Найти в Дзене
Книжный слушатель

Что делать, если сестра превратилась в русалку? О романе «Неваляшка» – интервью с его авторками Еленой Волынцевой и Натальей Копейкиной

Необычный сюжет в обычных обстоятельствах приснился писательнице Наталье Копейкиной: подросток хочет сшить юбку для своей сестры, чтобы она превратилась из русалки обратно в человека. Наталья предложила своей подруге Елене Волынцевой вместе написать роман с таким сюжетом, рассказать о колючей подростковости и трудности самостоятельных поступков. Так получился замечательный роман «Неваляшка», книга вышла в издательстве «Дом историй» в январе 2025 года, аудиокнига – в июне. Роман и его звуковая версия производят сильное впечатление, я написала об этом в обзоре «Пять отличных аудиокниг июня». Но у меня остались вопросы к авторкам: откуда они столь хорошо знают психологию подростков? Может, они работают учителями в школе? а как пишут тексты вдвоем? Поэтому я разыскала Елену Волынцеву и Наталью Копейкину через соцсети, предложила им поговорить об их книге и они согласились. - Главный герой вашей книги, десятиклассник Слава живет с мамой и старшей сестрой Дашей в небольшом городке Н., он ерш

Необычный сюжет в обычных обстоятельствах приснился писательнице Наталье Копейкиной: подросток хочет сшить юбку для своей сестры, чтобы она превратилась из русалки обратно в человека. Наталья предложила своей подруге Елене Волынцевой вместе написать роман с таким сюжетом, рассказать о колючей подростковости и трудности самостоятельных поступков. Так получился замечательный роман «Неваляшка», книга вышла в издательстве «Дом историй» в январе 2025 года, аудиокнига – в июне.

Роман и его звуковая версия производят сильное впечатление, я написала об этом в обзоре «Пять отличных аудиокниг июня». Но у меня остались вопросы к авторкам: откуда они столь хорошо знают психологию подростков? Может, они работают учителями в школе? а как пишут тексты вдвоем? Поэтому я разыскала Елену Волынцеву и Наталью Копейкину через соцсети, предложила им поговорить об их книге и они согласились.

Писательницы Елена Волынцева и Наталья Копейкина
Писательницы Елена Волынцева и Наталья Копейкина

- Главный герой вашей книги, десятиклассник Слава живет с мамой и старшей сестрой Дашей в небольшом городке Н., он ершистый, не всегда ладит с одноклассниками и учителями. Все необычные события в романе описаны глазами Славы или Даши, поэтому мы знаем их мысли и понимаем, что Слава чуткий и совестливый, но он скрывает свои переживания под броней насмешливости и самоуверенности. Наверное, вы перенесли на страницы романа тех, кого хорошо знаете? Может быть, вы работаете учителями и живете в небольшом городке?

Наталья: Я живу в Москве, окончила филфак МГУ и потом год преподавала английский язык в школе, это было интересное время и я хорошо его запомнила. Сейчас я даю частные уроки, среди моих учеников есть дети и подростки, мне нравится с ними общаться. Что касается городка Н,, где живут Слава и Даша, это собирательный образ, из путешествий и других личных впечатлений.

Елена: Мне не приходилось работать в школе, но я хорошо помню свои подростковые годы и тогдашний взгляд на мир. И я тоже живу в Москве. А такой городок, как Н., есть в душе каждого человека, легко представить обычные панельки и рядом с ними лес, озеро и заброшенную фабрику. Но это не бездушная декорация, на берегу озера по вечерам собирается молодежь, в лесу звучат голоса, кофейный автомат на вокзале притягивает посетителей…

- Ваша придуманная реальность оказалась столь правдоподобной, что я была уверена в наличии прототипов для школы и городка.

Елена: Очень интересно узнавать, что читатели думают о нашем тексте. Но мы просто раскручивали нить конкретной истории, не ограничивая себя рамками реальности или жанра.

- А как появилась идея сюжета?

Наталья: Однажды мне приснился сон про мальчика, у которого сестра превратилась в русалку и, чтобы спасти ее, он шьет юбку на уроках труда, а ребята над ним смеются. Я написала Елене об этом сне и предложила попробовать сочинить историю с таким сюжетом.

- Я так понимаю, что превращение Даши в русалку – это метафора беды, которая может постичь девушку, а семья растеряется и не будет знать, как ей помочь? В реальности это может быть дурная компания, или депрессия, или что-то еще. И вот Слава проявляет твердость своего характера, он упорно шьет юбку – и это становится частью волшебства, которое спасает Дашу.

Елена: Возможно, ему впервые в жизни пришлось взять на себя серьезный груз ответственности. Потому что мама растерялась, она плачет и хочет везти Дашу в Москву, чтобы делать операцию. Тут любой растеряется, если ситуация нестандартная и ты не можешь ни погуглить решение, ни спросить совета у друзей. Слава действует так, как считает правильным, несмотря на насмешки одноклассников. Самостоятельные действия всегда трудны, но только так можно добиться результата.

- Когда вы писали роман, какими представляли его читателей? Это подростки или уже взрослые люди?

Елена: Скорее тридцатилетние, такие же миллениалы, как мы.

Наталья: Да, мы как бы себя представляли. Писали то, что сами хотели бы прочитать. И здорово, если книга понравилась непохожим на нас людям.

- Как вы пишите вдвоем?

Наталья: Мы сначала вместе обсуждаем идею и проговариваем, что будет происходить. Потом кто-то один пишет план, а другой редактирует его. Потом делим план на части и пишем их поочередно, редактируя друг друга.

- Бывает, что не соглашаетесь с правкой или с поворотом сюжета?

Елена: Иногда случается, но мы идем навстречу друг другу, потому что у нас похожие представления о хороших книгах и о том, что персонажи должны делать, а что не должны.

- Теперь я понимаю, почему монологи Славы и Даши такие меткие и афористичные. Двойная дружеская редактура дает отличный результат.

Елена: Бывает, что сам не заметишь какую-то интересную мысль, а после повторной редактуры она становится более отточенной и абзац смотрится гораздо лучше.

- Как получилось, что вы стали совместно писать книги?

Наталья: Мы познакомились на вечеринке у друзей и обнаружили, что нам нравятся одни и те же книги. Потом записались на разные литературные курсы и обменивались впечатлениями. А три года назад попробовали работать вместе и написали «Неваляшку».

- Кстати, о названии. Почему именно слово «Неваляшка», я что-то не припомню его в тексте.

Елена: Его и не было. Неваляшка падает, но каждый раз поднимается. Так же, как и Слава.

Другие публикации блога «Книжный слушатель» о прозе авторов-миллениалов:

Самое сложное – понять себя, где бы и когда бы человек ни жил. Рецензия на роман «Белград» Нади Алексеевой

Обычные девушки становятся лесными ведьмами. Рецензия на роман «Лес» Светланы Тюльбашевой

Достоевщина нашего времени. Рецензия на роман «Ветер уносит мертвые листья» Екатерины Манойло