, внук Рязановой, пошёл по стопам отца и бабушки. Раиса Ивановна не стала мешать: «Пусть сами выбирают, как жить», — говорила она.

Но судьба снова нанесла удар — жестокий и внезапный. Всё оборвалось в одно мгновение. Данила скончался в возрасте 51 года — точно в том же возрасте, что и его отец. Тромб, оторвавшийся внезапно, не оставил шансов. Врачи были бессильны. Рязанову этот удар подкосил. Потеря единственного сына стала самой тяжёлой трагедией её жизни.

Актриса с сыном
Актриса с сыном

Прощание с сыном стало для неё невыносимым испытанием. На Троекуровском кладбище, склонившись над свежей могилой, Раиса Ивановна с трудом сдерживала слёзы и дрожь в голосе. Тогда она пообещала Даниле: будет жить за двоих. Но с тех пор её жизнь изменилась безвозвратно. В каждом дне отныне звучит тишина утраты, с которой не смириться — можно лишь научиться существовать рядом.

С этой незаживающей болью она живёт по сей день. Единственной отрадой стал внук Андрей — теперь он рядом с бабушкой, как когда-то рядом с ней был его отец. Помогает, поддерживает, оберегает. А Раиса Ивановна уже прикупила место на кладбище — рядом с сыном. Она не скрывает: готова к уходу. Но пока живёт — обещание держит.

В её глазах, в каждом интервью, даже в лёгкой улыбке — слышна нескончаемая тоска по Даниле. У Бориса Корчевникова, в одной из немногих бесед, где она заговорила о своём горе, Рязанова призналась:

— У меня настал какой-то цикл отсчёта… Мне уже много лет. Сколько мне ещё отмерено — не знаю. Но я тогда сказала: буду жить за сына. Желание есть. А сил всё меньше. Всё вокруг — напоминает о нём.

Несмотря на боль, она продолжает выходить на сцену. Антрепризные спектакли — её способ держаться, не утонуть в мыслях. Она не одинока. Рядом с ней — друзья, коллеги, её семья. Невестка Алёна и внук Андрей часто бывают у неё, оберегают, слушают, просто рядом — а порой это главное.

Раиса Рязанова живёт — тихо, скромно, как всегда. И, как всегда, с достоинством. За двоих.

Также смотрите: