Найти в Дзене
Книжный слушатель

Достоевщина нашего времени. Рецензия на роман «Ветер уносит мертвые листья» Екатерины Манойло

Сестрам Ане и Луизе не позавидуешь: мать сбежала из семьи, отец озлобился и издевается над дочерями, доводя их до отчаяния. Девочки, ставшие героинями романа «Ветер уносит мертвые листья» Екатерины Манойло, вызывают сочувствие. Почему же возник этот семейный ад? И как дальше жить несчастным жертвам домашнего насилия? Писательница не дает никаких категорических ответов, не предъявляет обвинений. Она лишь описывает повседневную жизнь двух сестер, одной из которых еще пятнадцать лет, а другой уже около двадцати. Внешне обычные москвички, похожие на моих и ваших соседок по подъезду. И никто не подозревает, какие беды притаились за закрытой дверью квартиры на втором этаже. А там однажды начавшееся насилие тянет за собой новое. Издевательства и побои ведут к мыслям об убийстве, которые превращаются в реальность. Кражи, смерти, обманы сплетаются в такой круговорот, что его участникам недолго сойти с ума. Сестры ходят по краю пропасти, и так хочется, чтобы не случилось непоправимое. Социальн

Сестрам Ане и Луизе не позавидуешь: мать сбежала из семьи, отец озлобился и издевается над дочерями, доводя их до отчаяния. Девочки, ставшие героинями романа «Ветер уносит мертвые листья» Екатерины Манойло, вызывают сочувствие. Почему же возник этот семейный ад? И как дальше жить несчастным жертвам домашнего насилия?

Иллюстрация сделана в приложении "Кандинский"
Иллюстрация сделана в приложении "Кандинский"

Писательница не дает никаких категорических ответов, не предъявляет обвинений. Она лишь описывает повседневную жизнь двух сестер, одной из которых еще пятнадцать лет, а другой уже около двадцати. Внешне обычные москвички, похожие на моих и ваших соседок по подъезду. И никто не подозревает, какие беды притаились за закрытой дверью квартиры на втором этаже.

А там однажды начавшееся насилие тянет за собой новое. Издевательства и побои ведут к мыслям об убийстве, которые превращаются в реальность. Кражи, смерти, обманы сплетаются в такой круговорот, что его участникам недолго сойти с ума. Сестры ходят по краю пропасти, и так хочется, чтобы не случилось непоправимое.

Социальная безысходность, убийство из-за денежного долга, нравственный надрыв, близкий к помешательству – здесь немало аллюзий на сюжеты Достоевского. Да и автор намекает на это: недаром на уроке литературы Луиза вполуха слушает слова учительницы о "Преступлении и наказании", а отца семейства зовут Федором Михайловичем. Такая вот получилась достоевщина наших дней, где эгоцентризм усиливается соцсетями, сериалами и манией потребления.

Отчего же воронка несчастий неумолимо затягивает Аню и Луизу? Очевидно, потому что они молоды и неопытны, а ума-разума набраться не у кого. Беды начались с тех пор, когда мать закрутила любовную связь на стороне и не вернулась в семью. Судьба дочерей совсем не интересовала ее, хотя погоня за призрачным счастьем не была успешной. Автор книги не говорит нам впрямую о вине матери в трагической участи дочерей, но эта мысль непременно появится, если читатель задумается над ситуацией. Оторванные от матери, девочки потеряли жизненную силу и стали как опавшие листья, швыряемые холодным ноябрьским ветром.

Вы спросите, ну и зачем же читать подобные ужасы, если мы к ним не причастны никоим образом? Но мы же читаем о Родионе Раскольникове, давая оценку его преступлению и наказанию. Так и в романе Екатерины Манойло есть свои преступления и наказания, над которыми стоит поразмышлять.

-2

Аудиокнига «Ветер уносит мертвые листья» вышла в исполнении чтеца Валерии Мартьяновой. Похоже, она не осталась равнодушной к судьбе героинь романа, найдя подходящие интонации и эмоции для обеих. Да-да, 15-летняя Луиза должна говорить именно так, растягивая слова и представляя себя неотразимой красоткой из сериала. Кстати, автор романа наделила особенностями речи многих персонажей: молодых парней, пьянчужку Наташу, соседку тетю Валю. Чтец точно передала замыслы автора, когда озвучивала текст; разные голоса персонажей усиливают достоверность происходящих событий, какими бы невероятными они не оказывались.