Найти в Дзене
Мир глазами историка

"Мумия" сработала эффективно

Оглавление

Скриншот кадра из фильма "Мумия" (2025)
Скриншот кадра из фильма "Мумия" (2025)
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
(Исх. 20:4—5)

Авторов фильма "Мумия" советобеснующиеся обвиняют в провокации. Ну да, можно сказать, что перед зрителями провокация. Так в медицине выявляют некоторые патологии путём введения определённого вещества и наблюдением реакции — провокацией. Также и в этом случае: сам факт выхода на экраны и в сеть Интернет кинокартины "Мумия" вызвал патологическую реакцию тех, кого по-старинке можно заподозрить в бесовской одержимости независимо от декларируемой политической ориентации.

Атака "красных" агитаторов на общественное мнение

Коллаж автора из фото и скриншотов кадров из видео в свободном доступе
Коллаж автора из фото и скриншотов кадров из видео в свободном доступе

Со стороны "красного" сообщества в качестве ударной силы выставили как обычно псевдо историка Евгения Спицына и вездесущего писателя-политикана Захара Прилепина в качестве главных орудий информационного натиска. Насильственно внедряемый "историк" в очередной раз стал приводить на ходу сочинённые "факты", например, о многих миллионах старообрядцах, якобы уничтоженных в XVII веке руководителями РПЦ, и тому подобное. Этому "историку", начавшему свою "историческую" карьеру, подвизаясь в помощниках депутатов Госдумы, на канале уже было уделено внимание и не раз.

Захар Прилепин своим левацким шумом пытается, видимо, увеличить продажи своего авторского контента. К нему, наверное, как ни к кому лучше подошла бы русская поговорка "без мыла везде пролезет". Гибель его водителя в результате теракта была очень своевременной, чтобы его донецкий скандал подзабылся. Теперь он ещё и участник СВО: в опубликованных биографиях Прилепина указано, что он теперь замполит одной из частей национальной гвардии.

"Стрелков заявил, что на Донбассе Прилепин никогда не воевал. Вместо этого он занимался самопиаром и раскруткой Александра Захарченко: "Мягко говоря, не безвозмездно", – отметил экс-глава Минобороны ДНР."
(Московский комсомолец, 2018, 7 декабря)

Так же как Прилепин ретировался из ДНР, обманул он и своих нижегородских избирателей, передав выигранное место в Госдуме другому человеку. Захар Прилепин автору статьи как писатель, признаться, не знаком. Но вот во всём остальном информация время от времени приходит отовсюду и не только из СМИ. Из всего приходящего напрашивается устойчивая ассоциация, что деятельность этого вездесущего субъекта — пирамида самопиара.

По своей воле вполне ожидаемо набросился на православный и патриотический канал "Спас", на базе которого снят и выпущен в свет фильм "Мумия", престарелый идеологический путаник Александр Проханов. Как обычно прохановские вирши полны нескончаемого пафоса и тщательного смешения как в салате идей, смыслов, догматов со всех сторон. Печально, что часть национал-патриотов, привыкших заигрывать с левыми в целях поиска призрачного единства хоть с чёртом для спасения Святой Руси, тоже примкнули к хору "обличителей". В такую странную контору превращается стараниями главного редактора Анатолия Степанова интернет-издание "Русская народная линия", в интерфейсе сайта которого лозунг "Православие, самодержание, народность" подчас воспринимается лишь как логотип, а само издание постепенно всё больше напоминает коммунистический рупор. Хотя на "Русской народной линии" пока публикуются и адекватные авторы, в том числе и по рассматриваемому поводу.

Слева политический обозреватель, писатель Андрюхин В. И., справа доцент НГПУ им К. Минина Семикопов Д. В. Коллаж автора из фото в свободном доступе
Слева политический обозреватель, писатель Андрюхин В. И., справа доцент НГПУ им К. Минина Семикопов Д. В. Коллаж автора из фото в свободном доступе

К сожалению, отметились в этом бесславном хоре и некоторые нижегородцы. Лично знакомый автору этой статьи давний политический обозреватель газеты "Новое дело" Вадим Андрюхин, обратившийся ныне в некоего православного коммунистического попутчика, наверное, в целях оправдания "ошибок молодости" в составе баркашовского РНЕ и пиар-команды скандального друга-недруга Бориса Немцова криминального предпринимателя Андрея Клементьева, тоже оказался в своре атакующих. В своих материалах Вадим Игоревич, благо истфак ННГУ за плечами, умудрился приплести РПЦЗ, попутно записав её во вражеские разведывательные структуры, заодно "православный патриот" сделал намёк на якобы неразборчивость РПЦ в связях. Ну а дальше пошла тема интернационального долга перед КНДР и КНР. Правда, хотя опубликованное им в целях дискредитации православного телеканала "Спас" можно принять внешне за оригинальный авторский материал, но к позору своему Андрюхин В. И. лишь пересказывает в менее хамской манере разглагольствования невежественного "карманного" псевдо историка Евгения Спицына.

Другой нижегородец доцент НГПУ им. Кузьмы Минина Даниил Семикопов высказался на проекте НИА "Нижний Новгород". Этот кандидат философских наук попытался изобразить анализ сюжета документальной кинокартины, а потом и последствий от её выхода в эфир, но в своей критике лишь сэпигонствовал за коммунистами. Полезно было бы руководству Нижегородской духовной семинарии обратить внимание на такую антицерковную активность работающего у них по совместительству преподавателя Семикопова Д. В.

Весь этот хор негодующих как совсем "красных", либералов всех мастей, так и псевдо национал-патриотов непременно хотят увидеть за авторским проектом Бориса Корчевникова и Андрея Афанасьева чью-то руку и чьи-то происки. Отсутствие прямых директивных публичных высказываний даёт критиканам надежду топтать авторов дркументальной "Мумии" безнаказанно. Сами критиканы к свободе слова, по всей видимости, не способны, "своё" мнение могут высказывать только по сигналу, хотя вовсе не обязательно, что сознают это. Во всём потоке антимумиевской риторики можно сформулировать несколько базовых тезисов, вокруг которых уже конкретные одержимые выстраивают собственные попытки натянуть сову на глобус.

  • Якобы фильм подрывает национальное единство в условиях проведения СВО и может привести к гражданской войне. Сильно сказано, но совершенно безосновательно. Почему — об этом ниже по ссылке.
  • Мавзолей — это главный символ Победы, без него Победа в Великой Отечественной войне становится потерявшей смысл.
  • Ленин В. И. — "собиратель русских земель" нового Российского государства в форме СССР. Почему и это не вполне так по ссылке ниже.
  • Сюжет фильма "Мумия" якобы является попыткой подменить подлинное православие зпвуалированной ересью. Забавно, что коммунисты и их левацкие приспешники (тоже любимое советской пропагандой словечко) вдруг объявили себя борцами за чистоту христианства против православного телеканала "Спас". Воистину наступили последние времена.

Ну и из самых примитивных:

  • Фильм "Мумия" — акт русофобии. Тут комментарии, как говорится, излишни.
  • Фильм "Мумия" — это "антипутинская атака" на деньги западных спецслужб.
  • Нельзя рисковать дружбой с Китаем — китайское руководство не простит "нападок на Ленина".

В 2009 году на экраны вышла забавная кинокомедия "Какраки", там герой Михаила Ефремова, чиновник-взяточник какого-то ведомства в Москве примерно так поясняет своему водителю, зачем он учит китайский язык: вот китайцы нас оккупируют, а китайского языка никто не знает, вот тут персонаж Ефремова М. О. вовремя себя и проявит. Пояснение сделано в шутку, но в каждой шутке лишь доля шутки. Нашим "левым" зависимость от Китая просто ближе зависимости от Запада? Либералов уличали в получении западных грантов, а на чьи деньги активизировались коммунисты всех оттенков?

Предмет спора: очень краткий конспект

Продюсер фильма Борис Корчевников и
Продюсер фильма Борис Корчевников и

Что же так обозлило всё это "красное" сообщество? Почему коммунисты и прочее "красное" "охвостье" (термин из советских времён) так быстро и дружно ополчились против фильма "Мумия"? Потому что показанное в нём — это самая настоящая правда.

— И этот фильм — это как раз попытка задать вопрос и получить ответ: а что такое мавзолей, почему он именно такой, какие у него функции и задачи, почему он так построен, так выглядит, так создан? У каждого произведения есть автор, и в каждое своё произведение любой автор закладывает какой-то смысл.
* * *
— Этот фильм, наверное, в первую очередь, попытка ответить на вопрос: а что хотели сказать большевики, лидеры революции, создав такое здание, такое место у нас в сердце Москвы?
(Андрей Афанасьев, автор и ведущий фильма "Мумия", 2025, в интервью в передаче "Утро" телеканала "Спас)

Несмотря на пустословную критику фильм-исследование "Мумия" имеет логично выстроенный сюжет, далеко не лишённый художественности. Эпиграфом авторы фильма взяли слова из библейской Книги пророка. Даниила. В поисках ответов на поставленные в самом начале фильма вопросы съмочная группа побывала в разных странах Ближнего Востока, для начала выясняя вопрос внешнего облика усыпальницы вождя революции. Перед этим очень краткая история болезни и смерти Ленина В. И. Авторы фильма привлекли достаточное количество специалистов, чтобы сюжет фильма не скатывался к давно известной конспирологической концепции, а сохранял свою научно-популярную напраленность. Научно-популярную, хотя и с налётом исторического детектива. Вообще плод трудов кинематографической команды телекомпании "Спас" заслуживает отдельной публикации здесь на канале "Мир глазами историка".

Политическая изнанка

Коллаж автора из фото в свободном доступе
Коллаж автора из фото в свободном доступе

Все эти "неравнодушные" люди из медиа-пространства должны были изобразить из себя общественное мнение, якобы до глубины души возмущённое "вылазкой антисоветчков". Забавно, но эти люди как будто нарочно не замечают, что Советский Союз исчез как юридическая реальность уже почти 34 года тому назад. На самом деле весь этот "взрыв негодования" имеет ярко выраженную политическую подоплёку. И старт ему дала тщательно готовящаяся к предстоящим выборам КПРФ. Старт кампании против авторов "Мумии" дала член фракции КПРФ Нина Останина. Она же чуть позже в одном из интервью оскорбительно высказалась в адрес известного в медийном пространстве священника Андрея Ткачёва, дойдя до наивысшей степени политического хамства — требований запретить его в священническом служении.

Внесённый почти сразу после громкой премьеры фильма "Мумия" весьма странный законопроект об увековечивании памяти Ленина В. И. вкупе с рассмотренной выше патологической реакцией очень откровенно говорит о том, что обществу решили навязать культ личности в новой комбинации. Главкоммунист Зюганов Г. А. требует от общества, от российского народа безоговорочного принятия старых и новых коммунистических догматов. Пока что требование по-ленински подкрепляется ложью и хамством. Но если КПРФ сможет добиться куда большего влияния, то по-ленински же будет подкреплять свои требования к обществу и другими, более радикальными средствами. Сегодня лидер коммунистов очень много вещает о защите российской и даже русской государственности, но если хотя на чуток отключиться от пропагандистского шума "красных", преодолев самомнение, больше уделить внимание тому, что говорит президент России, то станет отчётливо видно, насколько политическая позиция КПРФ и всех "прихлебателей" (тоже популярный в советской прессе термин) является и по форме, и по содержанию антигосударственной.

Хотелось автору публикации весь материал поместить в одну статью, но пока с перерывами из-за срочных дел собирался в единое весь материал, пришла потребность продолжить разговор в ближайших публикациях.

P. S.

Прошло три недели после премьеры документального фильма "Мумия". Как видим, никакого жуткого раскола в обществе не произошло и гражданская война не началась. Пока, во всяком случае. Сталину приписывают фразу "Нет человека — нет проблемы". Применительно к нашему случаю можно сделать перефразировку: "Нет мавзолея Ленина на Красной площади — нет проблемы". Цинично? Да, цинично. Хватит уже всей этой кровавой романтики.

NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью наинтересующую тему. Побробности в статье, ссылка выше.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.