Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Ричарда I. Путь к Святой Земле. Часть 3-я. Долгая зима в Мессине: конфликты, скандалы и немного мистики (+18)

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке Автор канала информирует читателей о том, что содержание данной публикации имеет строгое возрастное ограничение (+18) и предназначено для прочтения только для лиц, чей возраст старше восемнадцати лет. Автор данной публикации является абсолютным сторонником общепринятых и узаконенных в Российской Федерации традиционных семейных ценностей, а также гражданином, решительно осуждающим и порицающим любые формы ЛГБТ-пропаганды, нетрадиционных сексуальных отношений, извращений и отклонений. Вся информация, представленная в данной публикации, носит исключительно ознакомительный характер, являясь частью мировой истории и истории Средневековой цивилизации. Целью данной публикации является попытка автора проанализировать имеющиеся факты и материалы для воссоздания реальной исторической реконструкции излагаемых событий. Все приведенные факты и события взяты из открытых и общедоступных источников с обязате
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

Автор канала информирует читателей о том, что содержание данной публикации имеет строгое возрастное ограничение (+18) и предназначено для прочтения только для лиц, чей возраст старше восемнадцати лет. Автор данной публикации является абсолютным сторонником общепринятых и узаконенных в Российской Федерации традиционных семейных ценностей, а также гражданином, решительно осуждающим и порицающим любые формы ЛГБТ-пропаганды, нетрадиционных сексуальных отношений, извращений и отклонений.

Вся информация, представленная в данной публикации, носит исключительно ознакомительный характер, являясь частью мировой истории и истории Средневековой цивилизации. Целью данной публикации является попытка автора проанализировать имеющиеся факты и материалы для воссоздания реальной исторической реконструкции излагаемых событий. Все приведенные факты и события взяты из открытых и общедоступных источников с обязательной ссылкой на авторов и их произведения.

Автор данной публикации решительно заявляет о том, что вся представленная информация призвана служить наглядным и поучительным примером пагубности, порочности, непристойности и недопустимости противоестественных человеческих взаимоотношений, упорно навязываемых современной западной пропагандой и идеологией под видом «толерантности» и «новых либеральных ценностей».

Вторая половина осени 1190 года выдалась ветреной и ненастной. Близ Сицилии и южных берегов Италии море было неспокойным, и часто налетали шторма. Ричард I и Филипп II по совету своих флотоводцев приняли решение переждать зиму в Мессине, а будущей весной, как только установится нужная погода, отплыть к берегам Леванта.

Король Англии отлично знал, что длительное бездействие и затяжное ожидание весьма негативно воздействует на воинскую дисциплину. По этой причине он постоянно и неуклонно самыми жёсткими, решительными, а порой и жестокими мерами старался сохранять её на высоком уровне, столь же тщательно и бдительно следя за поддержанием надлежащей степени боеготовности.

Львиное Сердце на корню пресекал любое проявление беззакония, одинаково беспощадно борясь с воинскими преступлениями и противоправными действиями своих солдат в отношении местного населения. Известная французская писательница-медиевист Режин Перну по этому поводу приводит весьма показательный и красноречивый комментарий:

«Правосудие Ричарда было скорым и решительным в отношении тех, кто ранее был пойман на грабеже, воровстве или изнасилованиях. Он велел соорудить виселицы и, невзирая на пол и возраст, равно как и на то, были ли преступники соотечественниками или иностранцами, подвергал всех суду и наказанию. Король Франции предпочитал утаивать или заминать проступки, совершенные его людьми, так что, согласно летописи, "грифоны" (так крестоносцы называли поначалу византийцев, а потом и всех тех, у кого останавливались) прозвали его Агнцем, а Ричарда – Львом»[1].

Киноэкранный образ Ричарда Львиное Сердце. Кадры из фильма «Рыцарь Кеннет» (1993 год; производство – Россия. Режиссёр – Евгений Владимирович Герасимов. Автор сценария – Мария Калинина). В роли Ричарда I – российский актёр Александр Николаевич Балуев. Забегая вперёд, автор данного цикла публикаций скормно высказывает своё мнение о том, что Александр Балуев создал один из наиболее ярких, харизматичных, убедительных и запоминающихся кинематографических образов выдающегося английского короля-крестоносца
Киноэкранный образ Ричарда Львиное Сердце. Кадры из фильма «Рыцарь Кеннет» (1993 год; производство – Россия. Режиссёр – Евгений Владимирович Герасимов. Автор сценария – Мария Калинина). В роли Ричарда I – российский актёр Александр Николаевич Балуев. Забегая вперёд, автор данного цикла публикаций скормно высказывает своё мнение о том, что Александр Балуев создал один из наиболее ярких, харизматичных, убедительных и запоминающихся кинематографических образов выдающегося английского короля-крестоносца
-3
-4
-5
-6
-7

Одной из самых насущных проблем, связанных с поддержанием внутренней дисциплины и во французском лагере, и в английском, была борьба с повальными азартными играми. В кости и орлянку играли почти все участники похода – от обозной прислуги до знатных рыцарей и баронов. На деньги с большим увлечением и азартом играли даже священнослужители.

Очень быстро подавляющее большинство участников похода проиграли или растратили имевшиеся у них наличные сбережения. Многие принялись играть в долг, одалживая звонкую монету под баснословные проценты. Сотни пилигримов, не преодолев и половины пути к Святой Земле, оказались в долговой кабале, проиграв всё своё будущее жалование на многие месяцы вперёд. Нередко игроманы, стремясь отыграться или расплатиться с долгами, закладывали своё оружие, доспехи и боевых коней.

В конце концов, королям Англии и Франции при полной поддержке духовенства пришлось издать совместный письменный указ, который строжайше запрещал простолюдинам любые азартные игры. Играть на деньги дозволялось лишь рыцарям, аристократам и лицам, имеющим духовный сан[2].

При этом устанавливалась фиксированная максимальная сумма, которую высокородные господа и досточтимые святые отцы могли проиграть за сутки. Она составляла 20 су (один турский ливр) или 20 шиллингов (один фунт стерлингов). Всех, кто проигрывал больше денег, чем дозволялось, ожидал крупный штраф. Для французов он составлял пять турских ливров, а для англичан – соответственно пять фунтов стерлингов.

Лиц не дворянского сословия, а тем более простолюдинов, за нарушение данного указа ожидали суровые телесные наказания. За злостное или повторное нарушение простых воинов из числа крестьян или горожан могли приговорить к смертной казни. Если злостным нарушителем указа оказывался дворянин, то его могли приговорить к позорному наказанию – в течение трёх дней ходить голышом. При этом проштрафившемуся нудисту-игроману дозволялось носить свой рыцарский пояс и личное оружие, чтобы окружающие понимали – перед ними человек благородного происхождения[3].

Безусловно, голые рыцари, знатные феодалы и лорды, которые в период отбытия наказания покидали пределы лагеря, своим непристойным видом шокировали средневековую сицилийскую публику. Однако гораздо в большей степени обывателей Мессины, английских верноподданных, а также придворных Танкреда и Филиппа II, а также их самих изумил и поставил в полное недоумение поступок, совершенный Ричардом в канун празднования Рождества.

Представленные эпизоды экранизации известного романа Вальтера Скотта дают возможность наглядно представить вооружение, доспехи, защитную экипировку и снаряжение английских лордов, знатных рыцарей, оруженосцев и слуг в эпоху Третьего крестового похода. Разумеется, стоить учитывать, что кадры взяты из приключенческо-исторического костюмированного фильма, которому присущи многие типичные ошибки средневековой исторической реконструкции, устоявшиеся заблуждения и анахронизмы. Кадры из фильма «Айвенго» (1952 год; производство – США. Режиссёр – Ричард Торп. Авторы сценария – Эйнис Маккензи, Ноэль Лэнгли, Маргарит Робертс)
Представленные эпизоды экранизации известного романа Вальтера Скотта дают возможность наглядно представить вооружение, доспехи, защитную экипировку и снаряжение английских лордов, знатных рыцарей, оруженосцев и слуг в эпоху Третьего крестового похода. Разумеется, стоить учитывать, что кадры взяты из приключенческо-исторического костюмированного фильма, которому присущи многие типичные ошибки средневековой исторической реконструкции, устоявшиеся заблуждения и анахронизмы. Кадры из фильма «Айвенго» (1952 год; производство – США. Режиссёр – Ричард Торп. Авторы сценария – Эйнис Маккензи, Ноэль Лэнгли, Маргарит Робертс)
-9
-10
-11
-12

В присутствии высших церковных английских иерархов, находившихся в Мессине, правитель «Туманного Альбиона» исключительно по собственной воле, будучи в трезвом уме и полном душевном здравии предался публичному покаянию и самобичеванию. Непосредственный свидетель событий – Роджер из Ховедена в своей хронике оставил достаточно подробное описание этой сцены, приобретшей в ХХ веке и последующие годы оттенок кексуального скандала-разоблачения:

«Голый, держа в руках три пучка ободранных прутьев, он бросается к их ногам и, не стесняясь, исповедуется перед ними в своих позорных грехах с таким смирением и раскаянием, что можно поверить без малейшего сомнения, что это поступок Того, кто одним взглядом заставляет дрожать землю. Потом он отказался от своего греха и получил от епископов соответствующее прощение. С этого времени он превратился в человека, боящегося Бога и творящего Добро, и никогда не возвращавшегося к несправедливости»[4].

С момента публикации в 1948 году документального исторического исследования «Плантагенеты», автором которого стал британский литератор Джон Харви (John Hooper Harvey), нездоровый интерес к сексуальной ориентации Львиного Сердца обрёл свои нынешние противоречивые и спорные очертания. До сих пор достаточно большое количество профессиональных историков и любителей исторических расследований твёрдо уверены в том, что Ричард I был гомосексуалистом, а акт его публичного покаяния в канун Рождества 1190 года, служит одним из главных фактов его личного признания в приверженности к содомскому греху.

Однако, как видно из текста Роджера Ховеденского, приведенного выше, в нём нет прямого указания на пристрастие кающегося короля к однополым извращениям. Под словосочетанием «позорные грехи» в конце ХII века подразумевались гордыня, богохульства, уклонение от участия в церковных службах, несоблюдение главных постов – Рождественского и Великого, прелюбодеяние и блуд, чревоугодие, чрезмерное употребление вина, неисполнение священных клятв, критика католической церкви и лично папы римского.

Известная французская писательница-медиевист Режин Перну, ссылаясь на труды Бенедикта из Питерборо – известного в Англии аббата и хрониста, делает поспешный и однозначный вывод: «…король Ричард, по нашествии божественной благодати, возымел "память о мерзостях в жизни своей". Он принес публичное покаяние в том, что прежде опускался до гомосексуализма. "Он отверг грех свой и обратился с мольбой о подобающей епитимье к бывшим притом епископам".

Гомосексуализм, содомитский грех, выражаясь библейским языком, есть провинность, подлежащая божественной каре согласно установлениям Ветхого Завета. Не столько говоря о короле, сколько признаваясь в своих личных переживаниях, летописец восклицает: "Блажен тот, кто пал, чтобы так восстать, блажен тот, кто в покаянии своем, не впадает вновь в грех!.."»[5]

-13

Из представленного отрывка также видно, что и Бенедикт из Питерборо ни разу открыто не употребляет термина «содомия» или «содомский грех», говоря об уже упоминавшихся ранее «мерзостях жизни», то есть о разных грехах, которые совершал Ричард прежде. Коме того, Бенедикт не был участником Третьего крестового похода.

Он умер в 1193 году ещё до возвращения в Англию непосредственных свидетелей «сцены покаяния» и самого Ричарда. Повествование хрониста и его выводы сделаны на основании рассказов третьих лиц, чья осведомленность по данному вопросу нуждается в проверке и подтверждении подлинности произнесенных ими слов.

Таким образом, акт публичного покаяния короля Англии не следует однозначно и безапелляционно позиционировать как «добровольный каминг-аут» Ричарда. Завершая дискуссии относительно истинных интимных предпочтений Львиного Сердца, и ставя окончательную жирную точку в этом вопросе, будет уместно и обосновано привести комментарий Александра Владимировича Грановского – современного российского историка, автора наиболее подробной, полной и максимально достоверной биографии короля-крестоносца:

«Мнимый гомосексуализм Ричарда – легенда, возникшая в ХХ веке, которая основывается на одной единственной фразе, переданной Роджером из Ховедена и неправильно понятой современными историками. Роджер рассказывает, как однажды (возможно в 1195 году) к Ричарду пришёл некий отшельник и укорял его за грехи: "Вспомни о разрушении Содома, воздержись от запретного, иначе постигнет тебя Божья кара"… Никаких сведений о гомосексуализме Ричарда из дружественных ему источников, ни, что ещё более важно, из враждебных нет, несмотря на многолетнюю кампанию пропаганды против него. И, наоборот, в источниках много упоминаний о его гетеросексуальности»[6].

Упоминание отшельником об ужасном разрушении библейского города было вольно трактовано историками ХХ века как однозначное обвинение Ричарда в содомском грехе. Но по факту это всего лишь вольнодумные домыслы и предположения, основывающиеся на отдельно взятых отрывках и фразах, выдернутых и скомпилированных из средневековых текстов, авторы которых вкладывали в них совсем иной смысл и общий посыл.

Стоит также отметить, что незадолго до «акта покаяния» английского монарха – 19 декабря 1190 года на северо-восточную оконечность Сицилии обрушился сильнейший шторм, переросший в разрушительный ураган. Одна из молний поразила английский корабль, который, несмотря на шквальный ветер и проливной дождь, вспыхнул ярким пламенем, а затем пошёл ко дну. Разбушевавшаяся стихия вызвала многочисленные оползни и разрушения городских построек.

Большинство крестоносцев и священников все выше перечисленные происшествия восприняли как предостерегающий знак свыше. Вполне вероятно, что, будучи человеком достаточно религиозным и набожным, Ричард принял решение покаяться в своих грехах публично. Как правитель Англии и один из лидеров крестового похода, он нёс персональную ответственность за своих верноподданных пилигримов.

Следуя средневековой логике и религиозной морали, кому, как ни ему – королю и предводителю крестоносцев надлежало первым совершить покаяние, показав пример для своих приближенных и последователей!? Кроме того, подобные действа – покаяние на публике и самобичевание предки Ричарда совершали неоднократно. Яркий пример тому отец Львиного Сердца – король Генрих II Плантагенет. Он несколько раз ударил себя плетью, каясь в своих грехах у надгробия Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского.

-14

Рождество Христово, к величайшей радости крестоносной братии, все предводители похода отпраздновали дружно, весело и сообща. За пиршественным столом собрались Ричард I, Филипп II, Гуго (Юг) III – герцог Бургундии, Пьер II де Куртене – графа Невера и Осера, а также знатные графы, бароны, маркизы и виконты из Англии и Франции.

Новогодние празднества ознаменовались массовыми потасовками и драками между генуэзцами и пизанцами. Жители Генуи и Пизы были давними недругами-конкурентами, интересы которых постоянно пересекались в вопросах, связанных с морской торговлей, мореходством и фрахтом кораблей. Конфликты между двумя итальянскими диаспорами протекали настолько агрессивно, жестоко, беспринципно и озлоблено, что наиболее непримиримые разжигатели распри устроили поножовщину прямо во время богослужения, проходившего в церкви Святого Иоанна, принадлежащей Ордену госпитальеров.

С большим трудом королям Англии и Франции удалось пресечь дальнейшую эскалацию этого конфликта, подогреваемого коммерческими интересами и глубокой личной неприязнью. Чтобы окончательно погасить противостояние, моряков Генуи и Пизы расселили в разных концах Мессины, запретив им посещать одновременно одни и те же места.

В январе 1191 года по личному приглашению Ричарда в Мессину прибыл Иоахим Флорский – известный в Италии аббат-цистерцианец, богослов, мыслитель и отшельник. Ему приписывали сверхъестественные способности провидца и эзотерика. Сам старец, разменявший девятый десяток лет, пророком, а тем более мессией, себя не считал. Он искренне верил в то, что расшифровал скрытое значение Библии, прежде всего, сакральный смысл текста книги «Откровения Иоанна Богослова», которая в странах католической Европы была известна под названием «Апокалипсис».

Захват Салах ад-Дином священного для всех христиан города Иерусалим, а также падение некогда могущественных держав Латинского Востока расценивалось многими католиками как предзнаменование грядущего конца света. По этой причине накануне Третьего Крестового похода во многих государствах Западной Европы царили упаднические настроения, религиозный и душевный пессимизм и вера в неизбежное наступление Апокалипсиса. В связи с этим книга «Откровения Иоанна Богослова» стала весьма актуальной и крайне востребованной, как среди священников, так и среди образованных обывателей, умевших читать.

Ричард провёл долгую, достаточно откровенную и доверительную беседу с Иоахимом Флорским, который специально для короля Англии сделал несколько предсказаний, а также подробно изложил ему суть своей концепции всемирной истории и мироустройства. Кому эта тема интересна, могут подробнее ознакомиться с ней, перейдя по указанным ссылкам[7].

Из всех пророчеств и толкований старца-отшельника наиболее важными и интересными являются два пророчества Иоахима Флорского. Во-первых, он пообещал, что в обозримом будущем – приблизительно между 1200 и 1260 годами наступит эра Святого Духа, которая ознаменуется воцарением на Земле долгожданного периода свободы, любви и мира.

Согласно сведениям Роджера Ховеденского, итальянский предсказатель предрёк Ричарду итоговую победу над Саладином. Английский король осведомился о том, когда именно он одолеет главного врага христианской веры. Ответ Иоахима Флорского несказанно обрадовал Львиное Сердце и английских церковных иерархов, присутствовавших во время разговора: «Когда истекут семь лет после потери Иерусалима… Бог даст тебе победу над всеми врагами и вознесёт твоё имя над всеми земными правителями!..»[8]

Получалось, что по прогнозам и заверениям Иоахима Флорского, основанным на текстах Ветхого Завета, крестоносцы во главе с Ричардом I Плантагенетом одержат окончательную победу над Саладином, отвоевав Иерусалим, в октябре 1194 года. До исполнения пророчества оставалось три года и девять месяцев. Срок ожидания получался достаточно долгий.

Однако ради всемирной славы величайшего полководца и освободителя Святого Гроба Господня честолюбивый Ричард Львиное Сердце был готов, без сомнения, ждать и значительно дольше предсказанного срока. Тем более, что ожидание не означало для чрезвычайно деятельного короля Англии неги, бесцельного прозябания и бездействия!

-15
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 100.

[2] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 127.

[3] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 103.

[4] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 128;

- История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 386.

[5] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 105.

[6] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 127.

[7] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 129-134;

- Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 43-44;

- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 127-128.

[8] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 132.

-16
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.

Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.

Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.

Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».

-17

Полностью цикл публикаций «Хроники Ричарда I. Путь к Святой Земле» можно прочесть, перейдя по указанным ссылкам:

Часть 1-я. От Бургундии до Сицилии

Часть 2-я. Сицилийские «разборки» или крутой нрав Львиного Сердца

Часть 3-я. Долгая зима в Мессине: конфликты, скандалы и немного мистики (+18)

Часть 4-я. Противоречия и разногласия между королями

Часть 5-я. Навстречу штормам, битвам и ратным подвигам

Часть 6-я. Новый хозяин Кипра

Часть 7-я. Последний отрезок маршрута или морские приключения продолжаются

-18

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)