Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Балканские «Славные парни». Почему этот фильм запрещали на Западе?

Сербский фильм «Раны» (1998) Срджана Драгоевича – это кинематографическое произведение, которое, на первый взгляд, может показаться антивоенным фарсом. Однако сербские зрители и критики восприняли его как глубокое отражение пагубного влияния западных ценностей на общество, возведя его в ранг национальной гордости. Хотя сам я не серб, и мои взгляды могут быть субъективны, я готов признать, что сербы, как никто другой, способны прочувствовать и интерпретировать это кино. Тем не менее, тема войны в творчестве Драгоевича действительно доминирует, ярким примером чего является культовая лента «Красивые села красиво горят». Часто мы говорим о нуаре как о жанре, тесно связанном с войной, будь то временная или географическая периферия. В «Ранах» эти две составляющие слиты воедино. Фильм охватывает период с 1991 по 1997 годы, показывая «восхождение» – если это можно так назвать – двух юных бандитов в индустриальном пригороде Сербии. Это скорее деградация, постепенное превращение подростков в же

Сербский фильм «Раны» (1998) Срджана Драгоевича – это кинематографическое произведение, которое, на первый взгляд, может показаться антивоенным фарсом. Однако сербские зрители и критики восприняли его как глубокое отражение пагубного влияния западных ценностей на общество, возведя его в ранг национальной гордости.

Хотя сам я не серб, и мои взгляды могут быть субъективны, я готов признать, что сербы, как никто другой, способны прочувствовать и интерпретировать это кино. Тем не менее, тема войны в творчестве Драгоевича действительно доминирует, ярким примером чего является культовая лента «Красивые села красиво горят».

Часто мы говорим о нуаре как о жанре, тесно связанном с войной, будь то временная или географическая периферия. В «Ранах» эти две составляющие слиты воедино. Фильм охватывает период с 1991 по 1997 годы, показывая «восхождение» – если это можно так назвать – двух юных бандитов в индустриальном пригороде Сербии. Это скорее деградация, постепенное превращение подростков в жестоких, безжалостных преступников.

Кадр из фильма «Оборотень» (2000)
Кадр из фильма «Оборотень» (2000)

Их поступки лишены какой-либо идеологии, мотивации, они совершают преступления просто так, из бесцельной агрессии. Эта откровенная жестокость, показанная без прикрас и с шокирующей реалистичностью, заставляет зрителя задуматься не только о судьбе персонажей, но и о моральном состоянии самих актеров, которые пришлось столкнуться с такими тяжелыми, психологически травмирующими образами.

Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

Стилистически фильм напоминает одновременно «Бригаду» и «Не грози Южному централу». Это диссонанс, вызывающий у зрителя противоречивые эмоции: от смеха до ужаса. Реалии жизни в показанном пригороде выглядят ужасающе: единственной целью существования становится стремление стать бандитом.

Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

«Сколько себя помню, всегда мечтал стать гангстером» – эта цитата из «Славных парней» как нельзя лучше описывает мотивацию главных героев. Только здесь, в балканском контексте, всё приобретает особо яркий, вызывающий колорит. Количество украшений, которые надевают на себя главные герои – золотые цепи, кольца, браслеты – поражает воображение.

ККадр из фильма «Раны» (1998)
ККадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

Кажется, они специально стремятся перещеголять всех рэперов мира своим богатством. Их немотивированная агрессия выходит за все рамки, шокирует своей непредсказуемостью и жестокостью.

Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

Драгоевич не просто показывает жизнь бандитов, он погружает зрителя в атмосферу безнадежности и хаоса. Это не просто криминальная драма, это социальный комментарий, отражение послевоенного общества, потерявшего ориентиры и ценности. Лента провоцирует, заставляет задуматься о природе зла, о корнях насилия. Он не предоставляет простых ответов, не предлагает легких решений.

Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

«Раны» – тяжелое, но вместе с тем привлекательно честное кино, которое не оставляет равнодушным. Реалистичность изображения, использование натуралистичных сцен насилия, резкие переходы между комичными и трагическими моментами – всё это создает невероятно напряженную и непредсказуемую атмосферу.

ККадр из фильма «Раны» (1998)
ККадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

Главные герои – не просто плоские, одномерные персонажи, они сложны, противоречивы. Их путь, показанный в фильме, – это не только путь к преступлению, но и путь к саморазрушению, к утрате человечности. И эта потеря, показанная Драгоевичем с невероятной силой и эмоциональной глубиной, заставляет задуматься о цене стремления к богатству и власти, о том, к чему может привести отсутствие моральных ориентиров.

Кадр из фильма «Раны» (1998)
Кадр из фильма «Раны» (1998)

«Раны» - не просто криминальный проект, это глубокое и пронзительное исследование человеческой натуры, снятое на фоне разрушенного войной общества. Фильм оставляет впечатление незавершенности, не дает простых ответов, заставляет зрителя самому сделать выводы и проанализировать увиденное. Это кино, которое нельзя просто посмотреть – его нужно прочувствовать.