Ален Карно, французский режиссер, известный своими мрачными и провокационными работами, такими как «Пистолет Питон 357» и «Черная серия», начал свой путь с картины, которая до сих пор вызывает ожесточенные споры и дебаты среди кинокритиков – «Анонимная компания Франции» (1974).
Этот фильм, действие которого разворачивается 22 февраля 2222 года, представляет собой абсурдный фантастический триллер, настолько неординарный, что его сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. Дата начала действия фильма – 22.02.2222 – сама по себе вызывает любопытство, напоминая о недавнем «зеркальном» 22.02.2022, когда многие отмечали эту необычную дату.
Однако для главного героя, роль которого исполнил Мишель Буке (известный отечественному зрителю по роли Рамбаля Коше в фильме «Игрушка»), эта дата – всего лишь фоновый элемент, повод вспомнить о своём бурном прошлом, приходящемся на времена упадка цивилизации.
Забудьте о стереотипных образах учёных или космонавтов, которые обычно ассоциируются с футуристическими фильмами. Мишель Буке здесь предстаёт в образе лидера французского криминального синдиката, занимающегося, главным образом, поставками психотропных веществ.
Мир будущего, показанный в фильме, представляет собой процветающее царство насилия, где проблема ухода от реальности в мир иллюзий становится не просто актуальной, а жизненно необходимой для выживания. Казалось бы, история о восхождении преступного босса должна быть достаточно прямолинейной, но Карно разрушает все ожидания.
Сюжет развивается в абсурдистской, почти сюрреалистической манере, с постоянными нелогичными поворотами и неожиданными скачками повествования. Зритель постоянно оказывается в состоянии дезориентации, не в силах предсказать дальнейшее развитие событий. Картина напоминает калейдоскоп странных и непредсказуемых ситуаций, где смешение жанров и стилей достигает своего апогея.
В этом отношении режиссер, очевидно, вдохновлялся популярным в то время британским телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона», хотя юмора здесь значительно меньше, а акцент делается на нуарных визуальных эффектах, создающих атмосферу безнадёжности и подавленности. Фильм не просто показывает будущее, он исследует его искажённое отражение, пропущенное через призму абсурда и сюрреализма.
Карно, очевидно, стремился не столько рассказать линейную историю, сколько создать кинематографический опыт, способный вызывать у зрителя дискомфорт, заставляющий задуматься о природе реальности и границ восприятия. «Анонимная компания Франции» – это не просто криминальная драма, это кино-эксперимент, смелый и провокационный вызов традиционным жанровым условностям.
Фильм полностью отказывается от простых ответов и чёткой структуры, предпочитая многослойность и непредсказуемость. Он оставляет зрителя наедине с потоком образов и событий, заставляя его самостоятельно разбирать многочисленные символы и аллегории.
Даже после многократного просмотра фильм оставляет ощущение неполноты понимания, подчеркивая тем самым его многогранный и загадочный характер. Мастерство Карно в этом заключается именно в способности создать такую атмосферу неопределенности и загадочности, которая не оставляет равнодушным никакого зрителя, заставляя его снова и снова возвращаться к просмотру этого необычного и заворживающего фильма.