Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Совесть против логики. Как советский «Пиркс» предсказал «Чужого»

Советская научно-фантастическая триллерная традиция оставила заметный след в кинематографе, её влияние ощутимо даже в зарубежных фильмах, казалось бы, совершенно не связанных с советским контекстом. Рассмотрим, к примеру, фильм «Дознание пилота Пиркса». Хотя официально он числится советско-польской копродукцией, вклад советской стороны был, бесспорно, доминирующим. Это проявляется прежде всего в участии выдающихся советских кинематографистов. Сценарий принадлежит Владимиру Валуцкому, а блестящий актерский состав возглавляют такие маститые артисты, как Александр Кайдановский, Сергей Десницкий и Владимир Ивашов, каждый из которых внес свой неповторимый вклад в создание напряженной атмосферы фильма. Нельзя не отметить и музыку Арно Пярта, опередившую своё время на несколько десятилетий и задающую особый, мистический тон картине.Выбор эстонской студии «Таллинфильм» для съемок также не случаен. Студия в то время славилась своими психологическими триллерами, часто граничащими с жанром фант

Советская научно-фантастическая триллерная традиция оставила заметный след в кинематографе, её влияние ощутимо даже в зарубежных фильмах, казалось бы, совершенно не связанных с советским контекстом. Рассмотрим, к примеру, фильм «Дознание пилота Пиркса». Хотя официально он числится советско-польской копродукцией, вклад советской стороны был, бесспорно, доминирующим.

Это проявляется прежде всего в участии выдающихся советских кинематографистов. Сценарий принадлежит Владимиру Валуцкому, а блестящий актерский состав возглавляют такие маститые артисты, как Александр Кайдановский, Сергей Десницкий и Владимир Ивашов, каждый из которых внес свой неповторимый вклад в создание напряженной атмосферы фильма.

Нельзя не отметить и музыку Арно Пярта, опередившую своё время на несколько десятилетий и задающую особый, мистический тон картине.Выбор эстонской студии «Таллинфильм» для съемок также не случаен. Студия в то время славилась своими психологическими триллерами, часто граничащими с жанром фантастики, такими как «Отель у погибшего альпиниста» и «А потом оглянулся», что говорит о определенной стилистической преемственности.

Некоторые исследователи отмечают в «Дознании пилота Пиркса», и в частности, в подобных советских фильмах, таких как «Гибель 31-го отдела», элементы антиутопии, хотя это и не является доминирующей чертой. Однако наше внимание привлекают прежде всего определенные сюжетные параллели между «Дознанием пилота Пиркса» и знаменитыми западными фильмами.

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

Напряженный конфликт между человеком и искусственным интеллектом на борту космического корабля, лежащий в основе сюжета «Дознания», находит поразительное эхо в одновременно вышедшем фильме Ридли Скотта «Чужой». Обе ленты исследуют тему встречи с иным, непостижимым разумом, и опасность, которую он может представлять для человечества.

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

Далее, роботофобия, присущая пилоту Пирксу, который постоянно именует роботов «монстрами», находит отклик в образе главного героя фильма «Я, робот» (2004 года). В обоих фильмах проявляется страх перед искусственным интеллектом, его непредсказуемостью и потенциальной угрозой для человечества.

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

Интересно, что в обоих случаях андроиды руководствуются сугубо рациональными установками, принимая решения на основе анализа вероятностей, причем эта рациональность зачастую оказывается холодной и бездушной, усиливая чувство тревоги и напряженности у зрителя.

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

Эта особенность – стремление андроидов к рациональному выбору, основанному на вероятностях, является ключевым аспектом многих советских научно-фантастических произведений. Она выводит на поверхность главную проблему, затронутую в советской фантастике – определение человечности, поиск ответа на вопрос «что значит быть человеком?». Эта вечная тема прослеживается в таких популярных фильмах, как «Приключения Электроника» и «День гнева».

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

В «Дознании пилота Пиркса» человечность определяется наличием совести, которую можно рассматривать как некую «частицу Бога», некий внутренний нравственный компас, отсутствующий у искусственного интеллекта. Это подводит нас к более глубокому философскому исследованию природы человеческого бытия. В центре сюжета оказывается не просто противостояние человека и машины, а столкновение двух разных мировоззрений, двух различных систем ценностей.

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

Таким образом, «Дознание пилота Пиркса» представляет собой не просто захватывающий триллер, а произведение, глубоко затронувшее вечные философские вопросы о природе человечности, о гранях морали и о сложных взаимоотношениях человека и технологий. Его влияние на последующие зарубежные фильмы свидетельствует о значительности и долговечности наследия советской фантастической школы.

Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Кадр из фильма «Дознание пилота Пиркса» (1979)

Более того, параллели с зарубежными фильмами позволяют увидеть универсальность затронутых тем и вечных проблем, с которыми сталкивается человечество на пути своего развития. Советская фантастика, в лице «Дознания пилота Пиркса», не только предвосхитила многие сюжетные ходы и тематические линии зарубежных кинокартин, но и обогатила мировой кинематограф своим уникальным стилем и философской глубиной. Это подтверждает значимость советского вклада в мировой научно-фантастический жанр и его продолжающееся влияние.