Найти в Дзене
Готовим.РУ

Завтраки на картинах художников разных стран 🎨 + 31 картина

Глядя на картины художников прошлого, начинаешь верить, что утро – волшебное время. Солнечный свет, аромат кофе и шоколада, теплый хлеб… И фраза «утро добрым не бывает» творцам этого благополучия вовсе не знакома.

«Завтрак» Элизабет Оки Пэкстон, 1910
«Завтрак» Элизабет Оки Пэкстон, 1910

Давайте вместе приобщимся к прекрасному, рассмотрим сервировку и заодно узнаем, чем же завтракали герои картин или сами живописцы. Картины размещу в хронологическом порядке, но иногда буду нарушать последовательность ради небольших лирических отступлений.

Начнем с творчества малых голландцев, часть из которых специализировались на письме «завтраков». Но учтите, в XVII веке на родине художников «завтраком» называли не только утреннюю трапезу, но и перекус в любое время суток. Поэтому не удивляйтесь изобилию продуктов на полотне Флорис Герритс Ван Схотен.

«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен, XVII век

«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен,  XVII век
«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен, XVII век

Аж, в носу защекотало, как только представила аромат зрелого голландского сыра! Но обращу ваше внимание на другое - на тарелку со сливочным маслом. Видите, оно лежит не привычным для нас брусочком, а как бы нарезано черепицей.

«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен,  XVII век
«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен, XVII век

То же самое наблюдается и на другой картине Ван Схотен: сливочное масло лежит на тарелке из модного тогда дельфтского фаянса такими же кусочками. И тому есть простое объяснение.

«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен, XVII век

«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен,  XVII век
«Завтрак» Флорис Герритс Ван Схотен, XVII век

Сливочное масло – всегда было дорогим продуктом, и, подавая его, старались минимизировать расход, для чего сразу нарезали небольшими порционными кусочками.

Еще один мастер «завтраков» Виллем Клас Хеда. Специалисты отмечают, что излюбленное цветовое сочетание художника - оливково-серебристые тона с теплой золотистой гаммой. Но меня здесь больше впечатляет растерзанный на тарелке краб. К крабу подано белое вино, лимон, оливки и мягкая белая булочка.

«Завтрак с крабом» Виллем Клас Хеда, 1648

«Завтрак с крабом» Виллем Клас Хеда, 1648
«Завтрак с крабом» Виллем Клас Хеда, 1648

Кажется, что только что за столом трапезничал хозяин дома, встал, не допив вино, и его отражение можно различить в начищенном бочке кувшина.

Француз Теофиль Эммануэль Дюверже был художником-самоучкой, что не помешала ему выставляться в Парижском салоне и получать награды. Более того, одну из его работ купило государство для музея в Париже (сейчас картина хранится в коллекции Музея Орсе).

Художник специализировался на жанровых сценках, и одна из них касается завтрака.

«Время пить чай» Теофиль-Эммануэль Дюверже, 1859

«Время пить чай» Теофиль-Эммануэль Дюверже, 1859
«Время пить чай» Теофиль-Эммануэль Дюверже, 1859

На столе молодой дамы яйцо в специальной рюмке (пашотнице), рядом лежит нож (возможно, специальный для вскрытия яйца), белая булочка и стакан. Горничная подливает сливки или молоко в чашку с чаем.

Французский художник Жозеф Каро на своих полотнах рассказывал об идеальном, уютном мире французской аристократии. На его картинах всё прекрасно: и женщины, и животные, и интерьеры. Взгляните на этот «завтрак в постель» для мадемуазель. Горничная спешит с подносом, на котором можно различить сливочник и фарфоровую чашку.

-7

За картинами Жозеф Каро выстраивались в очередь, за них хорошо платили. На эти деньги художник мог безбедно жить, творить, путешествовать. И писать картины с практически одним и тем же сюжетом. Еще одна дама в постели, к которой спешат с завтраком.

-8

Примечательно, что на подносе не кофейник или чайник, а шоколадник. Да, был и такой сосуд. Видите, у него в крышечке торчит длинная палочка. Это подобие палки-взбивалки для шоколада. Еще художник добавил к завтраку букетик цветов.

-9
Горячий шоколад с яичным желтком. Рецепт с фото

На этой картине Каро решил развить тему идеального мира: за завтраком прекрасная француженка читает только что полученное письмо, пока горничная занимается её утренним туалетом.

-10

И, наконец, еще одна жанровая сценка на тему завтрака от того же автора.

«Горничная за завтраком» Жозеф Каро, 1878

«Горничная за завтраком» Жозеф Каро, 1878
«Горничная за завтраком» Жозеф Каро, 1878

На этом полотне художник сделал главной героиней не хозяйку, а горничную. Миловидная девушка с аппетитом съедает яйцо, булочку, что-то похожее на бекон/ростбиф и, кажется креветки (?). Запивает всё это красным вином.

Примерно в это же время Павел Андреевич Федотов пишет «Завтрак аристократа»

«Завтрак аристократа» («Ложный стыд», «Не в пору гость») Павел Андреевич Федотов, 1849–1850

«Завтрак аристократа» («Ложный стыд», «Не в пору гость») Павел Андреевич Федотов, 1849–1850
«Завтрак аристократа» («Ложный стыд», «Не в пору гость») Павел Андреевич Федотов, 1849–1850

Сюжет известен даже школьнику: псевдоаристократ, заслышав шаги гостя, накрывает книгой свой скудный завтрак – ломтик ржаного хлеба.

-13

Вероятно, «аристократ» сильно потратился на модный наряд и стрижку пуделя, поэтому денег на чай-кофе и масло не осталось.

Так выглядит настоящий английский завтрак на 3 персоны.

«Завтрак» Мэри Хейллар, 1880

«Завтрак» Мэри Хейллар, 1880
«Завтрак» Мэри Хейллар, 1880

И снова обращу ваше внимание на сливочное масло. Видите, теперь оно скручено в шарики.

«Завтрак» Мэри Хейллар, 1880
«Завтрак» Мэри Хейллар, 1880

Делается это не только для красивой подачи, но и чтобы сразу разделить масло на порции (удобно и экономно).

Зеленое травяное масло. Рецепт с фото

Яйца к завтраку поданы не просто в рюмках-пашотницах, а на специальной подставке. На подставку прикреплены ложечки для яиц - они немного меньше чайных.

Яйцо пашот в пищевой пленке. Рецепт с фото

«Завтрак гребцов» Пьер Огюст Ренуар, 1880–1881

«Завтрак гребцов» Пьер Огюст Ренуар, 1880–1881
«Завтрак гребцов» Пьер Огюст Ренуар, 1880–1881

На картине сразу 13 фигур! И всё персонажи известны (перечислять не буду). Рассказывают, что реальные люди, изображённые на картине, не позировали Ренуару одновременно. Все они приезжали к мастеру в назначенное время и терпеливо замирали в нужной позе, пока художник писал их.

На полотне будущая жена импрессиониста Алин Шариго играет с собачкой.

-17

А что видим на столе? На белой скатерти бокалы, фужеры, бутылки с вином, блюда с фруктами и гроздями винограда. Это завтрак?

По-моему, одна из самых замечательных картин подборки принадлежит кисти шведской художницы Ханны Хирши-Паули.

«Время завтрака» Ханна Хирши-Паули, 1887

«Время завтрака» Ханна Хирши-Паули, 1887
«Время завтрака» Ханна Хирши-Паули, 1887

Красивая сервировка, чудесный свет, окружение. Здесь прекрасно всё. Правда, остаются вопросы к бутылочкам с соусами на столе. Зачем столько? Что же подадут на завтра?

На столе шкатулка из зеленого стекла, которая на самом деле может оказаться масленкой. В то время делали и такие.

«Время завтрака» Ханна Хирши-Паули, 1887
«Время завтрака» Ханна Хирши-Паули, 1887

«За завтраком» - картина датского художника Лаурица Андерсена Ринга, созданная в 1898 году. Женщина за столом, одетая в розовое платье, сидит к зрителю спиной. И это жена художника Сигрид.

«За завтраком» Лауриц Андерсен Ринг, 1898

«За завтраком» Лауриц Андерсен Ринг, 1898
«За завтраком» Лауриц Андерсен Ринг, 1898

Через окно уютной, наполненной утренним светом комнаты, виден сад. На столе обычная сервировка для завтрака. Но самое примечательное на этой картине – газета, которую читает Сигрид - «Политикен». Считается, что публикации этой газеты сыграли важную роль в формировании социал-либеральной партии в Дании. Вот такой вот завтрак.

У британского художника Чарльза Спенслей (1865-1958) есть целая подборка жанровых сценок с мужчинами почтенного возраста. Они читают Диккенса, чинят часы, готовят на кухне, пьют из рюмочки крепкие напитки, бреются, играют в домино со своей второй половиной и т.п., и т.д. Герой этой картины читает перед завтраком. Таков его рацион, помимо хлеба с маслом и яйца.

«Утренняя глава» Чарльз Спенслей

«Утренняя глава» Чарльз Спенслей
«Утренняя глава» Чарльз Спенслей

Стол на этой картине накрыт для ланча – второго, более плотного завтрака. Иногда картину датского живописца-реалиста Педера Северина Крёйера называют «Обедом», но для обеда слишком скромно.

«Ланч. Художник, его жена и писатель Отто Бензон» Педер Северин Крёйер, 1893

«Ланч. Художник, его жена и писатель Отто Бензон» Педер Северин Крёйер, 1893
«Ланч. Художник, его жена и писатель Отто Бензон» Педер Северин Крёйер, 1893

На картине бельгийского художника Жозефа Ломпеля дама во время завтрака увлеченно читает только что полученное письмо.

«Утреннее послание» Джефф Жозеф Лемпель

«Утреннее послание» Джефф Жозеф Лемпель
«Утреннее послание» Джефф Жозеф Лемпель

Написанное за спиной женщины зеркало позволило художнику изобразить даму с разных ракурсов - в профиль и анфас. И наполнить комнату белым утренним светом.

Так выглядит утреннее послание на картине английского художника Уильяма Кей Блэклока. Он писал в стиле, близком к традиционной викторианской жанровой живописи, изображая сельскую жизнь и пейзажи, как здесь.

«Утреннее послание» Уильям Кей Блэклок

«Утреннее послание» Уильям Кей Блэклок
«Утреннее послание» Уильям Кей Блэклок

Завтрак на картине Паулы Модерзон-Беккер – немецкой художницы, представительницы раннего экспрессионизма – груб, прост и понятен. На столе сытный завтрак из горячей каши, яйца всмятку, хлеба и масла.

«Натюрморт с кашей» («Стол с завтраком») Паула Модерзон-Беккер, 1905

«Натюрморт с кашей» («Стол с завтраком»)  Паула Модерзон-Беккер, 1905
«Натюрморт с кашей» («Стол с завтраком») Паула Модерзон-Беккер, 1905

Масло в масленке домашнее, поэтому круглой формы. Даже при промышленном производстве сливочного масла сначала придерживались круглой формовки. Но со временем форму изменили на прямоугольную (кубическую).

Паула Беккер много писала, но за свою жизнь продала лишь три картины. Даже муж, тоже художник, критиковал её манеру письма.

«Натюрморт с яичницей на сковороде» Паула Модерзон-Беккер, 1905

«Натюрморт с яичницей на сковороде» Паула Модерзон-Беккер, 1905
«Натюрморт с яичницей на сковороде» Паула Модерзон-Беккер, 1905

Художница умерла в 1907 году, ей было всего 31 год. Её картины сжигали после выставки «Дегенеративного искусства» в 1937 году в Мюнхене. Но те, что остались (а их около сотни!) сейчас причисляют к новаторским.

Так выглядит стол для завтрака на картине австралийского художника-импрессиониста Эмануэля Филлипса Фокс.

«Стол для завтрака» Эмануэль Филлипс Фокс, 1907

«Стол для завтрака» Эмануэль Филлипс Фокс, 1907
«Стол для завтрака» Эмануэль Филлипс Фокс, 1907

Судя по количеству приборов, стол накрыт на двоих. Интересно, кого высматривает в окно стоящая к нам спиной дама?

Картину американки Элизабет Оки Пэкстон в своё время считали провокационной.

«Поднос с завтраком» Элизабет Оки Пэкстон, 1910

«Поднос с завтраком» Элизабет Оки Пэкстон, 1910
«Поднос с завтраком» Элизабет Оки Пэкстон, 1910

Из-за чего? Из-за помятого платья на неубранной постели и разбросанных туфель? Но меня здесь больше заинтересовала половика грейпфрута. В Соединенных Штатах грейпфрут подают на завтрак в натуральном виде или в виде сока.

По-моему, более провокационной можно считать картину австрийского художника Роберта Шифа. Ведь за подносом с завтраком просматривается лицо очаровательной девушки. В 1897 году Роберт женился на известной театральной актрисе и художнице Джине Эйбенщюц. Возможно, это она на картине?

«Позднее пробуждение» («Поздняя пташка») Роберт Шифф, до 1935

«Позднее пробуждение» («Поздняя пташка») Роберт Шифф, до 1935
«Позднее пробуждение» («Поздняя пташка») Роберт Шифф, до 1935

Девушка еще спит, а поднос с завтраком уже готов. Поднос и салфетка стоят отдельного внимания, но я снова про сливочное масло – здесь оно сформовано в порционные шарики.

Вы заметили, как часто художники выбирают моделями для картин своих подруг и жен? Австралиец Герберт Бэдхем не стал исключением.

«Фрагмент завтрака» Герберт Бэдхем, 1936

«Фрагмент завтрака» Герберт Бэдхем, 1936
«Фрагмент завтрака» Герберт Бэдхем, 1936

За стол, накрытый скатертью в голубую клеточку, он усадил жену, нарядив её в платье в голубую же полосочку, не забыв накинуть на кресло бело-голубой полосатый плед. А еще букет ромашек!

Завтрак вроде бы обычный (хлеб, масло, яйцо), но вот полосатая кружка с крышкой (?) очень интересная. Для чего она?

-31

Следом захотелось показать эту картину.

«Завтрак. Моя семья» Котов Петр Иванович, 1937

«Завтрак. Моя семья» Котов Петр Иванович, 1937
«Завтрак. Моя семья» Котов Петр Иванович, 1937

Написана она почти в то же время, что и у австралийца. Даже цвета в одежде похожие. Только куда ж мы без самовара и баранок. А еще к прозрачному голубому фону добавились красные банты девочки и павловопосадский платок хозяйки дома.

«Утренний натюрморт» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, написан еще раньше, в 1918 году

«Утренний натюрморт» Кузьма Петров-Водкин, 1918

-33

В освещенной ярким утренним солнцем комнате, на деревянном столе стоит граненый стакан с чаем, букет цветов, начищенный до блеска чайник, на гранях которого я вижу не только яйца, но и …кота (!)

Видите рыжего кота?
Видите рыжего кота?

Собака на картине тоже есть. Но вот кот…

«Окно в природу. Лигачево, май» Юон Константин Федорович, 1928

«Окно в природу. Лигачево, май» Юон Константин Федорович, 1928
«Окно в природу. Лигачево, май» Юон Константин Федорович, 1928

Деревню Лигачёво, находящуюся недалеко от Зеленограда, Юон называл «приобретенной родиной». И дом, окно которого вы видите на картине, сохранился до сих пор. В нём живут потомки художника.

Захотелось показать вам реалистичные картины современной художницы Франсин Ван Хоув (Francine Van Hove), написанные пастелью. Её девушки невероятно хороши, особенно если за завтраком на них из одежды только подушка и повязка на голове.

Франсин Ван Хоув (Francine Van Hove)
Франсин Ван Хоув (Francine Van Hove)

Как и положено француженкам, завтракают они исключительно круассанами.

У меня еще много картин про завтраки, но боюсь вас утомить. Поэтому закончу подборку сразу тремя завтраками от американского художника Нормана Роквелла. Его картины – это всегда маленькие истории, которые вы можете сами придумать и рассказать, глядя на изображенных автором персонажей. И даже сравнить с собой…

«Стол для завтрака или за обложкой газеты Saturday Evening Post» Норман Роквелл, 1930

«Стол для завтрака или за обложкой газеты Saturday Evening Post» Норман Роквелл, 1930
«Стол для завтрака или за обложкой газеты Saturday Evening Post» Норман Роквелл, 1930

«Политический спор за завтраком» («Breakfast Table Political Argument») Норман Роквелл, 1948

«Политический спор за завтраком» («Breakfast Table Political Argument») Норман Роквелл, 1948
«Политический спор за завтраком» («Breakfast Table Political Argument») Норман Роквелл, 1948

«Завтрак на бегу» («Breakfast on the Run») Норман Роквелла, 1955

«Завтрак на бегу» («Breakfast on the Run») Норман Роквелла, 1955
«Завтрак на бегу» («Breakfast on the Run») Норман Роквелла, 1955
20 рецептов полезных и вкусных завтраков

А что для вас завтрак – перекус на бегу или время для медитации?

Другие подборки картин на кулинарную тему: