Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Ещё минуточку, господин палач!» Чёрная зависть по имени Замор: маленький паж, погубивший любовницу французского монарха

Оглавление

«Вы видите перед собой парижскую Мессалину, прославившуюся своей распутной жизнью. Женщину, опутавшую сетями порока старого развратника короля Людовика XV и разделившую жизнь и судьбу деспота, заставляя его жертвовать благосостоянием и кровью целого народа ради постыдных наслаждений!»

Гневная и высокопарная речь обвинителя, разносившаяся эхом под высокими сводами, звучала странно применительно к немолодой заплаканной женщине, волосы которой, тщательно уложенные, уже тронула седина.

Начало истории здесь:👑

В располневшей матроне с красными глазами, опухшими от слёз, трудно было узнать королевскую фаворитку Жанну дю Барри, за нежную утончённую красоту получившую прозвище мадам Ланж (фр. l’ange – «ангел»).

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Мари-Жанны Бекю, графини дю Барри
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Мари-Жанны Бекю, графини дю Барри

Она затравленно озиралась кругом, ища сочувствия. Ни искры сострадания в этих жестоких, бесстрастных лицах! В голове Жанны хаотично, словно цветные стёклышки калейдоскопа, мелькали и складывались в причудливые узоры осколки воспоминаний…

За четверть века до описываемых событий

В 1768 году Людовику XV 58 лет. Король строен, подтянут, хорош собой и очень моложав, а страстное увлечение новой пассией зажгло огонь в его глазах, сделав ещё более привлекательным. Историки сходятся во мнениях, что пресыщенный монарх действительно был влюблён: Жанна пробудила в нём радость жизни, вернула утраченные силы.

Выданная замуж за графа Гийома дю Барри, обласканная королём парижская куртизанка получила, наконец, возможность выйти из своих покоев, в которых жила совершенно уединённо, чтобы быть представленной ко двору.

Жан-Гаспар Хайльман. Портрет Людовика XV, короля Франции, в доспехах и синем плаще, с вышивкой геральдическими лилиями, подбитом горностаем. 1757 год
Жан-Гаспар Хайльман. Портрет Людовика XV, короля Франции, в доспехах и синем плаще, с вышивкой геральдическими лилиями, подбитом горностаем. 1757 год
Франсуа-Юбер Друэ. «Портрет графини дю Барри в образе Флоры»,, 1769. Музей изящных искусств Арраса, департамент Па-де-Кале, Франция
Франсуа-Юбер Друэ. «Портрет графини дю Барри в образе Флоры»,, 1769. Музей изящных искусств Арраса, департамент Па-де-Кале, Франция

Сенсационное появление официальной королевской фаворитки в Зеркальном зале Версальского дворца состоялось 22 апреля 1769 года и было окутано паутиной сплетен. Рой придворных гудел, словно потревоженный улей, передавая из уст в уста, что король поселил в роскошных апартаментах безродную продажную девку. Какой пассаж!

Но Жанна наслаждалась своим триумфом. Серебристо-белое платье с громадными боковыми панье, расшитое золотом и усыпанное драгоценностями, присланными венценосным любовником накануне вечером, а также эффектная причёска, создание которой заставило всех этих разряженных паяцев терпеливо ждать, заставляли её чувствовать себя настоящей королевой.

По воспоминаниям современников, фаворитка Людовика XV была добра, весела, незлобива и напрочь лишена высокомерия и спеси.

Панье, или боковые обручи – элемент женского нижнего белья в XVII и XVIII веках, служивший для того, чтобы расширить юбки по бокам, оставляя переднюю и заднюю части относительно плоскими. Кадр из фильма «Жанна Дюбарри», снятого режиссёром Майвенн ле Беско в 2023 году. Она же исполнила главную роль
Панье, или боковые обручи – элемент женского нижнего белья в XVII и XVIII веках, служивший для того, чтобы расширить юбки по бокам, оставляя переднюю и заднюю части относительно плоскими. Кадр из фильма «Жанна Дюбарри», снятого режиссёром Майвенн ле Беско в 2023 году. Она же исполнила главную роль
Франсуа-Юбер Друэ. Портрет Жанны Бекю, графини дю Барри, 1770. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсуа-Юбер Друэ. Портрет Жанны Бекю, графини дю Барри, 1770. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Французский историк, биограф Жанны Эммануэль де Варескьель опровергает нелестные отзывы о ней:

«На протяжение веков Жанну Бекю описывали как весьма посредственную, уродливую и грязную особу. Однако сложившаяся в сознании поколений картинка далека от реальности. На самом деле она была достаточно культурной, и уж точно очень привлекательной дамой, обладательницей превосходной копны светлых волос. Черты её лица были изысканны, а природа наделила её необычайной грацией».

Обосновавшись в Версале, Жанна с лёгкостью освоила премудрости придворного этикета. Не последнюю роль сыграли навыки, полученные ею в годы пребывания в монастыре. Как ни удивительно, любимым автором мадам дю Барри был Шекспир, хотя в её личной библиотеке рядом с томиком сонетов соседствовали и романы весьма фривольного содержания.

Дьюла Бенцур. «Людовик XV и мадам ДюБарри», 1874. Венгерская национальная галерея, Будапешт
Дьюла Бенцур. «Людовик XV и мадам ДюБарри», 1874. Венгерская национальная галерея, Будапешт
Жан-Франсуа де Труа. «Обед с устрицами» (фрагмент), 1735
Жан-Франсуа де Труа. «Обед с устрицами» (фрагмент), 1735

Монастырские уроки помогли выработать изящный почерк, письма отличала изысканная учтивость, а занятия музыкой и рисованием со временем превратили монаршую возлюбленную в покровительницу искусств.

Однако двор не простил ей плебейского происхождения и сомнительного прошлого. Особенной же неприязнью к «выскочке» прониклись незамужние дочери короля – Аделаида, мадам Виктория и мадам София. Им удалось настроить против королевской избранницы Марию-Антуанетту, супругу дофина Луи-Огюста – будущего короля Людовика XVI.

Отверженная при дворе французского монарха

Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская была воспитана в строгости, с трёх лет носила корсет и обучалась по особой программе, разработанной её матерью – Марией Терезией Лотарингской. Способная девочка не отличалась особой любовью к знаниям и, по отзывам лично знавших её людей, за всю жизнь не прочитала до конца ни одной книги и не любила серьёзных разговоров.

Франсуа-Юбер Друэ. «Мария-Антуанетта, дофина Франции». 1772 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Франсуа-Юбер Друэ. «Мария-Антуанетта, дофина Франции». 1772 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Жан-Батист-Андре Готье-Даготи. «Мария-Антуанетта играет на арфе в своих апартаментах в Версале», 1775. Музей истории Франции, Версаль
Жан-Батист-Андре Готье-Даготи. «Мария-Антуанетта играет на арфе в своих апартаментах в Версале», 1775. Музей истории Франции, Версаль

Она была обаятельна, добра, доверчива, простодушна, но в силу неопытности, оказавшись при французском дворе, попала под влияние дочерей короля, которые использовали её в своих интригах против ненавистной фаворитки.

Мария-Антуанетта подчёркнуто пренебрежительно относилась к графине дю Барри, не удостаивая её не только слова, но даже взгляда, а графиня, согласно строгим правилам этикета, не могла первой заговорить с дофиной. Подобное демонстративное презрение копировалось придворными, и вокруг Жанны создалось своего рода безвоздушное пространство. Назревал скандал.

Когда Людовику докладывали о сложившейся ситуации, констатируя: «Ваше окружение настроено против неё», король отвечал: «Она и есть моё окружение». Только грозной Марии Терезии удалось урезонить дочь, и однажды, проходя мимо Жанны, высокомерная дофина произнесла знаменитые семь слов: «Сегодня в Версале как-то слишком много людей!» Инцидент был исчерпан.

Франсуа-Юбер Друэ. «Портрет молодой женщины» (предположительно мадам дю Барри), 1771
Франсуа-Юбер Друэ. «Портрет молодой женщины» (предположительно мадам дю Барри), 1771
Жан-Мишель Моро. Банкет, данный в присутствии короля в Лувесьенне, 2 сентября 1771 года. Музей Лувра, Париж
Жан-Мишель Моро. Банкет, данный в присутствии короля в Лувесьенне, 2 сентября 1771 года. Музей Лувра, Париж

Среди множества драгоценных подарков, которыми монарх осыпал свою возлюбленную, был один весьма необычный: маленький бенгальский раб по имени Замор. Родившийся в Читтагонге (город в Бенгалии, ныне Бангладеш), мальчик, являвшийся, вероятно, сиддхом, был захвачен британскими работорговцами и переправлен во Францию, где его купил то ли принц Конти, то ли герцог Ришельё.

Людовик XV презентовал ребёнка своей любовнице в качестве пажа, и Жанна прониклась искренним расположением к чернокожему пленнику, насильно вырванному из родного дома. Она наряжала его в красивые элегантные костюмчики, а также взялась за образование маленького дикаря.

Злой рок в бархатном камзоле

Воспитанник Жанны дю Барри оказался сметливым и сообразительным мальчуганом. Он проявил способности к обучению, демонстрировал вкус к хорошей литературе и был вдохновлён произведениями Жан-Жака Руссо.

Неизвестный художник (вероятно, один из клана ван Лоо). Предполагаемый портрет Замора, личного слуги мадам дю Барри. 1770. Музей Карнавале, Париж
Неизвестный художник (вероятно, один из клана ван Лоо). Предполагаемый портрет Замора, личного слуги мадам дю Барри. 1770. Музей Карнавале, Париж

В дневниках Жанны сохранилась запись:

«Мы окрестили его именем Луи-Бенуа. Это молодой африканский мальчик, чрезвычайно озорной, как любой ребёнок, полный ума, простой и независимый по своей природе, но дикий, как и его страна. Замор воображает себя равным всем, кого встречает, едва ли снисходя до признания превосходства самого короля. Он мил, и он подарил мне немало радостных минут жизни».

День королевской наперсницы начинался в девять часов утра. Замор приносил ей утреннюю чашку шоколада, затем Жанна выбирала платье и драгоценности, одевалась, после чего приходил личный парикмахер, чтобы напудрить её и завить локоны. Почистив пёрышки, мадам дю Барри принимала друзей, а также торговцев, портних и ювелиров, предлагавших свои лучшие товары. Казалось, эта музыка будет вечной.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет мадам дю Барри, 1781. Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет мадам дю Барри, 1781. Художественный музей Филадельфии, штат Пенсильвания, США
Арман-Винсент де Монпети. «Людовик XV, король Франции и Наварры», 1774. Версальский дворец, Париж
Арман-Винсент де Монпети. «Людовик XV, король Франции и Наварры», 1774. Версальский дворец, Париж

Но в 1774 году Людовик XV заразился оспой и вскоре умер. Его внук, вступивший на престол под именем Людовика XVI, моментально удалил фаворитку от двора и сослал в аббатство Пон-о-Дам, однако через некоторое время Жанна дю Барри получила возможность покинуть монастырские стены и поселиться в уединении в тихом имении Лувесьенн, подаренной ей королём. С ней вместе оставался и Замор.

В этот период бывшая королевская пассия была связана романтическими отношениями с Луи Эркюлем Тимолеоном де Коссе, 8-м герцогом де Бриссаком. Аристократ, преданный королям, говорил о себе: «Я делаю только то, что должен делать во имя чести своих предков и наследия своей семьи». Знатный, мужественный и благородный, этот блистательный вельможа имел чин капитана роты дворцовой стражи «Сто швейцарцев», занимал должность Великого хлебодара Франции и пост парижского губернатора.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет мадам дю Барри, 1782. Галерея искусств Коркоран, Вашингтон, округ Колумбия
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет мадам дю Барри, 1782. Галерея искусств Коркоран, Вашингтон, округ Колумбия
Неизвестный художник (ранее атрибутировался Луи-Мишелю ван Лоо). Луи Эркюль Тимолеон де Коссе, 8-й герцог де Бриссак. XVIII век, Версальский дворец
Неизвестный художник (ранее атрибутировался Луи-Мишелю ван Лоо). Луи Эркюль Тимолеон де Коссе, 8-й герцог де Бриссак. XVIII век, Версальский дворец

Прошло 20 лет, к небу взметнулись знамёна Французской революции. Жанна, беспечно и тихо жившая в своей усадьбе, помыслить не могла, что трагические и страшные события той поры, уничтожившие старый порядок и залившие Францию реками крови, перечеркнут её судьбу.

Король Франции Людовик XVI был арестован 11 августа 1792 года и заключён в Тампль, а 11 декабря предстал перед судом в Конвенте под именем гражданина Луи Капета. Он был приговорён к смертной казни большинством голосов и взошёл на эшафот 21 января 1793.

Через пять месяцев после казни Людовика его супруга Мария-Антуанетта была переведена из замка Тампль в камеры башни Консьержери. Она не имела ни пера, ни бумаги, а дни проводила за чтением и молитвами.

Жозеф Дюкрё. Мария-Антуанетта в возрасте тринадцати лет; 1769 год. Этот миниатюрный портрет был отправлен французскому дофину, чтобы тот увидел свою будущую жену до того. как познакомится с ней
Жозеф Дюкрё. Мария-Антуанетта в возрасте тринадцати лет; 1769 год. Этот миниатюрный портрет был отправлен французскому дофину, чтобы тот увидел свою будущую жену до того. как познакомится с ней
Замок Консьержери, Париж. Фото автора
Замок Консьержери, Париж. Фото автора

Процесс над Марией-Антуанеттой был начат в 8 утра 15 октября 1793 года, а уже на следующий день – в 4 часа утра 16 октября – зачитан смертный приговор. Палач Шарль Анри Сансон обрил королеву наголо и надел оковы на отведённые за спину руки. Низложенная королева приняла смерть с большим достоинством. Она сама взошла на эшафот и легла под нож гильотины. Поднимаясь по дощатым ступеням, случайно наступила на ногу палачу и извинилась: «Простите, месье, я не нарочно». Это были её последние слова.

Смертельная ненависть

Возлюбленный Жанны герцог де Бриссак был растерзан толпой черни в Версале 9 сентября 1792 года, а его голова, насаженная на пику, брошена в окно особняка мадам дю Барри. Увидев её, графиня от ужаса потеряла сознание.

Но даже после этого 50-летняя Жанна не предприняла ничего, чтобы избежать своей участи. Она не представляла масштабы народного гнева, а кроме того, не догадывалась, что самая яростная злоба таится в сердце её воспитанника – Замора.

Казнь Марии-Антуанетты на гильотине
Казнь Марии-Антуанетты на гильотине
Мари Виктуар Лемуан. Предполагаемый портрет Замора, 1785 год. Музей искусств и садов Каммера. Джексонвилль, Флорида, США
Мари Виктуар Лемуан. Предполагаемый портрет Замора, 1785 год. Музей искусств и садов Каммера. Джексонвилль, Флорида, США

С началом революции чернокожий слуга Жанны дю Барри присоединился к якобинцам. Он ненавидел свою покровительницу, осуждал её роскошный образ жизни и, будучи осведомителем Комитета общественной безопасности, донёс на низложенную королевскую фаворитку, настояв на её аресте.

Читайте также:🏰

Мадам дю Барри была заключена в камеру замка Консьержери, где провела последние дни королева Мария-Антуанетта. В 9 часов утра 8 декабря 1793 года бывшая королевская возлюбленная предстала перед судом по обвинению в помощи бежавшим из охваченной огнём революции Франции представителям дворянства и сношениях с жирондистами.

Элизабет Виже-Лебрен. «Портрет мадам Дюбарри в три четверти роста, сидящей на фоне пейзажа», 1789. Частная коллекция
Элизабет Виже-Лебрен. «Портрет мадам Дюбарри в три четверти роста, сидящей на фоне пейзажа», 1789. Частная коллекция
Это великолепное ожерелье баснословной стоимости было заказано Людовиком XV парижским ювелирам Бемеру и Бассанжу для мадам дю Барри, но кололь умер, не успев выкупить его. Впоследствии драгоценное ожерелье стало основанием для громкого и скандального уголовного процесса под названием Affaire du collier de la reine, фр.«Дело о бриллиантовом ожерелье»
Это великолепное ожерелье баснословной стоимости было заказано Людовиком XV парижским ювелирам Бемеру и Бассанжу для мадам дю Барри, но кололь умер, не успев выкупить его. Впоследствии драгоценное ожерелье стало основанием для громкого и скандального уголовного процесса под названием Affaire du collier de la reine, фр.«Дело о бриллиантовом ожерелье»

Жанна дю Барри была гильотинирована 8 декабря 1793 года. Перед смертью она совершенно утратила мужество, умоляла толпу о пощаде и несколько раз повторила, обращаясь к палачу: «Encore un moment, monsieur le bourreau, encore un petit moment!» («Ещё одну минуточку, господин палач, ещё минуточку!»)

«Надеюсь, вы не сделаете мне больно, сударь?» – просительно и умоляюще произнесла королевская метресса дрожащим голосом последние в своей жизни слова.

Предавший её Замор вскоре после казни графини был арестован жирондистами по обвинению в пособничестве ей и помощи якобинцам. Добившись освобождения, бывший паж бежал из Франции и вернулся только в 1815 году после падения Наполеона Бонапарта.

Он умер 7 февраля 1820 года в полной нищете.

Мадам дю Барри ведут на эшафот, Тай Хопкинс: «Подземелья старого Парижа», 1897 г.
Мадам дю Барри ведут на эшафот, Тай Хопкинс: «Подземелья старого Парижа», 1897 г.
-25
Огюстен Пажу. Бюст Мари-Жанны дю Барри.
Огюстен Пажу. Бюст Мари-Жанны дю Барри.

Больше интересного:

Ранее:

Далее:

✅©ГалопомПоЕвропам

© Копирование текста без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.

Морис Кантен де Латур. Король Людовик XV, 1744
Морис Кантен де Латур. Король Людовик XV, 1744
Франсуа-Юбер Друэ. Мари-Жанна Бекю, графиня дю Барри
Франсуа-Юбер Друэ. Мари-Жанна Бекю, графиня дю Барри
-30
-31
-32
-33