Говоря о таком феномене мировой авиации как Supermarine «Seafire», отдельные несознательные «борзописцы» беспричинно изливают весь накопившийся жизненный негатив на ни в чём неповинное творение британского авиапрома. За примерами позорной ангажированности далеко ходить не надо: автору неоднократно встречались недостойные случаи откровенно предвзятого поведения. В связи с вышеизложенным, редакцией Канала была предпринята титаническая попытка обелить честное имя палубного истребителя «Сифайр», обратившись к послевоенному боевому использованию самолёта. Уж тут-то наверняка всё должно быть хорошо.
По продуманному и заранее согласованному с редактором Канала плану, первым камнем в огород скептиков должен стать эффектный арт с реющим над полями-лесами Кореи «Сифайром» Mk.47 из 800-ой эскадрильи FAA, так сказать венцом развития всего неудалого семейства. Самолёт такой действительно существовал и имел серийный номер VR966. Истребитель пережил все жизненные неурядицы и был разобран только в 1956 году.
Послевоенные приключения начались с «подарков». В январе 46-го канадскому Флоту был передан авианосец «Уорриор» (HMCS «Warrior»). «Комплиментом от шеф-повара» служила 803-я эскадрилья британского Флота, августейшей волей ставшая канадской и укомплектованная двенадцатью «Seafire» Mk.III, которые ещё в 1945 году начали заменять на «Seafire» Mk.XV . В 45-ом же канадцам было передано целиком ещё одно подразделение, 883-я эскадрилья FAA, теперь уже изначально с условно новыми «Пятнашками». Летающие подарки были оценены по достоинству и в 47-48 годах, по случайному совпадению, началась замена на Hawker «Sea Fury».
Формально появились и первые «долгожители». В 1947 году Ирландии было продано двенадцать «Seafire» Mk.III, попавших на вооружение 1-ой эскадрильи IAC (Irish Air Corp). Часть самолётиков дотянула практически до середины 50-х, правда на большинстве фотографий машины уже находятся в состоянии «хлам на свалке».
Ну а самым массовым покупателем оказалась Франция. Звёзды сошлись: «колониальный зуд» наложился на непослушание заморских территорий и к 1946 году у Англии были одолжены два авианосца: эскортный «Биттер», ставший «Диксмюдом» («Dixmud») и т.н. легкий, «Колоссус», получивший у новых хозяев гордое имя «Арроманш» («Arromanche»), окончательно выкупленный в 1951 году и дослуживший до 1974. К событию готовились загодя и уже весной 1946 года приобрели сорок восемь «Сифайров» Mk.III, а затем ещё шестьдесят пять, по цене металлолома, 80 фунтов за тушку. На запчасти. А потом ещё – общая численность поставленных «Троек» оценивается в 179 машин.
Самолёты пошли на вооружение одной строевой эскадрильи (Flotille 1.F) и четырёх учебных (Escadrille de Servitudes 4.S, 10.S, 11.S и 54.S). В августе 48-го создали ещё одну «сухопутную» строевую эскадрилью, 12.F. Уже привычные и хорошо знакомые по Royal Navy этапы большого пути наглядно демонстрируют фотографии, снятые на борту «Арроманша».
Момент истины настал в октябре 1948 года, когда из Тулона на другой конец света, к негостеприимным берегам Вьетнама, отправился авианосец «Арроманш»: была острая необходимость учить уму-разуму местных аборигенов из бойцовского клуба «Вьетминь», не понимавших своего счастья. Авиагруппа состояла из 24 «Сифайров-III» эскадрильи 1.F плюс 12 SBD «Доунтлесс» из 4.F. На место прибыли в конце ноября 48-го и начали титаническую боевую работу. «Сифайры» сопровождали SBD, охраняли свой авианосец (интересно от кого?) и вроде как занимались штурмовками.
Искрометная боевая карьера закончилась столь же стремительно, как и началась: к середине января 49-го на борту авианосца практически не осталось исправных самолётов, и последний отправился восвояси. На фото борт из эскадрильи 1.F.
О боевых потерях история умалчивает, количество случаев типажа «о палубу шмяк» тоже достоверно неизвестно, а сами французы относят подобный конфуз на счёт плохого состояния изношенной матчасти и отсутствие запчастей. Ответа на вопрос, зачем на другой конец света гнали авианосную группу с таким «летающим великолепием», тоже не наблюдается.
Тем не менее, кое-что диванным исследователям известно. Численность «сухопутной» эскадрильи 12.F, никогда не покидавшей территории Франции, упала с августа 48-го до начала 49-го с восемнадцати до одиннадцати машин, а за 1948 год на две эскадрильи (1.F и 12.F) приходилось 32 аварии. На фото пока целые «Тройки» на палубе «Арроманш».
В июне 1949-го все оставшиеся «Seafire» Mk.III были признаны негодными для эксплуатации с «палубы» и, чтобы заполнить образовавшийся вакуум, не придумали ничего лучше, чем купить у англичан шестнадцать б/у «Seafire» Mk.XV, которые распределили между упоминавшимися эскадрильями. Англичане с поставками не тянули и все истребители были отгружены практически мгновенно, до конца того же июня.
Справедливости ради, с закупкой так спешили ради одной цели, чтобы хоть что-то летало с «палубы» на учениях НАТО в конце 49-го года. Учения закончились, у французов отлегло, а в марте 1950 года «Пятнашки» от греха подальше, как и «Тройки», тоже признали непригодными для «палубы» и десять еще не разбитых машин передали в 54-ю учебную эскадрилью. Адекватная замена, в виде Grumman F6F-5 «Hellcat» не заставила себя ждать.
Последним покупателем «условно ранних Сифайров» стало новое, свежеобразованное в 1948 году государство «Бирманский Союз» (ныне это Мьянма), бывшая часть колониальной Британской Индии. По сложившейся «доброй традиции», недавние хозяева не нагадить напоследок просто не могли, пообещав независимость и трём областям-штатам, территориально входящим в состав Бирмы, заложив тем самым твёрдую основу для нон-стоп гражданской войны. Если добавить сюда же кочующие по северу страны подразделения Гоминьдана с китайскими коммунистами-маоистами, плюс фактор местного «Клондайка» (опиумных полей), то становится ясно (редактор Канала сразу догадался, к чему дело идёт): без «Сифайров» предприятие решительно не могло обойтись.
В 1950 году в только-только сформированные ВВС Бирманского Союза были переданы двадцать бывших канадских Supermarine «Seafire» Mk.15 (c 1947 года римские цифры в обозначении модификаций авиа-техники британского производства были заменены на арабские). Причём с самолётов предварительно сняли всё оборудование, выдававшее в них «палубники», в частности тормозной гак и крепления к катапульте. «Сифайры» свели в 1-ю эскадрилью местных ВВС, базировавшуюся на бывшей британской базе Мингаладон, и по мере сил использовали в борьбе со всевозможными инсургентами на севере страны. Отдельные экземпляры дожили практически до конца 50-х, будучи заменёнными на «Си Фьюри» (вот опять). На «боковичке» представлен сохранившийся борт (б/н UB-409), находящийся в настоящее время в местном музее.
А всё это время на Туманном Альбионе царили разброд и унынье. Закономерное послевоенное сокращение расходов, в том числе на флотские программы, заменило безудержное фонтанирование конструкторской мысли банальным «допиливанием» уже имевшихся заделов. Коснулось это и такой консервативной штуки, как палубная авиация, которую по техническим причинам не сразу накрыла «реактивная революция». Последняя сравнительно массовая модификация (выпущено 233 машины), Supermarine «Seafire» Mk.XVII, была разработана еще в 1944 году, а начала поступать в строевые подразделения только в 46-ом.
Новый самолёт, будучи модификацией «Пятнашки» (Mk.XV) с тем же двигателем (Rolls-Royce «Griffon» VI в 1850 «лошадей»), отличался не только «каплевидным» фонарём кабины пилота, но и целым рядом не столь заметных, но не менее важных изменений. Усиленные крылья позволяли подвеску бомб калибром 227 кг. Усиленное шасси увеличенной длины позволяло «бухаться» по-американски при посадке и уменьшало риск зацепиться лопастями за палубу. Плюс дополнительный 150-литровый топливный бак, размещённый за кабиной. И при всём при этом, очень скромная для второй половины сороковых скорость в 623 км/ч и наличие в вооружении четырёх пулемётиков винтовочного калибра… В общем, к концу сороковых «Семнашки» остались только в наземных, учебных подразделениях, как борт на фото из 767-ой эскадрильи в 1949 году.
Едва ли не параллельно с попытками выжать всё, что только можно из отработанной конструкции «Тройки», давшей неблагодарным потомкам повод поиздеваться вволю над «Сифайрами» Mk.XV и Mk.XVII, происходила уже знакомая «прогулка по граблям»: очередная попытка «оморячивания» сухопутных «Спитфайров». На это раз под горячую руку попал «Spitfire» Mk.21, легким движением руки превратившийся в «Seafire» Mk.45. Поскольку изменения носили скорее косметический характер (тормозной крючок, крепления к катапульте, флотское радиооборудование), с серийным выпуском не затягивали, выпустив на круг, в 1945-46 годах … пятьдесят машин, после чего производство прекратили.
Новый истребитель только с очень большой натяжкой можно было назвать «палубным», так как крыло было обычное, «нескладное», да и о каких-либо усилениях конструкции, кроме шасси, не упоминается. Поэтому высокие лётные данные для Флота были скорее гипотетическим плюсом и «Сорокопятки» попали исключительно в испытательные и учебные эскадрильи, например в 771-ю, которой принадлежит неудачно присевший в 1949 году борт на фото. Справедливости ради, в летных данных, в сравнении с предыдущими «морскими Спитфайрами», действительно наблюдался очень заметный рост: четырёхтонная машина с двигателем RR «Griffon» 61 (2050 л.с.) достигала скорости в 730 км/ч, скороподъемность тоже не подкачала (до 1500 м/мин), а солидное вооружение состояло из четырех 20-мм пушек.
Следующая попытка, «Seafire» Mk.46, плоть от плоти «Spitfire» Mk.22, должна была попасть в достаточно крупную по послевоенным меркам серию (200 штук), но дело ограничилось только двадцатью четырьмя экземплярами, а сама машина стала фактически «летающим стендом» по отработке двигателей «Griffon» 85/87, отличавшимися от предыдущих моделей приводом на два соосных трехлопастных винта Rotol противоположного вращения. Подобное полезное усовершенствование нивелировало позорный недуг, связанный с гигантским реактивным моментом обычного, пятилопастного винта: на посадке самолёт безудержно тащило вправо, в аккурат на «остров».
Лётные данные в сравнении с Mk.45 изменились не критично («максималка» 712 км/ч), но при таком «масштабном производстве», да ещё без «складывающихся» крыльев, ни о какой строевой службе в составе FAA речи идти не могло. Хотя отдельные машины и засветились во вспомогательных подразделениях, как например в 1832-ой резервной эскадрилье (на фото). Зато, на «Сифайре-46» были опробованы большинство «улучшалок», ранее применённых на ранних моделях с «Гриффонами». И установка фотокамер (субмодификации с буковками FR), и усиленное шасси, и дополнительные внутренние топливные баки, и подвеска НАР RP-3.
Последняя, серийно выпускавшаяся модификация «Сифайра», «Seafire» FR Mk.47, обобщившая многолетний опыт битья головой об стену, не заставила себя долго ждать. Новинка во многом напоминала прямого предшественника, «Сифайр» Mk.46, но были важные и многочисленные отличия. Немного разнесли стойки шасси (на 30 см), увеличив у последних длину, в том числе и у штоков амортизаторов (ход штока 23 см, вместо 13 см у ранних «Сифайров»). Увеличился размер колёс. Мощность двигателя R-R «Griffon» 88, работавшего на два соосных винта, осталась неизменной (до 2400 л.с.), но карбюратор был заменён непосредственным впрыском. Рассовав топливные баки где можно и нельзя, получили почти 700 литров внутреннего запаса топлива (у ранних моделей - 390 литров).
Подвеска центрального ПТБ в 409 литров под фюзеляжем и двух, так называемых «боевых» столитровых подвесных баков под крыльями (на верхнем фото как раз такая конфигурация плюс в довесок ещё пара бомб) доводили общий запас топлива до 1300 литров, что обеспечивало боевой радиус действия в 650 км. И о главном. Наконец ввели гидравлический привод складывания крыльев (нижнее фото).
Четырёхпушечное вооружение дополнялось возможностью применения пары 227-кг бомб, размещаемых на подкрыльевых узлах. Никуда не делась и возможность подвески восьми 76-мм НАР RP-3. А пара фотокамер уже входила в штатное оснащение самолёта (отсюда и полное обозначение FR Mk.47). Основательно «располневшая» машина (максимальный взлётный вес приближался к шести тоннам) в скорости практически не потеряла (до 730 км/ч), тут бы жить и радоваться, но…
Серийное производство началось в апреле 1946 года и завершилось в январе 49-го. За это время успели построить … 89 истребителей. Гора родила мышь. 28 января 1949 года с конвейера сошел «Сифайр-47» с серийным номером VR971, став последней произведённой машиной из 22000 самолётов семейства «Спитфайр-Сифайр» (как водится, от переизбытка чувств все упились чаем). На фото взлетающий в 1952 году борт из 1883-ей резервной эскадрильи FAAVR (Fleet Air Arm Volunteer Reserve): вспомогательной структуры, созданной в 1937 году, распущенной в 57-ом и занимавшейся подготовкой лётно-технического персонала. На крыльях видны пороховые ускорители (RATOG), которые применялись и в боевых условиях, в Корее.
При таких неслыханных масштабах поступления новой матчасти, размах оснащения боевых эскадрилий был соответствующий. Только в начале 1948 года «Сифайрами-47» начали перевооружать первое боевое подразделение, 804-ю эскадрилью FAA, закончив процесс только к апрелю того же года. Счастье было недолгим, эскадрилья немножко полетала с палуб авианосцев «Триумф» (HMS «Triumph») и «Оушн» (HMS «Ocean»), побывала в Средиземноморском вояже, а летом 49-го ...пересела на «Си Фьюри».
На фото промахнувшаяся мимо тормозных тросов машина 804-ой эскадрильи. Дело было 21 апреля 49-го в Средиземном море. Это досадное недоразумение и последующее чудесное спасение (самолёт практически свалился за борт, но бортовой кран, смекалка и такая-то британская мать выправили дело) стали единственным запоминающимся эпизодом в жизни эскадрильи этого унылого периода.
Вторая и последняя, 800-я эскадрилья, начав перевооружаться с «Сифайров-17» весной 49-го и разбив во время переобучения пять «Сорок Седьмых», осенью того же года на борту авианосца «Триумф» отправилась на Дальний Восток, нести свет Цивилизации аборигенам. 21 октября 1949 года состоялся боевой дебют. Десять «Сифайров» совместно с «Файрфлаями» с авианосца нанесли два групповых удара по лагерям «Коммунистических террористов» (Communist terrorists) – по факту, национально-освободительному движению Малайи. До начала февраля 50-го наши «герои», зачастую совместно с многочисленными коллегами из RAF, ещё пять раз отстрелялись по «негодяям, обижавшим белых плантаторов». В налетах на противника, который слыхом не слыхивал о ПВО, использовались исключительно НАР и бортовые пушки, а потери ограничились двумя разбитыми бортами: одному на аварийной посадке в Чанги (Сингапур) перебежало дорогу дерево, второму – палуба собственного авианосца.
Ровный ряд «Сифайров-47» на аэродроме Сембаванг в Сингапуре, готовых к борьбе с «Малайскими бандитами» (в оригинале, Malayan bandits): это автор не нагнетает, это автор берёт ёмкие определения для британских оппонентов из англоязычной авиа-литературы. Осень-зима 1949 года. Машины периодически базировались на наземных аэродромах, а уж дозаправлялись постоянно. Под каждым крылом по паре знаменитых ракет RP-3 (Rocket Projectile 3 inch), распиаренных ещё в 1943 году, со времён «Тайфунов». Подвеска четырёх штук на крыло (по проекту) практически не использовалась. Машина с «боковичка» - третья в ряду.
И так уж вышло, что 25 июня 1950 года, в день начала Корейской войны, «Триумф», никому не мешая и никого не трогая, возвращался из круиза «Австралия-Япония» в Гонконг. Авианосец немедленно вернули обратно и прикомандировали к 7-му американскому Флоту, отправив к гостеприимным корейским берегам, а уже 3 июля пошла жара. За одиннадцать недель непосильного ратного труда «Сифайры» 800-ой неповторимой эскадрильи совершили 360 групповых боевых вылетов (от пары машин до полного состава -15 штук) из которых 245 приходились на нудное воздушное патрулирование (северокорейцы дали повод для подобной бдительности только один раз, когда пара Ил-10 атаковала 23 августа в Желтом море эсминец, «Комус» (HMS «Komus»), отделавшийся легким испугом).
На штурмовой стезе основным средством поражения выступали НАР и пушки, а основным времяпрепровождением была некая разновидность «свободной охоты» за всевозможным транспортом и мелкими плавсредствами типа «джонка» в прибрежной полосе. Исключений было не так много, например первые дни, когда атакам подвергались ж/д-станции и аэродром Хаеджу. На фото самый известный «корейский борт» за номером «180». «Полосы вторжения» на крыльях и фюзеляже, аналогичные тем, что использовались в период высадки в Нормандии летом 44-го, появились после 16 июля по просьбе американцев, опасавшихся (и не зря) ошибочной идентификации с Як-9.
С потерями вопрос конечно интересный. С формальной точки зрения, в бою был сбит только один «Сифайр». И «бой» этот был 28 июля 1950 года… с американским Boeing B-29: одного умника угораздило подлететь на 300 метров к заплутавшей и отбившейся от группы «Сверхкрепости». Любопытство наказуемо, концовка предсказуема, янки традиционно не подкачали, а недальновидный и наивный англичанин успел выброситься с парашютом. Ещё один истребитель 4 сентября буквально «сгорел на работе»: у машины прямо на палубе оторвался и взорвался ПТБ. Ещё у одной машины 8 сентября перед посадкой не опустился тормозной гак, пилоту было приказано покинуть уже обреченный аппарат и искупаться.
Корейские зарисовки с авианосца «Триумф». Правда по поводу верхней фотографии есть мнение, что это совсем не Корея, а Мальта, но право, кому какое дело, пустое это. На нижней фотографии взлетает уже знакомый «номер 180», причём с помощью пороховых ускорителей.
Ну а одиннадцать машин списали после «фирменных посадок», причём три, из-за необратимых деформаций хвостовой части фюзеляжа. Дело вроде должно было поправить присутствие на ТВД вспомогательного авианосца-няньки «Юникорн» (HMS «Unicorn»), на который для починки отправляли поломатые самолёты и с которого получали пополнение (на начало эпичных подвигов в наличии было одиннадцать запасных «Сифайров»), но нет, «фирменная тихая аварийность» традиционно победила всех. 10 сентября 50-го года на круг оставалось ещё шесть боеготовых истребителей, а на 25 сентября – только один. В общем, маленькая, но гордая авиагруппа с «Триумфом» (во всех смыслах и с кавычками) отправилась домой. По прибытии, 800-ю эскадрилью расформировали, а все оставшиеся «Недоразумения» FR Mk.47 перевели во вторую линию.
Зато самолет-то красивый. С большими, раздутыми из-за габаритов колес створками ниш шасси (верхнее фото) и увеличенными закрылками (нижнее фото), облегчающими посадку (тяжёлый вздох разочарования).
После такой концовки «Комедии положений», достойной незабываемого творчества Эльдара Рязанова, настало время рубрики «для тех, кому на старости лет решительно нечего делать» (Китография-1/72) осложнённой тем, что модели «Сифайров» Mk.III и Mk.XV уже были рассмотрены во второй части «Трилогии Неудачников», поэтому упор будет делаться на профильные варианты. Причём воевавшие.
Французские «Тройки» (Mk.III) представлены единственным вполне разумным выбором от «Sword» (набор SW72055):
И не очень разумным, зато редким (модель давным-давно не выпускается) вызовом терпению и усидчивости от «Octopus»:
Почему оба производителя дают вариант именно с бортовым номером «12», фото-подтверждения которому найти не удалось, Редакции неизвестно.
Редакция Канала слабо представляет себе отечественного моделиста, который в трезвом виде стал бы делать бирманский «Сифайр», поэтому без особого сожаления вынуждена констатировать: такого кучерявого «коробочного» варианта никто не даёт. Соответственно, либо резать маски и подбирать циферки самому, либо заказывать у частных «умельцев», либо искать старую декаль «Экзотические Спитфайры. Часть I» («Exotic Spitfire», номер по каталогу 72.10) от португальской фирмы «Carpena»:
Подобным энтузиастам вероятно подойдёт лучшая из худших на сегодняшний день модель «Seafire» Mk.XV, крепкий середнячок опять же от «Sword» (если приступ «Бирманской болезни» всё-таки отпустит, то из набора SW72056 можно сделать не менее экзотического «Француза»):
А последней модификации, использовавшейся в боевых действиях, «Seafire» FR Mk.47, производители с конца семидесятых годов прошлого века уделяли повышенное внимание. Правда производители не были, мягко говоря так, лидерами отрасли: «JAYS Model Kits» ( она же «Ventura»), «Kitbits», «Pegasus», «RarePlane», «The Final Touch». То есть, самопальные «вакушки», ЛНД уровня «увидеть и напиться» и не менее «кучерявая» смола, всё очень низкого качества:
Примеры выше описанной продукции приведены с чисто гуманитарной целью раннего предупреждения об опасности.
На таком фоне смоляная модель от чешской, много раз упоминавшейся не к ночи в «Трилогии» «CMR», смотрелась просто чудом технологий.
Хотя... Предупреждён, значит вооружён (R).
Уже традиционно для «Сифайров», лучик света пришел в 2013 году из Чешской Республики. Отличилась «Special Hobby» с ЛНД-моделью «FR 47».
Богатая деталировка, включающая всевозможные варианты подвески, в том числе стартовые ускорители. Три варианта оформления, естественно с «корейцем», уже упоминавшимся «номером 180».
Только надо отдавать себе отчёт, что ЛНД десяти-двадцати летней давности и модели современного качества, это немного разные вещи, хотя на литниках всё смотрится как правило очень красиво.
В одной из тем коллега упоминал, что именно у этой модели «Спишила» проблемы с размерами фонаря, но альтернативы всё равно нет, поэтому кит был переиздан в 2024 году и подобная традиция видимо продолжится.
Совсем коротенько о невоевавших послевоенных модификациях «Сифайров». Если отбросить, за отсутствием практического применения, производителей «дров» (они у «Сифайров» одни и те же и перечислены чуть выше), то остаются вездесущие чешские производители.
Mk. XVII- «Sword», Mk.45 - «Admiral» (читай «AZ Models») и «Special Hobby», Mk.46 - «Legato» ( опять, читай «AZ Models») и «Special Hobby». Все модели примерные ровесники, качество - ЛНД-2010.
А завершить поучительную историю палубного истребителя «я тебя слепила, из того, что было» хотелось бы автоэпитафией одного, популярного в определённых кругах поэта: «И жил грешно, и умер смешно».
- Редактор Канала (кот) заявил, что «Сифайрам» с такими адвокатами никаких прокуроров не надо. А то, что самолётик вышел не для войны, а непонятно для чего... так за то красивый.
- В неполживой базе по потерям Корейской Войны KORWALD, где британские потери тоже присутствуют, ни одного «Сифайра» нет, на что у Корректора Канала (того же кота, но в красной кепке «MAGA») уже был готовый ответ (на бланке): «Ты не понимаешь, это ДРУГОЕ».
- Всем добра.
Использована информация из открытых источников.