Сербский фильм «Раны» (1998) Срджана Драгоевича – это кинематографическое произведение, которое, на первый взгляд, может показаться антивоенным фарсом. Однако сербские зрители и критики восприняли его как глубокое отражение пагубного влияния западных ценностей на общество, возведя его в ранг национальной гордости.
Хотя сам я не серб, и мои взгляды могут быть субъективны, я готов признать, что сербы, как никто другой, способны прочувствовать и интерпретировать это кино. Тем не менее, тема войны в творчестве Драгоевича действительно доминирует, ярким примером чего является культовая лента «Красивые села красиво горят».
Часто мы говорим о нуаре как о жанре, тесно связанном с войной, будь то временная или географическая периферия. В «Ранах» эти две составляющие слиты воедино. Фильм охватывает период с 1991 по 1997 годы, показывая «восхождение» – если это можно так назвать – двух юных бандитов в индустриальном пригороде Сербии. Это скорее деградация, постепенное превращение подростков в жестоких, безжалостных преступников.
Их поступки лишены какой-либо идеологии, мотивации, они совершают преступления просто так, из бесцельной агрессии. Эта откровенная жестокость, показанная без прикрас и с шокирующей реалистичностью, заставляет зрителя задуматься не только о судьбе персонажей, но и о моральном состоянии самих актеров, которые пришлось столкнуться с такими тяжелыми, психологически травмирующими образами.
Стилистически фильм напоминает одновременно «Бригаду» и «Не грози Южному централу». Это диссонанс, вызывающий у зрителя противоречивые эмоции: от смеха до ужаса. Реалии жизни в показанном пригороде выглядят ужасающе: единственной целью существования становится стремление стать бандитом.
«Сколько себя помню, всегда мечтал стать гангстером» – эта цитата из «Славных парней» как нельзя лучше описывает мотивацию главных героев. Только здесь, в балканском контексте, всё приобретает особо яркий, вызывающий колорит. Количество украшений, которые надевают на себя главные герои – золотые цепи, кольца, браслеты – поражает воображение.
Кажется, они специально стремятся перещеголять всех рэперов мира своим богатством. Их немотивированная агрессия выходит за все рамки, шокирует своей непредсказуемостью и жестокостью.
Драгоевич не просто показывает жизнь бандитов, он погружает зрителя в атмосферу безнадежности и хаоса. Это не просто криминальная драма, это социальный комментарий, отражение послевоенного общества, потерявшего ориентиры и ценности. Лента провоцирует, заставляет задуматься о природе зла, о корнях насилия. Он не предоставляет простых ответов, не предлагает легких решений.
«Раны» – тяжелое, но вместе с тем привлекательно честное кино, которое не оставляет равнодушным. Реалистичность изображения, использование натуралистичных сцен насилия, резкие переходы между комичными и трагическими моментами – всё это создает невероятно напряженную и непредсказуемую атмосферу.
Главные герои – не просто плоские, одномерные персонажи, они сложны, противоречивы. Их путь, показанный в фильме, – это не только путь к преступлению, но и путь к саморазрушению, к утрате человечности. И эта потеря, показанная Драгоевичем с невероятной силой и эмоциональной глубиной, заставляет задуматься о цене стремления к богатству и власти, о том, к чему может привести отсутствие моральных ориентиров.
«Раны» - не просто криминальный проект, это глубокое и пронзительное исследование человеческой натуры, снятое на фоне разрушенного войной общества. Фильм оставляет впечатление незавершенности, не дает простых ответов, заставляет зрителя самому сделать выводы и проанализировать увиденное. Это кино, которое нельзя просто посмотреть – его нужно прочувствовать.