Инфоцыганами называют тех, кто продает ерунду как важное и ценное. Причем за большие деньги или услуги буквально навязывает ненужную мелочевку.
Как там говорил Остап Бендер? «За каждый скормленный вам витамин я потребую множество мелких услуг». Давайте вспомним несколько примеров таких вот дельцов в кино СССР, которых условно можно назвать инфоцыганами.
1. Остап Бендер: «великий комбинатор»
Этот герой с его 400 «сравнительно честными способами отъема денег» как раз-таки был одним из инфоцыган. И примеров тому было множество.
Коли уж у нас тут речь идет о кино, то вспомним хотя бы несколько случаев конкретно из показанного в советских комедиях Леонида Гайдая «12 стульев» и одноименной Марка Захарова, а также Михаила Швейцера «Золотой теленок». Итак, там Остап:
- дал сеанс одновременной игры в Васюкинской шахматной секции, завербовав шахматистов в якобы участников будущего псевдо-турнира между командами Васюков и Большой Медведицы;
- на ярмарке выступал как йог, «любимец Рабиндраната Тагора, заслуженный артист союзных республик», даря публике какие-то важные (на самом деле сомнительные) идеи и предсказания; а также выдавал толстого монаха «за женщину с бородой – необъяснимый феномен природы»;
- организовал подпольный «Союз меча и орала» якобы для помощи беспризорникам;
- создал и какое-то время вполне официально продвигал контору-однодневку «по заготовке рогов и копыт», бывшую совершенно бесполезной в реальности самого Бендера, но ставшую нарицательной в литературном и кино-мире;
- и т. д. и т. п.
Разумеется, за каждую блестящую операцию «гроссмейстер» брал деньги с доверчивых граждан. При этом они тратили не только деньги, но и душу. К примеру, васюкинцы в один вечер вознеслись ввысь как якобы будущие жители столицы мира и упали с псевдо-небес в разочаровании.
2. Сан Саныч Любомудров: «КАК это без твоего ведома?!»
Главный герой картины Виктора Трегубовича «Прохиндиада, или Бег на месте» был человеком с моторчиком. Он вечно со всеми договаривался, налаживал деловые связи по принципу «ты – мне, я – тебе», перепродавал то, что ему уже кто-то продал (информацию, какие-то непонятные услуги…).
Словом, как бы сказали сегодня – торговал контактами и воздухом. Причем дело было выгодно именно в те годы – в эпоху всеобщего дефицита.
3. Дуремар: «…а я о пиявках пою – за денежки их продаю»
В принципе медицина давно доказала ценность пиявок. Но персонаж из «Приключений Буратино» режиссера Леонида Нечаева был во многом маклером-шарлатаном.
И торговал он, по его горячему уверению, прям-таки панацеей от всех бед:
«Ликвидируют пиявки
И прыщи, и бородавки…
От икоты и зевоты,
Ожиренья, облысенья,
Слепоты и глухоты...»
Согласитесь, что далеко не ото всех названных тут напастей его товар помогает…
4. Писатели Моссолита: «...взвейтесь! да развейтесь!»
Писатели и журналисты в замечательной книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и в ее экранизации Владимиром Бортко тоже показаны как торгующие бесполезным продуктом. Только, в отличие от героя «Приключений Буратино», они продавали книги и статьи.
По сути же это были такие же пиявки, но присосавшиеся к Моссолиту; графоманы с сомнительной ценностью, получавшие гонорары и социальные преференции за то, что всеми днями и ночами заседали в ресторане, а взамен выдавали никому не нужную псевдо-литературу.
Не зря у Ивана Бездомного в бессознательный момент вырвалась критика их якобы творчества.
5. Кладбищенский сторож: «Вот уже 63 года… я не видел ни одного ЖИВОГО человека, который бы отказался побродить среди могил»
Герой Зиновия Гердта в советской комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» навязывал путешественникам якобы очень интересную, познавательную экскурсию. Подобных продавцов впечатлений вы можете встретить на многих туристических объектах. Особенно если на самом деле смотреть там нечего.
Вот ведь что конкретно он предлагал к осмотру? «За пол-гинеи я расскажу вам о здешних покойниках, многие из которых были утопленниками».
Причем этот житель провинции начала XX в. был тонким психологом и применял приемы современных нам коучеров, политтехнологов, сотрудников маркетплейсов и прочих инфоцыган высокого полета: «Вам это будет особенно интересно, не так ли, джентльмены?»
Главные же герои, даром что были джентльменами из столицы, но решительно отказались осматривать «склепики, гробики, черепочки и уж тем более саркофагики».
6. Мистер Секонд: «Парни, заканчивайте эти coпли! Вас ждет вторая серия!»
Мистер Секонд из комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» пришел на смену интеллигентному мистеру Фесту. И если Фест ставил целью гуманизировать людей, то Секонд вовсю хайпил, кринжил и зашкварил, что по большому счету вело к полной деградации.
Не даром местное население, казалось бы, только-только ставшее приличным после уроков джентльмена Феста, при Секонде, так сказать, откатилось к базовым настройкам.
7. Энди Таккер и Джефф Питерс: «Совесть – это улика, которую ни один суд не примет к рассмотрению»
Ну, а герои советской комедии Александра Павловского «Трест, который лопнул» были просто-таки эталоном инфоцыган. И проворачивали они операции, которым во многом позавидовал бы сам Остап Бендер:
- торговали псевдо-лекарством от всех недугов;
- выдавали замуж якобы богатую невесту;
- организовывали какие-то непонятные дутые общества;
- и др. и пр.
Причем эти ребята называли себя «благородные жулики» и из банальной кражи устраивали целый, как бы мы сказали сегодня, перформанс. И на всё-то у них находились не просто оправдания, но завлекающая реклама: «Ярмарка, базар, продажа – вот гимнастика уму».
П. с. Дорогие читатели, называйте ваши примеры инфоцыган в фильмах и мультиках!
И на близкие темы читайте мои Дзен-статьи «Очень уж современные профессии в… старых сказках», плюс ««Мастер и Маргарита»: так ли прост Бездомный, каким кажется», а также «Сплагиатили ли Ильф и Петров героя у О. Генри».
И отвечайте на тест «Проверьте ваше знание сказок с точки зрения… закона».
#кино #культура #мультфильмы #мультики #телевидение #юмор