Петербург можно открывать бесконечно - неисчерпаемый источник. Так произошло у меня со зданием - героем этой статьи. Сколько раз я бывала в нем, а не видела самого интересного!
Все началось с того, что 3 года назад мы возвращались со школьниками к метро "Пушкинская" после музейной экскурсии. В запасе было еще немного времени, и наша удивительная учительница вдруг сказала:
- А давайте-ка заглянем сюда?
И мы заглянули. Я стояла с открытым ртом, когда впервые попала в роскошный зал. А ведь на этом вокзале была неоднократно: сколько раз встречала и провожала младшего на футбольные соревнования в Белоруссию. Но никогда не думала, что здесь можно по парадной лестнице подняться не в обычный зал ожидания с кассами, а в сохранившееся произведение искусства.
Как вы уже поняли, речь о Витебском вокзале.
Я нашла свое первое сохранившееся фото возле этого вокзала. 2016 год, кадр с простенького телефона. Теперь такой снимок - уже история.
Как пришла идея этой статьи?
Неделю назад я вернулась из душевного и живописнейшего места - Карачаево-Черкесской Республики. Там я встречалась с родными и увидела самые изумительные пейзажи в жизни. Хотела написать пост в ВК, но поняла, что всех впечатлений не уместить. Ведь были не только природные красоты, но и самая длинная в моей жизни железнодорожная поездка.
Тогда я решила написать по статье о каждом этапе: сначала о дороге, затем о маршрутах по КЧР. Здесь должны были получиться "Размышления у плацкартной боковой полки"😅. Начала с описания Витебского вокзала. И поехало! Я осознала, что статья уже разрослась до полноценной. Вплетать сюда само путешествие на поезде показалось лишним.
Я давно хотела приехать на Витебский вокзал одна и днем, чтобы разглядывать великолепные интерьеры, сделать серию снимков и рассказать на Дзене. Но, как видите, до сих пор не сподобилась. Поэтому пусть будут те кадры, которые я сделала перед посадкой в поезд и тогда, в октябре 2022-го, когда коллега открыла для меня великолепие Витебского.
Картинный зал
О помещении знают немногие, поэтому большинство томится в ожидании в переполненном обычном зале. А вот как немноголюдно в красивом помещении. Сейчас здесь стоят современные кресла, но старинные тоже увидим.
Итак, пройдем в роскошные интерьеры. Догадываетесь, почему это называется Картинным залом?
Да, полотна были написаны супругами: Николаем Самокишем и Еленой Самокиш-Судковской. Цикл показывает историю Царскосельской железной дороги.
Кстати, люстры в Картинном зале сразу были оснащены механизмом для опускания. Но не с целью зажигать свечи - Витебский вокзал изначально освещался электричеством. Однако лампочки надо как-то менять, да и плафоны нуждаются в чистке. С помощью механизма этот процесс стал гораздо удобнее и безопаснее.
Подняться в зал для первого класса можно по парадной лестнице. Никаких билетов для этого не требуется. Просто входите на вокзал через проверочные рамки и направляетесь наверх.
Эту же лестницу я однажды снимала практически при дневном освещении. Сейчас жалею, что не сделала общий план, чтобы разглядывать лепнину. За кадром осталось очень много.
А мы тем временем ожидали скорую посадку в поезд. И несколько минут любовались изумительным интерьером. Кстати, только сейчас при публикации я увидела, что и сама попала в кадр: в зеркальном отражении видно меня в черной курточке и супруга, который тоже с интересом разглядывает украшения стен наверху.
И ох уж эти изящные лавочки! Какие спинки, какой орнамент! Пусть на ходу, но захвачу на память.
Или вот еще одна. Настолько добротная, что служит больше века:
Проголодались? Извольте в ресторан. Ну, во всяком случае когда-то можно было сделать так. Сейчас зал ресторана закрыт для посещений, однако посмотреть можно. Здесь сохранилась барная стойка 1904 года. Очередное быстрое фото с детьми на экскурсии:
И снова за рояль. Здесь он с другого ракурса. Хорошо видно стену с картинами, изумительные скамьи, деревянные панно и мозаику в стиле модерн:
И еще некоторыми деталями полюбуемся.
Световой зал с часами. Место, которое сразу создает романтическое дорожное настроение:
И как же без платформ:
Немного об истории Витебского вокзала
Витебский - самый старый вокзал Санкт-Петербурга и, соответственно, всей России. Ведь именно этот терминал был конечной станцией для первой русской железной дороги. Она соединяла Петербург с Царским Селом.
Царскосельский (ныне Витебский) вокзал открыли 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. Сначала это была деревянная постройка. В день открытия в присутствии императора Николая I первый российский поезд под названием "Проворный" отправился с платформы в императорскую резиденцию в Царском Селе. И я сейчас не случайно покажу памятник, который появился на вокзале 30 октября 2007 года.
Этот бронзовый господин - инженер-строитель первой российской железной дороги. Зовут его Францем Антоном фон Герстнером. А в руках у него - макет английского паровоза "Проворный". Между прочим, Франц лично управлял первым рейсом. От Петербурга до Царского Села паровоз проехал за 35 минут, обратно и вовсе за 27. Максимальная скорость достигала 64 км/ч. Можете себе представить, насколько она была феноменальна - быстрее лошади с каретой.
На смену деревянному возвели каменное здание Витебского вокзала (1849-1852) по проекту Константина Тона. Но вскоре стало очевидно, что оно нуждается в расширении, ведь поток пассажиров существенно вырос. Началось возведение более современного вокзала.
К 1904 году "Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога" как раз завершила строительство линии от Павловска до Витебска и приурочила к такому грандиозному результату открытие нового вокзала. Он был построен в стиле модерн по проекту Бржозовского. И именно это здание сейчас можно посетить по адресу: Санкт-Петербург, Загородный проспект, д.22. Метро "Пушкинская".
Уже тогда вокзал смотрелся впечатляюще: необычная для начала XX века архитектура с изобилием металла, ассиметричная планировка с учетом функционального назначения помещений, купольное завершение, часовая башня. Современники приняли с восторгом.
Вокзал таким и сохранился до наших дней и стал объектом культурного наследия народов России, охраняется государством.
***
На этом публикацию завершу. До встречи в новых увлекательных приключениях! Напомню, что на этом канале есть Премиум-подписка и возможность отправлять донат на особенно понравившиеся вам статьи (также я теперь обозначила цель, чтобы издать свою художественную книгу). А чаще видеться со мной можно в творческом блоге ВК: Настурция Petro
И статьи по теме: