В 1974 году известный уже к тому времени писатель и автор блокбастеров «Иван» и «Зося» Владимир Осипович Богомолов (1924-2003 гг.) издал свой единственный роман «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»), рассказывающий о сложных и опасных буднях советских фронтовых контрразведчиков. Только за 17 лет – с 1974 до 1991 года, - роман был издан 40 раз, и каждое издание выходило тиражом 100-200-300 тысяч экземпляров, не считая еще и 5 журнальных публикаций. За рубежом до 1991 года было еще как минимум 30 изданий на самых разных языках. Популярность этого произведения тогда в СССР была в разы больше, чем даже у самого сногсшибательного романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Но, тем не менее, Юлиан Семенов персонажей своих произведений не убивал так глупо, бездарно, и даже античеловечно, как это сделал Богомолов в своем «Моменте истины».
Я помню, как сильно радовался в начале 2000-х, когда мне удалось на барахолке купить книгу В. Богомолова «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»), которую тогда все сильно хвалили. Я активно собирал «золотую рамку», поэтому скорее радовался не самой книге, а тому, что нашел очередную. «рамку».
Но потом я увидел фильм, снятый по этой книге, и он мне показался таким отвратительным, что я даже передумал саму книгу читать. И даже не брался за нее, хотя очень сильно хотел достать переиздание ее в «золотой рамке» 1990 года (Новосибирское отделение «Детгиза») – у меня 1989 (Московское отделение) было, а я собираю «рамку» не только по названиям, но и по переизданиям. А переиздания «рамки» для меня значат очень много, так же, как и названия.
И вот, как-то в городе на лотке я наконец-то обнаружил это переиздание 1990 года, и так обрадовался, что аж подскочил. Но на кармане у меня денег не было – пришлось бежать домой и лезть в заначку. До дома было всего три квартала, думал – за 5 минут обернусь. Я попросил лоточницу книгу придержать и никому не продавать, и она меня успокоила – беги, никому не продам.
Короче, сбегал я за деньгами, прибегаю назад - а книги на лотке нет! Ну, думаю – лоточница припрятала, а оказалось, что она ее даже не трогала, потому что вечно была занята – возле лотка постоянно крутились студенты из расположенного рядом института. Я стал искать книгу на лотке, вдруг кто-то листал, а положил в другое место. Лоток был длинный – метров пять или шесть, я почти полчаса искал Богомолова в этой мешанине, но так и не нашел. Мне стало понятно, что книгу просто украли – она лежала на самом дальнем краю лотка, и там, где она когда-то лежала, было пустое место…
Представляете, какая меня охватила досада? Совсем по-дурацки я поступил, даже не подумал, что книгу могут банально украсть. Кстати, я это переиздание не нашел до сего дня, и это меня постоянно беспокоит. Я каждые выходные хожу на все наши барахолки, накупил за это время много полок книг, видел даже несколько раз издание 1989 года, которое у меня есть, а 1990-го до сих пор так и не попалось.
Вот такие вот дела, не очень хорошие. Но я упорный, думаю, что все же найду эту книгу, хотя прошло уже столько лет.
В общем, после той неудачи я решил все же роман этот прочитать. И что я скажу?
Я скажу, что роман великолепный, такого удовольствия от чтения я давно не получал. Написано не только профессиональным военным контрразведчиком, но и первоклассным писателем, которого еще с середины 60-х настойчиво звали в Союз Писателей СССР, но он не хотел. Почему не хотел – не знаю, но даже наши советские бюрократы увидели в нем Гения еще задолго до выхода «Момента истины».
И вот, дочитал я книгу почти до самого конца, и тут…
Облом! Страшнейший!
Все впечатление от такого шикарного произведения испортили две страницы – 414-я и 421-я. На первой появился эпизод, когда диверсант два раза выстрелил помощнику коменданта капитану Аникушину в грудь, а на второй была констатирована его смерть от этих выстрелов.
Ну ладно, война – это дело такое, мало кто остается в живых, и много кто умирает, подчас – и главные герои произведений погибают. Но только не так, как это заставил своего героя сделать Владимир Богомолов.
Да, Владимир Богомолов, прекрасно выписав всю книгу, мог бы без этой смерти легко обойтись, ну, или хотя бы смягчить ее с помощью имевшегося у него писательского арсенала.
Но зачем было почти четверть книги выписывать образ этого молодого капитана-фронтовика Игоря Аникушина, рассказывать его биографию, знакомить читателя с его чувствами и всем внутренним миром, чтобы в конце произведения просто убить его. Причем убить не обычно, а так глупо, что это не просто странно, а до крайности неприлично и даже нечестно по отношению к читателю.
Вот именно за это я не люблю читать, например, Ремарка. Это прекрасный писатель, настоящий мастер своего дела, и даже гений. Но в каждой его книге – а прочитал я их с десяток, - шикарный сюжет вдруг обламывается совершенно необязательной, а то и вообще глупой смертью одного из героев повествования. После каждого такого перелома я бросал читать книгу и принимался за другую в надежде, что уж в ней такого надругательства над читателем не будет.
Но, увы! Ремарк оказался неисправимым рецидивистом. В десяти романах, которые я прочитал – одно и то же. Глупая смерть и надругательство над чувствами читателей.
Владимир Богомолов, хотя и написал всего один роман, перещеголял Ремарка. Он посвятил одному их героев очень много внимания читателей, а потом просто ни за что взял и убил его. Мало того – он еще и усугубил эту смерть – у капитана Аникушина на другом фронте погиб его единственный брат, и об этом он узнал из письма отца. И, наверное, отец капитана надеялся, что хотя бы один сын выживет, но Богомолов хладнокровно, с фашистской решимостью убил и второго сына. Отца, конечно, он убивать и не подумал, наверное, специально для того, чтобы тот на виду у миллионов советских и зарубежных читателей испил свою чашу горя до дна.
Хотя бы внука какого-нибудь тому отцу погибших фронтовиков Аникушиных оставил – всё б не так грустно было бы. Но нет, даже внуков Богомолов несчастному старику не оставил. И кто он после этого?
Ну, про «фашистскую решимость» я, может быть, и загнул, но такими методами хорошая литература не создается. Это вообще запрещенный прием в литературе, и такие дела на страницах своих книг проворачивают только слишком уж гениальные писатели. А гениальность, как сказал Стивен Кинг, наверное, имея в виду прежде всего Эдгара По – признак скрытого безумия.
Ну ладно, если бы капитан Аникушин погиб как герой – можно было бы понять, и никаких претензий. Но автор сделал его просто каким-то дурачком, даже не позволив совершить подвиг, который тот наверняка бы совершил, если бы Богомолов ему это не запретил. А так воевал капитан на фронте геройски, а в тылу погиб по-дурацки.
Поэтому хочу предупредить тех, кто этот прекрасный роман еще не читал – в конце него вы сильно разочаруетесь. Владимир Богомолов нарушил главную заповедь писателя – не навреди читателю. Но он грубо на эту заповедь наплевал, причем демонстративно.
Да, была у Богомолова еще повесть про разведку и контрразведку «Иван», написанная еще в 1957 году, и которую в 1962 году экранизировал Андрей Тарковский (фильм «Иваново детство»). Там главный герой – 12-летний Иван в конце тоже гибнет, но он гибнет геройски и закономерно, потому что с самого начала ясно, чем все закончится, именно ради такого финала произведение и задумывалось.
Но вот «Момент истины» - это провал, причем глобальный. Нельзя так. Никому не посоветую читать этот роман, потому что в нем Богомолов поступил очень плохо, просто не по-человечески. И ладно, если бы он был плохим писателем. Но ведь он гений, значит, дело тут вовсе не в отсутствии профессионализма. Скорее тут дело в характере, который не позволил Владимиру Богомолову создать хорошее произведение до конца.
Не думаю, что Богомолов был безумцем, но скорее всего он по какой-то скрытой причине просто не любил своих читателей, а то и презирал их, и цель романа – не представить им по-настоящему хорошее чтение, а заставить их страдать совсем не по-человечески, причем без всякой на то причины.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Валентин Пикуль – писатель совсем не детский, но написал одну прекрасную книгу для детей