Найти в Дзене
Готовим.РУ

Лавки и рынки на картинах художников разных стран 🎨 +30 картин

Оглавление

Самые обычные вещи, если на них смотрит художник, могут открыться совершенно по-новому. Сегодня предлагаю мысленно перенестись на продуктовые рынки прошлого, благодаря картинам, созданным художниками разных времен.

Начну подборку с натуралистичной «Мясной лавки», написанной художником эпохи барокко Аннибале Карраччи.

Аннибале Карраччи «Мясная лавка», 1583

Аннибале Карраччи «Мясная лавка», 1583
Аннибале Карраччи «Мясная лавка», 1583

Это не просто сцена из повседневной жизни жителей Болоньи. Известно, что дядя Карраччи был мясником, из чего историки искусства предположили, что на этой картине могли быть изображены члены семьи художника. Еще высказывалось предположение, что полотно было заказано гильдией мясников, и служило им в качестве вывески.

Одно можно сказать определенно -
баранина пользовалась спросом. В лавке на крюках подвешено сразу несколько бараньих туш, за которыми пришел покупатель (он на картине слева нащупывает мешочек с монетами), и еще одного барашка готовят к убою.

Совсем другая мясная лавка у нидерландского художника Питера Артсена.

Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551

Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551
Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551

Как вам название картины? Что первым бросается в глаза? Конечно же, изобилие мяса. Оно символизирует чревоугодие и неумеренность, которым на полотне противопоставлен библейский сюжет, мелко, но детально прорисованный на заднем плане, в окошке мясной лавки.

Там Иосиф и Дева Мария с новорожденным Иисусом спасаются бегством от царя Ирода. Мария по дороге делится своими припасами с нищим.

Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551
Питер Артсен «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», 1551

Так, написав картину маслом на доске, Питер Артсен стал основоположником особого вида живописи – «перевернутого натюрморта», когда значимость изображённых сцен возрастает по мере их удаления от взгляда зрителя, и основной смысл картины скрывается на заднем плане.

Иоахим Бейкелар «Четыре элемента: Вода», 1569-1570

Иоахим Бейкелар «Четыре элемента: Вода», 1569-1570
Иоахим Бейкелар «Четыре элемента: Вода», 1569-1570

Часть тетраптиха «Четыре элемента» Иоахим Бейкелара написана в том же стиле «перевернутого натюрморта». Для иллюстрации стихии выбран рыбный рынок. Он, как и в мясной лавке, наполнен символами, понятными для людей, живших в то время. К примеру, на полотне художник изобразил двенадцать различных видов рыбы, что символизирует двенадцать апостолов (и сельдь - один символ Христа).

-6
-7
-8

На заднике картины (в арке справа) Иоахим Бейкелар проиллюстрировал евангельское сказание об огромном улове рыбы, как об одном из чудесных деяний Христа. Христос, стоящий на берегу озера, призывает апостолов.

-9

Фламандский художник Франс Снейдерс рисовал лавки, заваленные дичью, рыбой, овощами, фруктами, которых в реальности не существовало. Всё это лишь плод фантазии художника. Его отец был владельцем популярной в Антверпене таверны, поэтому нет ничего удивительного, что мальчик сызмальства был знаком с видом разнообразной снеди, которую впоследствии стал рисовать.

Каждая из картин серии лавок, написанных для особняка богатого фламандского буржуа, олицетворяет одно из четырех времен года.

«Рыбная лавка» - это Зима

Франс Снейдерс «Рыбная лавка», 1620-е
Франс Снейдерс «Рыбная лавка», 1620-е

«Зеленная лавка» – это Весна

Франс Снейдерс «Овощная лавка», между 1618 и 1621
Франс Снейдерс «Овощная лавка», между 1618 и 1621

«Фруктовая лавка» – Лето

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», 1618 и 1621
Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», 1618 и 1621

«Лавка дичи» – Осень, когда начинается сезон охоты.

Франс Снейдерс. Лавка дичи. Фландрия, между 1618 и 1621 годами
Франс Снейдерс. Лавка дичи. Фландрия, между 1618 и 1621 годами

Впечатляет не только разнообразие продуктов на полотнах Снейдерса, но и размер картин - более трех метров в длину и более двух в высоту. В доме картины были развешаны на стенах в большой прихожей перед кабинетом хозяина.

Голландский художник Флорис ван Схотен, живший в XVII в городе Харлеме, который считается родиной натюрморта в стиле «завтрак», на своих полотнах изображал роскошно сервированные столы. Но среди его работ есть и так называемые «кухонные сцены», когда натюрморт дополнялся жанровой сценой. Действие могло происходить не только на кухне, но в торговых рядах

Флорис Герритс Ван Схотен, первая половина XVII века

Флорис Герритс Ван Схотен, первая половина XVII века
Флорис Герритс Ван Схотен, первая половина XVII века

Торговка фруктами стоит возле стола, заваленного разнообразными фруктами и овощам. Она уже готова взвесить для покупателей гроздья чудесно прорисованного винограда.

К лицам покупателей и торговки много вопросов, но это не наша тема.

Флорис Герритс Ван Схотен, первая половина XVII века
Флорис Герритс Ван Схотен, первая половина XVII века

Искусствоведы уверены, на творчество Флориса Ван Хостена повлияли работы Питера Артсена и Иоахима Бейкелара. Но ван Схотен упростил формат своих предшественников, создав тем самым большее ощущение порядка и стабильности на полотне.

Взгляните на картину фламандского живописца Давида Тенирса Старшего.

Давид Тенирс Старший «Рыботорговец»

Давид Тенирс Старший «Рыботорговец»
Давид Тенирс Старший «Рыботорговец»

Торговец взмахом топорика отсекает голову огромной рыбины, а затем, скорее всего, разделает её на стейки. На каменном полу - свежий улов, который тоже надо довести до ума и продать. Кроме рыбы здесь и моллюски, и крабы, и даже змея (или угорь?).

Автор определенно хотел привлечь внимание зрителя к раскрытым устрицам. В натюрмортах того времени любой предмет скрывал в себе тайный смысл. Рисуя устриц, художник знал, что они несут эротический посыл. Моллюски считаются мощным афродизиаком, да и богиня любви Венера появилась из раковины.

Но, с другой стороны, помещая на полотне устриц, художник мог выражать идею спасения, т.к. раскрытая раковина символизировала душу, готовую покинуть тело.

Еще больше символизма на картине Ян ван Кесселя

Ян ван Кессель «Фруктовый и овощной рынок с молодой торговкой фруктами» между 1650 и 1660 гг.

Ян ван Кессель «Фруктовый и овощной рынок с молодой торговкой фруктами» между 1650 и 1660 гг.
Ян ван Кессель «Фруктовый и овощной рынок с молодой торговкой фруктами» между 1650 и 1660 гг.

Художник привлекает внимание зрителя к инжиру в руке торговки. В натюрмортах голландских художников XVII–XVIII веков инжир символизировал грехопадение. Это связано с библейским символом плода, который олицетворяет соблазн греха и служит напоминанием о необходимости для верующих сопротивляться искушению и жить праведной жизнью.

В нише стоит ваза с цветами, каждый из которых наделен своим значением. Тюльпаны, символизируют увядающую красоту, розы напоминают о недолговечности жизни. Рядом порхает бабочка – символ бессмертной души. Вероятно, переводя на современный язык, художник всеми способами намекает, что во избежание проблем надо держаться от охотника подальше. Хотя, может уже и поздно, инжир-то уже треснул…

-18

Продолжим осмотр рыбных лавок. Не надо думать, что за прилавками были исключительно мужчины и молодые прелестницы. Нидерландский художник Квирин ван Брекеленкам написал вполне реалистичную картину, на которой торговкой оказалась почтенная дама.

Квирин ван Брекеленкам «Торговка рыбой» (Fishwife), 1670

Квирин ван Брекеленкам «Торговка рыбой» (Fishwife), 1670
Квирин ван Брекеленкам «Торговка рыбой» (Fishwife), 1670

Обратите внимание, что на прилавке разложены не только целые рыбные тушки, но и готовые стейки, и за спиной дамы видны весы. Один из стейков уже выбрала покупательница, он лежит в её ведре для покупок. Дама как раз занята подсчетом гульденов. Мне нравится взгляд торговки, её выражение лица, с каким она наблюдает за монетами.

Отдельная тема – торговля специями. Известно, что в 1629 году Барбьери получил заказ на создание 42 (!) картин для магазина специй.

Паоло Антонио Барбьери «Лавка специй», 1637

Паоло Антонио Барбьери «Лавка специй», 1637
Паоло Антонио Барбьери «Лавка специй», 1637

На этом полотне изображены ёмкости, в которых можно различить перец, имбирь, корицу, хинную корку (высушенная кора хинного дерева), камфору (коричник камфорный). Возможно, молодой человек готовит чей-то заказ, растирает в ступке специи, потом будет взвешивать.

И сразу переместимся в XIX век, когда торговля стала еще активнее, а значит всевозможных лавок, рынков, магазинов стало еще больше. На картине английского художника Стэнхоупа Форбса изображен не просто рыбный рынок, а рыбный аукцион.

Стэнхоуп Форбс «Распродажа рыбы на пляже Корнуолла», 1884–1885

Стэнхоуп Форбс «Распродажа рыбы на пляже Корнуолла», 1884–1885
Стэнхоуп Форбс «Распродажа рыбы на пляже Корнуолла», 1884–1885

После отлива на пляже близ портового города Ньюлина собрались женщины с корзинами (торговки и просто местные жительницы), чтобы выгодно купить прямо с лодки свежий улов. Основное действие рыбного аукцион разворачивается на заднем плане картины, где можно рассмотреть фигуру аукциониста (его еще называют jawster) с большим колокольчиком в руке. Он посредник между продавцами (рыбаками) и покупательницами. Пишут, что позднее на этом месте был построен большой рынок. Кстати, рыбные аукционы существуют по сей день.

Иначе выглядит рыбный аукцион на картине Эдуарда Дамбуржеза

Эдуард Жан Дамбуржез «Рыбный аукцион»

Эдуард Жан Дамбуржез «Рыбный аукцион»
Эдуард Жан Дамбуржез «Рыбный аукцион»

Как можно воспевать на картинах продуктовые заведения Парижа, и не вспомнить про сырные лавки?

Эдуард-Жан Дамбуржез «Продавщица сыра», 1888

Эдуард-Жан Дамбуржез «Продавщица сыра», 1888
Эдуард-Жан Дамбуржез «Продавщица сыра», 1888

На своих полотнах Дамбуржез рисовал не просто лавки, а небольшие жанровые сценки. Взгляните на молодую продавщицу. Она здесь повелевает сырами, молоком, сливками и яйцами, не забывая при этом украсить корсаж своего скромного платья букетиком цветов.

Несмотря на простоту и обыденность сюжета картины, в 1888 году критик Альберт Вольф высоко оценил работу Дамбуржеза и выставил во французском художественном салоне.

Художник создал серию из 6 картин с лавками и рынками, но я ограничусь сырной и мясной лавками, как самыми, на мой взгляд, вкусно написанными.

Эдуард-Жан Дамбуржез «Мясная лавка», 1888

Эдуард-Жан Дамбуржез «Мясная лавка», 1888
Эдуард-Жан Дамбуржез «Мясная лавка», 1888

Француз Виктор Габриэль Жильбер - особенный художник, сумевший своим талантом подарить всем нам возможность не только увидеть, но и почувствовать очарование жизнь обычных парижан в годы «прекрасной эпохи». Сценой для своих живописных историй он выбрал рынки Парижа.

Взгляните глазами Жильбера на Центральный рынок, когда-то с легкой руки Эмиля Золя ставшим «Чревом Парижа».

Виктор Габриэль Жильбер «Рыбный зал на Центральном рынке», 1881

Виктор Габриэль Жильбер «Рыбный зал на Центральном рынке», 1881
Виктор Габриэль Жильбер «Рыбный зал на Центральном рынке», 1881

Глядя на полотно, физически ощущаешь динамику происходящего на рынке. Вот парень в голубой рубашке смотрит на покупательницу, ожидая её выбора, в то время как торговка в фартуке, испачканном рыбьей кровью, что-то советует даме. За их спинами стоит помощник торговки, он на подхвате.

Вот-вот дама определиться с выбором, укажет зонтиком на рыбину, мальчик положит покупку в корзину, которую держит в руке. Здесь же замечаем девочку, подметающую пол между торговыми рядами. И молодую женщину, которая решила пообедать, не отходя от прилавка.

А еще видим солнечный свет, прорывающийся через огромные окна здания рынка. Свет на полотнах Жильбера не менее важен, чем цвет и сюжет. Виктор Жильбер был последователем импрессионистов, и свет на его полотне создает настроение.

Не такие масштабные, но по-своему очаровательные парижские овощные рынки. Снова мы наблюдаем идеализированный кусочек жизни из прошлого - художник не просто показывает, он рассказывает зрителю историю города и его жителей.

Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878

Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878
Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878

Моделями художника становились женщины на рынке. Они разных возрастов, по-разному выглядят, но все как будто главные персонажи его историй.

Виктор Габриэль Жильбер «Молодые женщины на рынке», 1878

Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878
Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878
Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878
Виктор Габриэль Жильбер «Овощной рынок», 1878

Интересно, сюжет этой картины родился в воображении художника или он в действительности наблюдал, как повар заигрывал с хорошенькой торговкой зелени, в то время как за ними наблюдает дама из-за соседнего прилавка? Может быть, это мать девушки? Тут же видим мальчика, его на рынок взяла с собой мать, и пока она выбирает курицу на обед, он наблюдает за собакой, которой сегодня особенно повезло – ей достались остатки молока из бидона.

Виктор Габриэль Жильбер, 1877
Виктор Габриэль Жильбер, 1877

Отдельная тема для Жильбера – это цветочные рынки. Вот только одна из картин, где на фоне цветов в корзинах и горшках, художник «рассказывает» очередную историю: встреча одетых по последней моде дам, наблюдающие за ними кавалеры, беседа кумушек на лавочке, и всё это на фоне непрерывной работы рынка, где всё посвящено цветам.

Виктор Жильбер «Нижний рынок», 1881

Виктор Жильбер «Нижний рынок», 1881
Виктор Жильбер «Нижний рынок», 1881

Или вот – ночной рынок. Осмелюсь предположить, что, дело происходит вечером, и картина написана осенью, когда дни короткие, а сумерки наступают рано. Улица полна людей, но уже темно, и тротуары освещены только светом витрин.

Виктор Габриэль Жильбер «Ночной Парижский рынок», 1915

Виктор Габриэль Жильбер «Ночной Парижский рынок», 1915
Виктор Габриэль Жильбер «Ночной Парижский рынок», 1915

Лауренти Чезаре большую часть жизни провел в Венеции, где моделями для его картин стали торговки из местных лавочек. А еще он спроектировал новый рыбный рынок в Риальто, открывшийся в 1908 году.

Лауренти Чезаре «Овощная лавка», 1889

Лауренти Чезаре «Овощная лавка», 1889
Лауренти Чезаре «Овощная лавка», 1889

Еще один художник выбрал темой для своих картин бытовые сценки из жизни Венеции и прекрасных венецианок. У Стефано Ново любая торговка фруктами – первая красавица Италии. Возможно, поэтому ещё при жизни он стал востребованным и не страдал от недостатка заказов.

Стефано Ново «Овощной рынок»

Стефано Ново «Овощной рынок»
Стефано Ново «Овощной рынок»
Стефано Ново «Овощной рынок»
Стефано Ново «Овощной рынок»
Стефано Ново
Стефано Ново
Стефано Ново
Стефано Ново

Закончу подборку картин работой американца Стевана Доханоса. Ни разу не готовила лобстера, но очень хочется попробовать;)

Stevan Dohanos

Stevan Dohanos
Stevan Dohanos

А вам нравится делать покупки на рынках?

Другие подборки картин на кулинарные темы: