Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Загадочный Черный Джек в «Человеке с бульвара Капуцинов»: кем он был

«Прототипы» всех героев примерно ясны: жители Дикого Запада по ту или по эту сторону – аборигены индейцы либо приезжие европейцы, а также успевшие родиться тут новые поколения. Все они были искателями приключений – каждый в своем роде. И все они как один были с легендарного «Мейфлауэра», в 1620 г. высадившего здесь первых европейцев, решивших переселиться на новые земли: в Северную Америку. Сегодня почти у любого жителя Штатов, Канады и др. имеются предки с того самого «Мейфлауэра». Даже интересно: как только корабль не разломился от перегруза?.. Это как частицы святых в Средние века, которых, если бы кто тогда удосужился посчитать по миру в сумме, набралось бы не один десяток на каждого святого… Даже мистера Фёста можно вычислить. Был такой типаж людей, которых в дальние страны гнали не материальные, а высокие духовные интересы. Как тут не вспомнить миссионеров, которые несли веру народам Африки, Северной и Южной Америки... Фёст также хотел сделать людей чище, добрые, умнее и светле
Оглавление

«Прототипы» всех героев примерно ясны: жители Дикого Запада по ту или по эту сторону – аборигены индейцы либо приезжие европейцы, а также успевшие родиться тут новые поколения.

Все они были искателями приключений – каждый в своем роде.

«...как мы давно мечтали... но так и не смогли»

И все они как один были с легендарного «Мейфлауэра», в 1620 г. высадившего здесь первых европейцев, решивших переселиться на новые земли: в Северную Америку.

Сегодня почти у любого жителя Штатов, Канады и др. имеются предки с того самого «Мейфлауэра». Даже интересно: как только корабль не разломился от перегруза?..
Это как частицы святых в Средние века, которых, если бы кто тогда удосужился посчитать по миру в сумме, набралось бы не один десяток на каждого святого…

Даже мистера Фёста можно вычислить. Был такой типаж людей, которых в дальние страны гнали не материальные, а высокие духовные интересы. Как тут не вспомнить миссионеров, которые несли веру народам Африки, Северной и Южной Америки...

Фёст также хотел сделать людей чище, добрые, умнее и светлее. Только не в религиозном, а в общекультурном смысле: «Все будем мы жить по-другому. Без гнева и печали, на благо всей земли...»

Почти в стиле нашей рок-оперы «"Юнона" и "Авось"» Андрея Вознесенского и Алексея Рыбникова: «Земли новые – табула раза… третий мир – без деньги и петли… ни республики, ни короны… будут лица людей светлы…»

«...философ мог стать гробовщиком»

Мало кто обращает внимание, кстати, что в фильме показан еще один вариант Фёста, но менее удачливый и более мрачный: гробовщик-философ в исполнении Льва Дypoва. Он тоже приехал покорять новую землю, но средства покорения выбрал не самые подходящие.

-2

Условно говоря:

  • Фёст был проводником, хоть и светлой, но все же массовой (доступной для понимания всех) культуры – и выиграл… Выиграл хотя бы на время, до прихода еще более массовой, доступной и уж куда как более темной культуры, привнесенной мистером Сэкондом;
  • гробовщик же остановился на философии, т. е. элитарной (понятной лишь редким избранным) культуре, – и проиграл. Причем сразу и подчистую.

Словом, как и философ, так и каждый персонаж в советской комедии Аллы Суриковой просчитывался запросто.

«...если ты и виноват, то только в том, что не встретил хорошего человека»

А вот кем был самый таинственный из них: герой Михаила Боярского – Черный Джек?

-3

Любопытно, что Черный Джек не относился ни к одной из групп, показанных напрямую или подразумеваемых в комедии Суриковой. Он не был:

1) ковбоем в духе модного Дикого Запада, пародию на которых показали в «Человеке с бульвара Капуцинов» или, скажем, в замечательном мультике СССР, вышедшем на экраны за 6 лет до нашей комедии – «Раз ковбой, два ковбой» Анатолия Резникова;

-4

2) киллером в стиле примитивных стрелков:

  • от yбийц «на один выстрел», после которого их сразу арестуют,
  • до элиты вроде героя французского «Леона» Люка Бессона, который умудрялся грациозно убирать людей так, чтоб его не поймали, но при этом, видите ли, не знал грамоты. И это в урбанистическом обществе;

3) представителем массовой культуры – ведь он единственный (!) из всей публики мистера Фёста не поддался на провокационные показы мистера Сэконда;

Диана не в счет. Она больше влюбилась в Фёста как джентльмена, чем поддалась магии кино.

4) головорезом в духе будущей культуры Штатов с ее гангстерами, мафией и т. п.

Чувствуете, как разрастается фигура Джека?!

Пожалуй, это был чуть ли не единственный человек на том клочке суши, достойный мистера Фёста с его необычной культурой и высокими стремлениями к улучшению людей.

-5

По всему выходит, что Джек был некогда европейцем из тех, кто приехал покорять не столько новые земли, сколько новые… миры.

Был такой род авантюристов, стремившихся к прекрасному, но с детства, увы, не получивших образования и не имевших достойных учителей. Поэтому их так тянуло к людям грамотным и с прекрасной, интересной, высокой целью.

Джек с самого начала потянулся к Фёсту. Когда молодчики, состоявшие под его началом, грабили дилижанс, главаря заинтересовал джентльмен, читавший книгу.

Поначалу он принял Фёста за одного из миссионеров и даже хотел поспорить, что тот держится «двумя руками за Библию». Скорее всего, бандит неоднократно сталкивался с людьми, которые вот так пытались защититься Библией, но за которыми Джек интуитивно чувствовал веру лишь поверхностную.

«Запомните, джентльмены...»

В отличие от большинства людей, Джек умел анализировать и даже давать прогнозы. Ведь именно в его уста сценарист вложил предсказание, данное в момент знакомства с Фёстом: «...эту страну погубит коррупция!»

Оно, конечно, во многом фраза в комедии состоялась сугубо для юмора. Однако в каждой шутке – лишь доля шутки. На самом деле такой человек, как Джек, вполне мог глубоко понимать ситуацию и делать выводы.

Однако куда мог приложить силы этот авантюрист?

Неординарная энергия в нем кипела, а других путей выхода, кроме как преступность, он для нее не видел. Гуру же на его пути не встретился.

Думаете, д’Артаньян стал бы таким, каким мы его узнали, если б не попал к де Тревилю и/или если б среди прочих мушкетеров не было Атоса?..

Вот и стал Джек не просто головорезом, но профи, асом высокого полета в своем деле. «За деньги я могу сделать… всё», – это была не просто бравада и беспринципность, но то, что юристы называют высоким профессионализмом в преступности.

В криминальном мире тоже есть свои специализации, квалификации и проч., просто они антиобщественны.

Наверняка жители прерий сочиняли рассказы о каком-нибудь черном ковбое (наподобие легенд о «Летучем голландце» в Средние века, о черном монахе в русской классике, о черном альпинисте в наши дни и т. п.). Неуловимый Джо Черный Джек с его недосягаемостью, таинственностью и шармом был достоен стать прототипом сочного рассказа из тех, что шепотом и с придыханием рассказывают у очага.

«И сам вместе с нами поверь, что эту равнину возможно проехать почти без потерь»

Особое впечатление на Джека оказали слова Фёста: «Если у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна». Можно сказать, это была стартовая теоретическая точка его преображения.

Спустя время бандит получил ей практическое подтверждение – когда подстреленный им же самим (стало быть, промашки быть не могло) Фёст выжил благодаря вере в свой синематограф. Не даром пару раз его сравнивали с религией.

Фёст стал тем учителем, который повернул его жизнь в сторону.

Да, Джек сам хотел свернуть – просто, повторимся, в его условиях не было позитивных точек, куда приложить силы, и не было того, кто бы его направил.

Фёст же стал проводником Джека в мир, из которого он точно не выйдет («преданней человека вам не найти от Мексики до Канады»), – в отличие, увы, от стремящегося к светлому, но так и оставшегося в темном Билли Кинга, сыгранного Николаем Караченцовым.

Именно такого искал Джек: высокая цель, которая бы стоила многих сил и вносила великие преобразования.

Может быть, если б он столкнулся с Фёстом раньше, тот не оказал бы на него столь сильного влияния. Но, будучи уже зрелым, опытным, много повидавшим на своем веку, Джек мог сравнивать и делать выбор: «Я знал много счастья, я испытал любовь женщин, я познал власть денег, но всё это – пыль по сравнению с... этим!»

Что ж, самым важнейшим из искусств и в годы Фёста с Джеком было кино, даже на столь Диком Западе. Так что, «механик, крути киноленту… вноси свою светлую лепту в суровые будни души!».

-7

П. с. Дорогие читатели, делитесь: а что можете сказать о Черном Джеке вы?

И про «Человека с бульвара Капуцинов» читайте посты о том, как здесь и в других советских кино выкручивались при съемках, чтоб показать другую страну, как эта комедия стала фильмом СССР из тех, где участвовало больше всего звезд, как в мистере Сэконде показали инфо-цыгана.

И отвечайте на тест на знание «Человека с бульвара Капуцинов».

#кино #культура #телевидение #психология #знаменитости #СССР #интересныефакты