Найти в Дзене
Православная Жизнь

День памяти святителя Андрея Критского

Оглавление

Сегодня нам предстоит пройти по стопам человека, чье имя неразрывно связано с глубочайшим покаянным чувством в Православной Церкви, чье творчество звучит в храмах Великим постом, трогая самые сокровенные струны души. Речь пойдет о святителе Андрее, архиепископе Критском, – богослове, гимнографе, аскете, чье житие есть пример преображения немоты в дивное песнопение, а личной скорби – во вселенский призыв к обращению.

Чудо исцеления

Родился будущий святитель около 660-го года от Рождества Христова в Дамаске, в благочестивой христианской семье. И с самых первых лет Господь ознаменовал его жизнь особым промыслом.

До семи лет отрок Андрей был нем. Этот недуг, который мог бы сломить многих, стал для него началом глубокого внутреннего делания. Каковы же были изумление и радость родителей, когда после принятия Святых Христовых Таин в семилетнем возрасте, дитя обрело дар речи! Это чудо не просто исцелило тело, оно открыло миру будущего величайшего церковного оратора и песнотворца.

Само это событие – немота, преодоленная Божественной благодатью в Таинстве, – словно прообраз его будущего призвания: исцелять немоту души, пораженной грехом, словом покаяния и молитвы.

Призвание на служение

Юношей, около 680-го года, Андрей отправился в Святой град Иерусалим, где вступил в братию обители святого Саввы Освященного. Здесь, в строгой иноческой школе, среди подвижников, воспитывавшихся на традициях древнего палестинского монашества, закалялся его дух, углублялись знания Священного Писания и святоотеческого предания.

Именно в Лавре святого Саввы он принял иноческий постриг, всецело посвятив себя посту, молитве и изучению божественных книг. Его ученость и благочестие быстро стали известны за пределами обители.

Около 685-го года святого Андрея вызвали в Константинополь – центр империи и церковной жизни. Здесь он был назначен архидиаконом при Великой церкви Святой Софии, а затем возведен в сан нотария – ответственного секретаря Патриаршего престола. Это было время сложных богословских споров, связанных с осуждением монофелитства на VI Вселенском Соборе (680-681 гг.).

Андрей Критский, как ревностный защитник православия, активно участвовал в делах Церкви, используя и свой дар слова, и глубокую богословскую подготовку. Его проповеди в столице снискали ему славу нового Златоуста. Однако душа подвижника, воспитанная в тишине иерусалимских пустынь, тяготилась шумом и интригами столицы. Известно, что он даже пытался отказаться от почетной должности архидиакона, стремясь к безмолвию, но послушание Церкви и воле патриарха удержали его.

Святительская кафедра

Промысл Божий уготовал святому Андрею иное служение.

Около 692-го года (точная дата остается предметом научных дискуссий, но период правления Юстиниана II Ринотмета указан верно) он был хиротонисан во архиепископа острова Крит. Это была нелегкая миссия. Остров, недавно освобожденный от арабского владычества, нуждался в духовном возрождении, в укреплении веры, в борьбе с остатками ересей и языческих обычаев.

Святитель Андрей с ревностью апостола принялся за устроение паствы. Он строил храмы и странноприимные дома, заботился о нищих и сиротах, неустанно проповедовал, наставляя паству в истинах веры и христианской нравственности. Его архипастырские послания, полные отеческой заботы и мудрости, были известны далеко за пределами Крита.

Он основал "дом милосердия" в городе Иерапитне, ставший центром христианской благотворительности. Его управление Церковью было отмечено не только административным талантом, но и глубочайшим пастырским попечением о каждой душе.

Святитель Андрей Критский – великий гимнограф

Но величайший дар, который святитель Андрей оставил не только своей пастве, но и всей Вселенской Церкви на все времена, – это его гимнографическое наследие.

Он был поистине отцом церковной поэзии нового типа. До него гимнография развивалась преимущественно в форме кондаков (кратких песнопений). Святитель Андрей стал основоположником жанра канона – сложной, многострофной поэтической композиции, построенной на библейских образах – прежде всего, ветхозаветных.

Его перу принадлежит множество канонов на великие праздники, трипеснцы на повечерие Страстной седмицы. Однако самым известным, самым пронзительным его творением стал Великий Покаянный канон, читаемый в храмах на первой и пятой седмицах Великого поста.

-2

Это грандиозное литургическое произведение, состоящее из 250 тропарей (по другим источникам – 246 в полной версии), – не просто перечень грехов. Это глубочайшее экзегетическое и аскетическое творение. Святитель Андрей проводит душу кающегося через всю историю Ветхого и Нового Завета, показывая, как грех действовал в жизни библейских персонажей – от Адама и Евы до царя Давида, от Каина до самого предателя Иуды. Каждый образ становится зеркалом для нашей собственной души, каждый поступок праведников или грешников прошлого – поводом к сугубому самоиспытанию.

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается...» – этот рефрен канона звучит как набат, пробуждая от духовной спячки.

Канон – это не только плач о грехах, но и путеводитель к милосердию Божию, к надежде на прощение, к осознанию безмерной любви Бога к кающемуся человеку.

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – эта молитвенная слеза святителя Андрея стала слезой всего православного мира.

Кончина святителя Андрея Критского была столь же значима, как и его жизнь. Он отправился в Константинополь по церковным делам в 740 году. На обратном пути, остановившись на острове Лесбос в городе Митилена, великий архипастырь и песнотворец преставился ко Господу 4 июля (по старому стилю). Его святые мощи были с честью перенесены в Константинополь. Память его мы совершаем 4 июля (17 июля по новому стилю).

Наследие святителя

Что же оставляет нам, современным христианам, наследие святителя Андрея Критского? Он – живой пример того, как личная скорбь (его детская немота) может претвориться в дар, служащий спасению тысяч.

Он – образец ревностного архипастыря, для которого кафедра не была почетным местом, но крестом служения. Он – гениальный богослов, сумевший богословские истины изложить в форме высокой поэзии, доступной сердцу каждого верующего. И, наконец, он – неусыпающий глас покаяния. Его Великий канон – не музейный экспонат, а острое духовное орудие, данное нам Церковью.

Каждый Великий пост, стоя в полумраке храма под мерное чтение тропарей, мы соприкасаемся с опытом святого VII века. Он напоминает нам, что история спасения – это и наша история, что грехи патриархов и царей – зерна тех же страстей, что гнездятся и в наших сердцах, что путь к Пасхе лежит через глубокое, искреннее, слезное покаяние.

-3

Святитель Андрей не просто рассказал нам о покаянии – он дал нам в руки молитвенный инструмент, с которым мы можем пройти этим путем. Он научил нас изливать душу перед Богом словами, которые пережили века. В этом – его непреходящая актуальность и его великий дар Церкви Христовой. Будем же достойны этого дара, внемля его зову: «Душе моя, душе моя, восстани...».

🌿🕊🌿

Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️