Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Исаак Комнин, потерпев от Ричарда I не столько разгромное, сколько скоротечно-позорное поражение, в результате которого войско его разбежалось по округе, а также лишившись главного и богатейшего своего города – Лимассола, смирено изъявил желание вступить с победителями в переговоры. Король английский охотно выслушал предложения «императора Кипра».
Комнин покаялся в своём неразумном поведении, принеся извинения правителю «Туманного Альбиона». В качестве компенсации за «недавнее недоразумение» Исаак обещал без промедления освободить всех подданных Ричарда, плененных и арестованы ранее, вернуть всё их имущество, а также грузы и товары с английских кораблей, затонувших или разбившихся у берегов Кипра во время недавнего сильнейшего шторма.
Кроме того, «император» обязался выплатить Львиному Сердцу и его людям денежную компенсацию за причиненный ущерб и моральные издержки. Впредь до окончания крестового похода деспот-островитянин обещал без каких-либо пошлин и по самым низким закупочным ценам поставлять крестоносцам провизию, прежде всего, зерно.
Комнин даже изъявил желание принять посильное участие в освобождении Иерусалима. Нет, конечно, сам он лично не собирался воевать против мусульман, но обещал предоставить в распоряжение Ричарда сто конных воинов – полностью экипированных и вооруженных. В качестве гарантии исполнения взятых на себя обязательств Исаак был готов по первому требованию прислать в английский лагерь в качестве заложницы свою дочь.
Предложение кипрского деспота более чем устраивало английского государя. На тот момент у него и в мыслях не было намерений о завоевании острова или одного из его портов. Однако Комнин по непонятной причине неожиданно передумал заключать мир с Ричардом. Не прошло и суток, как неразумный и переменчивый Исаак отказался от почти заключенной сделки. «Император» принял решение продолжить вооруженную борьбу с чужестранцами-крестоносцами.
Историки до сих пор спорят о том, по каким причинам вдруг столь внезапно Исаак отринул идею мирного урегулирования конфликта, вновь прибегнув к силовому варианту разрешения противостояния с королём Англии. При ответе на этот вопрос необходимо иметь ввиду три обстоятельства. Во-первых, узурпатор, который сам пять лет назад захватил Кипр, никому не верил, постоянно опасаясь того, что однажды кто-то более сильный и дерзкий отнимет у него оккупированный им остров.
Во-вторых, военачальники Комнина сумели воедино собрать большую часть наиболее организованных, вооруженных и боеспособных воинов, разбежавшихся после схватки с англичанами. Таким образом, у «императора» вновь была собственная армия, правда, не столь многочисленная, как прежде, но приблизительно равная по численности войску Ричарда.
В-третьих, ещё находясь на Родосе, английский монарх отправил самое быстроходное своё судно к палестинскому побережью. Объединенное войско крестоносцев и правителей Утремера до сих пор осаждало Акру. Гонцу Ричарда надлежало известить предводителей латинян о том, что очень скоро английское войско прибудет под стены Акры, а пока Львиное Сердце намерен сделать перед высадкой на Святой Земле последнюю остановку в Лимассоле.
Правитель «Туманного Альбиона» призывал предводителей осады, если у них имеется возможность ненадолго покинуть окрестности Акры, прибыть к нему на Кипр для обсуждения плана будущих совместных действий. Главные участники и организаторы осады Акры очень обрадовались посланию Ричарда, направив в Лимассол весьма представительную делегацию.
О том, что к Кипру из-под стен осажденной Акры направились влиятельные латинские аристократы и знатные военачальники, стало известно Комнину. Самые худшие опасения тирана стали терзать его с нарастающей силой. Очевидно, он подумал, что английский король совместно с другими крестоносцами, правителями и баронами Утремера, лишившимися своих владений в Палестине, решил завоевать Кипр, а затем разделить его между собой.
Загнанный в угол собственными страхами, подозрениями, сомнениями и тотальным недоверием, Исаак Комнин принял самое опрометчивое, изначально ошибочное и фатальное для себя решение – продолжить войну с Ричардом I Плантагенетом. Возобновление боевых действий против англичан было обречено на полный крах практически с самого начала, поскольку свои агрессивные приготовления и намерения кипрский тиран не сумел сохранить втайне от противника.
Едва узнав о том, что вероломный «император» вновь собрал при себе войско и готовится к нападению, Ричард решил без промедления нанести превентивный и сокрушительный удар по врагу. Ставка Исаака находилась в горном селении Колосси, расположенном в нескольких километрах от Лимассола. Самодержец английский, не теряя времени на сборы и подготовку первым атаковал киприотов, застигнув противника врасплох.
Лошадей при длительной транспортировке в трюмах кораблей подвешивали на специальных люльках-гамаках так, чтобы они копытами не касались деревянного настила. Подобный способ перевозки позволял животным избегать лишних травм. Кроме того, боевые и вьючные кони не метались в панике по загону во время штормов и сильной качки.
Однако долгое вынужденное «висение» негативно сказывалось на мышечном тонусе лошадей. После схода на берег им требовалось время, чтобы вернуть прежнюю резвость, силу, выносливость, подвижность и способность носить на себе длительное время всадника в доспехах. Кавалерийские военачальники сообщили Ричарду, что лишь полсотни коней смогут принять полноценное участие в предстоящей атаке.
Король не сомневался в том, что пятидесяти конных рыцарей, а также нескольких сотен опытных копейщиков, пеших сержантов, лучников и арбалетчиков ему будет вполне достаточно для полного и окончательного разгрома войска Комнина. Ожидания и предчувствия не подвели опытного, смелого и отважного Ричарда.
Внезапная атака рыцарского эскадрона и тяжёлой пехоты при активной стрелковой поддержке арбалетчиков и лучников позволила англичанам без особых усилий ворваться в лагерь киприотов. Воинство Исаака не сумело оказать организованного и достойного сопротивления. Кипрских бойцов и союзных им наёмников быстро охватила паника. Как и в прошлый раз, воины Комнина при первой же возможности старались как можно скорее покинуть поле битвы, бросая во время бегства оружие и доспехи.
Во время скоротечного побоища Ричард яростно и безостановочно орудовал то мечом, то шестопёром, прокладывая себе путь к тому месту, где находился «император» со своими телохранителями. Видя богатырский облик неудержимого и неутомимого короля Англии, забрызганного вражеской кровью, сокрушавшего одним своим исполинским ударом воина, имевшего полный защитный комплект экипировки, охранники Исаака разбежались, бросив тирана на произвол судьбы.
Комнин также попытался ретироваться, но Львиное Сердце настиг его. К счастью для кипрского деспота, король английский надеялся разрешить их личный конфликт при помощи поединка, проведенного по всем правилам рыцарских дуэлей. Ричард вложил в ножны меч и убрал шестопёр, взяв в руки копьё и щит. Однако Исаак не собирался биться со своим визави один на один.
«Император» не имел стратегических дарований, искусством пешего и конного боя он также не владел. К тому же тиран-островитянин панически боялся разгневанного Ричарда, не сомневаясь, что английский государь непременно убьёт его. По этой причине Комнин обратился в бегство, надеясь, что его быстроногий и выносливый конь уйдёт от погони.
Раздосадованный постыдным поведением своего визави, недостойного собственного высокого происхождения и титула, Ричард погнался за беглецом, нанеся ему удар копьём в спину. Кольчужный доспех, усиленный металлическими пластинками, спас Исаака от тяжких увечий. Ему повезло и в том, что выпав из седла на скаку, он не переломал рёбра и кости конечностей.
Удача в тот день явно благоволила «императору Кипра». Он упал рядом с тем местом, где находился один из его оруженосцев, который дал Исааку своего коня. Тиран проворно вскочил в седло и помчался прочь. Лошадь короля Англии была слишком утомлена для погони. Львиное Сердце удовлетворился тем, что едва ли не в одиночку рассеял остатки свиты сбежавшего Комнина, захватив его штандарт.
Очередная славная победа Ричарда – полная, скоротечная и эпическая вскоре в тот же день – 11 мая 1191 года ознаменовалась ещё одним радостным событием. В гавань Лимассола прибыла делегация правителей и представителей высшего света Утремера. В числе самых знатных и именитых визитёров находились следующие досточтимые монархи и сеньоры: Ги де Лузиньян, всё ещё носивший титул Иерусалимского короля, Боэмунд III, князь Антиохии, его младший сын – Раймунд, а также Левон II Рубенид – первый миропомазанный король Киликийской Армении.
Также своё почтение Ричарду прибыли засвидетельствовать Онфруа IV де Торон – князь Трансиордании[1], полностью захваченной Салах ад-Дином, а также два брата иерусалимского короля – Жоффруа (Готфрид), граф де Лузиньян, и Амори (Эмери) де Лузиньян – бывший коннетабль Иерусалимского королевства. Кроме того, в Лимассол приплыли несколько высокопоставленных тамплиеров, в том числе Робер IV, сеньор де Сабле, исполнявший обязанности главы Ордена.
Прибывшая делегация подробно рассказала королю Англии о текущем положении дел под стенами осажденной Акры. По словам высокородных визитёров, осада доселе неприступной твердыни вступала в решающую фазу, а потому скорейшее прибытие английского войска крайне необходимо для достижения общего успеха христианских государей.
Все латинские правители, знатные сеньоры и руководство Ордена тамплиеров выразили полную поддержку Ричарду в его борьбе с Исааком Комниным. Король английский, желая как можно скорее отправиться к осажденной Акре, обещал, что сохранит жизнь и даже свободу «императору Кипра», если тот добровольно капитулирует. Львиное Сердце обещал обойтись с деспотом гуманно и справедливо, не заковывая его в железо.
Комнин отлично понимал, что его дальнейшее сопротивление воле короля Англии обречено на провал, но сдаваться всё-таки не стал. Исаак с верными ему людьми перебрался в Фамагусту – крупный порт, расположенный на юго-восточном побережье острова. Ричард отправил к Фамагусте авангард своего войска по суше. В то же время английский флот направился к юго-восточной оконечности Кипра для осуществления морской блокады нового местопребывания «императора».
В воскресенье 12 мая 1191 года в часовне Святого Георгия, расположенной в центре Лимассола, состоялась торжественная церемония бракосочетания короля Ричарда I Плантагенета и принцессы Беренгарии Наваррской. Молодожёнов обвенчал королевский капеллан Николя. Чуть позже Жан (Джон), епископ Эвре, возложил на голову Беренгарии диадему, официально провозгласив её королевой Англии.
Свой медовый месяц Ричард провёл в боях, осадах и военных операциях. Впрочем, те, кто был близко знаком с королём и хорошо знал его характер, не сомневались в том, что могло произойти иначе. Совместно с братьями де Лузиньян правитель «Туманного Альбиона» за три неполных недели, прошедших со дня его свадьбы, осуществил блистательную и быстротечную операцию по захвату Кипра.
Примечательно, что следом за делегацией правителей и аристократов Утремера в Лимассол прибыл высокопоставленный священник – Филипп де Дрё, епископ Бове, приходившийся кузеном королю Франции. Этот прелат прибыл на Кипр, чтобы поторопить Ричарда с отплытием к берегам Палестины.
Видя, что английский государь более увлечён войной против Исаака Комнина, чем желанием поскорее явиться под стены Акры, раздосадованный епископ Бове принялся укорять весьма обидными для Львиного Сердца словами: «Ваше величество, не время тешить себя бесполезной военной игрой, мучая напрасно христиан, когда имеются тысячи более опасных врагов Господа! Неужели ваше прославленное мужество спасует перед лицом настоящей опасности?»[2]
Ричард был уже готов воспылать праведным гневом, но ближайшие соратники английского государя вовремя остановили своего сюзерена, погасив ненужный конфликт. Филиппу де Бове правитель «Туманного Альбиона» объявил, что пока он окончательно не разделается с Комнином и не возьмёт под полный контроль Кипр, английское войско не покинет остров.
Львиное Сердце разделил свои сухопутные силы и флот на две части, чтобы действовать одновременно сразу в нескольких местах – и на суше, и на море. Вместо того, чтобы сосредоточить свои главные усилия на длительной обороне мощных крепостей и портов, Исаак Комнин совершил очередную фатальную ошибку. Он, собрав воедино все свои наличные силы, решил в очередной раз попытать счастья в полевом сражении.
Третья битва англичан и киприотов состоялась близ селения Тримитус, расположенного недалеко от крепости Никосия. Чтобы нанести крестоносцам максимальный урон в живой силе, «император» приказал своим лучникам смазать наконечники стрел ядом. Впрочем, эта «токсическая уловка» не принесла Комнину никаких дивидендов.
Встречное сражение произошло по уже хорошо известному сценарию. Первый же дружный удар английской кавалерии и тяжёлой пехоты, поддержанный меткой, скорострельной и убойной стрельбой лучников и арбалетчиков, обратил воинство кипрского деспота в беспорядочное бегство. На этот раз Исааку не удалось вновь собрать под своим началом разбежавшихся наёмников и ополченцев.
Окончательно оставшись без войска, «император» укрылся в замке Кантара, без боя сдав Ричарду одну из самых мощных своих крепостей – Никосию. Во время своего пребывания в нынешней столице Кипра английский король неожиданно заболел. Обрадованный Комнин надеялся, что хворь окажется для Ричарда смертельной или, по крайне мере, надолго уложит его в постель.
Радость и ликование Исаака оказались недолгими. Львиное Сердце поручил Ги де Лузиньяну продолжить преследование кипрского тирана. К удивлению многих очевидцев, пожалуй, впервые в своей жизни правитель Иерусалимского королевства продемонстрировал полководческий талант и стратегические дарования, которых прежде у него не наблюдалось.
За десять дней Ги де Лузиньян захватил или заставил капитулировать гарнизоны трёх наиболее мощных кипрских крепостей, считавшихся почти неприступными. Кирения (Кириния)[3], а также замки Святого Иллариона и Буффавенто перешли под контроль английского короля. В Кирении (помимо прочей богатой добычи и трофеев) Ги де Лузиньян захватил в плен жену Исаака Комнина и его дочь Марию[4].
Лишившись семьи, потеряв войско, всё своё имущество и состояние, покинутый приближенными и слугами, кипрский тиран бежал всё дальше и дальше от погони, пока в самом конце мая не оказался на пустынном мысе апостола Андрея Первозванного. На этой крайней точке северо-восточного побережья Кипра низвергнутый тиран надеялся в самый последний момент сеть на какое-нибудь судно, чтобы затем раствориться среди водной глади Средиземноморья.
Однако чуда не произошло. На мысе апостола Андрея Первозванного (сегодня он называется Андреас) не было ни людей, ни кораблей, ни единой рыбацкой бесхозной лодки. Теперь гонимому Исааку ничего иного не оставалось, как сдастся на милость своих преследователей и Ричарда, который к тому моменту полностью поправился и выздоровел.
Король английский сдержал своё обещание. Он не заковал Комнина в железо. По распоряжению Львиного Сердца кузнецы расплавили серебряный слиток, выковав из него специальные оковы для запястий Исаака. Крестоносцам идея Ричарда с серебряными наручниками пришлась по душе, а сам правитель «Туманного Альбиона» лишний раз подтвердил свою репутацию монарха, который всегда держит данное им слово, даже если обещание дано врагу, многократно нарушившему собственные клятвы и обеты.
Ричард конфисковал всё движимое имущество низложенного «императора», которое не стало добычей англичан и союзных им крестоносцев Утремера, а также все его корабли, деньги и драгоценности. К исходу 1 июня 1191 года весь Кипр, все его главные города, крепости, замки и порты находились под полным контролем английских гарнизонов.
Львиное Сердце обложил всё местное население огромнейшим 50 % налогом, который взимался со всех видов дохода, пошлин и товарооборота. Эту подать киприотам предстояло платить до окончания Третьего крестового похода. Внешний вид греческих поселенцев не впечатлил короля Англии, и он отдельным своим указом повелел всем мужчинам в обязательном порядке сбрить бороды, чтобы не походить на варваров и разбойников.
Назначив своих верных соратников и опытных придворных вельмож – Роберта Торнема и Ричарда Канвилла одновременно и сенешалями, и юстициариями Кипра, правитель «Туманного Альбиона» объявил, что при первой же возможности и попутном ветре английский флот направится к Акре. Окончательную судьбу острова, завоеванного в результате успешного и впечатляющего блицкрига, Ричард намеревался определить после освобождения Иерусалима.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Трансиордания – историческое название обширного ближневосточного региона, лежащего к востоку от реки Иордан. Сеньория Трансиордания входила в состав Иерусалимского королевства с момента его создания и вплоть до завоевания её территорий летом 1187 года армией Салах ад-Дина. Географически Трансиордания занимала территории, лежавшие на 50-70 км восточнее и северо-восточнее Мёртвого моря – центральные районы западной части современной Иордании.
[2] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 434.
[3] - после захвата летом 1974 года турецкими войсками восточной части Кипра и провозглашения на оккупированных территориях непризнанного мировым сообществом Турецкой Республики Северного Кипра, город Кириния (Кирения) был переименован в Гирне.
[4] - имя жены Исаака Комнина не сохранилось. Известно, что она была дочерью Тороса II – царя Киликийского армянского царства. Мария – дочь Исаака Комнина в ярде средневековых источников упоминается под именем Беатрисса, а после завершения Третьего крестового похода на страницах европейских хроник она чаще всего предстаёт как Дева Кипра.
Полностью цикл публикаций «Хроники Ричарда I. Путь к Святой Земле» можно прочесть, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. От Бургундии до Сицилии
Часть 2-я. Сицилийские «разборки» или крутой нрав Львиного Сердца
Часть 3-я. Долгая зима в Мессине: конфликты, скандалы и немного мистики (+18)
Часть 4-я. Противоречия и разногласия между королями
Часть 5-я. Навстречу штормам, битвам и ратным подвигам
Часть 6-я. Новый хозяин Кипра
Часть 7-я. Последний отрезок маршрута или морские приключения продолжаются
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)