Коллективная западная авиа-историография штука предсказуемая и по-своему скучная. Достаточно сложно найти случаи откровенного «пинания» собственной (западной) авиатехники, даже если таковая по факту заслуживает подобного. Нелицеприятные отзывы участников событий если и приводятся в специализированной литературе, то быстро купируются лавиной реальных или мнимых достижений и «плюсов». Авторский коллектив Канала решил поправить данную трагическую недоработку, а первой и видимо последней жертвой был выбран Supermarine «Seafire» - трагикомичная палубная версия знаменитого и легендарного «Спитфайра».
На заглавной картинке, боксарте модели от «Kovozavody Prostejov», просто Supermarine «Seafire» Mk.IB из 885-ой эскадрильи Флота (885th NAS) с авианосца «Формидебл». Без какой-либо задней мысли и глубокомысленных выводов: сложно начинать «хэйтить» без должной подготовки.
А начиналось всё за здравие. Вполне разумное предложение получить для флота палубный истребитель, способный бороться со всей номенклатурой ЛА противника, носилось в воздухе еще до начала Второй Мировой. Идея обросла конкретикой в начале 1940 года, когда кому-то очень умному (но наивному) пришло в голову «оморячить» лучший из имеющихся британских истребителей, Supermarine «Spitfire»: не шибко затратно и быстро. Однако высшее руководство, в лице человека курящего, выпивающего и неприятного притом, Черчилля, дало от ворот поворот: такие полезные штуки, как «Спиты» были в дефиците и в ВВС, куда там «водоплавающим».
Вопрос вновь всплыл осенью 1941 года. На этот раз «Принимающие решения» прониклись к стенаниям Флота и для испытаний было передано несколько стареньких «Спитфайров» Mk.VB. Вернее, не столько для испытаний, сколько для оценки принципиальной возможности использования с авианосцев машины столь хлипкой для «палубы» конструкции, со столь коротенькими стойками шасси и длиннющим «носом-шнобелем». Вверху: первый переделанный прототип, взлетевший 7 января 1942 года, внизу он же во время испытаний на «Илластриесе» в мае 42-го.
Вердикт «палубных» испытаний был неутешителен: шасси самолёта совершенно не подходило для жесткой (читай, обычной) посадки на палубу и лучшим способом не угробиться было приземление машины сразу на «три точки», в противном случае истребитель начинал «скакать» и перепрыгивать тормозные тросы или банально ломались стойки шасси. В едва ли не главнейшую проблему записали длинную носовую часть, помноженную на низкую посадку пилота, ограничивающую видимость на посадочной глиссаде примерно до нуля. Из-за экстремальных режимов работы двигателя на взлёте, замена последнего следовала через 200 часов работы, а не через 500, как у наземных «Спитфайров». Сама по себе не самая простая операция осложнялась деформацией планера, особенно технологических лючков и панелей после «буханий» об палубу.
Если резюмировать, для полноценной эксплуатации нового «палубного истребителя» требовались пилоты очень высокой квалификации, а не «середнячки», но это были не последние плохие новости. Механизма складывания крыльев не было предусмотрено (совсем) и первые (да и вторые) «Сифайры» полноценно могли базироваться только на старых авианосцах «Аргус» и «Фьюриес» плюс «Индомитейбл» ( из-за наличия больших самолётоподъёмников). На других кораблях истребители загромождали палубу либо ютились на выносных рампах, как бедолаги, «Seafire» Mk.IB из 885-ой эскадрильи с «Формидебла» на средиземноморском фото от февраля 1943 года. Наличие на машинах не очень нужных в морских условиях противопылевых фильтров «Vokes» обычно объясняют наличием таковых на переданных ВВС «б/у-Спитах».
Тем не менее, несмотря ни на что, было принято волевое решение, что «добру», вернее, «Морскому Спитфайру», быть и с середины 42-го «апгрейд» прошли 166 поношенных «армейских Спитов» Mk.VB. Так появился Supermarine «Seafire» Mk.IB (почему именно такое название, а не «Sea Spitfire», по аналогии с «оморяченными» предшественниками, «Гладиатором» и «Харрикейном», доподлинно неизвестно. Говорят, одна дама предложила, а всем понравилось).
«Сифайры-IB» преимущественно пошли в учебные и около-учебные подразделения, отметившись в боевых условиях, насколько известно, только во время операции «Факел» в ноябре 42-го (высадке в Северной Африке) в составе 801-ой эскадрильи с борта авианосца «Фьюриес». На фото борт из 736-ой учебной эскадрильи, 1943 год: «Сифайр» был именно тем самолётом, для которого вечное «учиться, учиться и ещё раз не лениться» - не просто слова.
Технически, переделка заключалась в установке А-образного тормозного гака, узлов креплений к катапульте, локальных усилений фюзеляжа в районе заднего лонжерона и установке флотского радиооборудования. В сравнении с первозданным «Спитфайром-VB», машина потяжелела примерно на сто килограмм и со штатными двигателями, Rolls-Royce «Merlin» 45/46 по 1400 «лошадок», не сильно отличалась по ЛТХ от прародителя разгоняясь почти до 600 км/ч, став самым быстрым воевавшим «Сифайром» (правда «тропический фильтр», в случае наличия, срезал до 30 км/ч).
Такая, несвойственная для руководства авиации Флота (FAA) прыть на стезе освоения проблемной техники (на всё про всё –год) объяснялась достаточно просто: на дальнем горизонте замаячила перспектива прикрытия высадок на средиземноморские территории, занятые нехорошими ребятами (редисками), у которых (редисок) ожидалось наличие современных истребителей, вроде BF-109, и, по доброй традиции, выбора не было. На фото ровно тот же борт (Mk.IB б/н MB345) из «бедолаг» 885-ой эскадрильи с «Формидебла», только перекрашенный и в мае 43-го, а не в феврале. Насколько известно, во время высадки в Сицилии, в июле 43-го, все пять «Сифайров» на борту авианосца уже были модификации Mk.IIC.
Бедствие приняло промышленные масштабы, когда ранней осенью 42-го года стали поступать новые машины модификации Supermarine «Seafire» F Mk.IIC: «оморяченные» прямо на конвейере Спитфайры» Mk.VС. Кроме уже проверенных морских «фишек» предшественника, дополнительно усилили шасси, нижнюю часть фюзеляжа и установили бронеплиту под сиденьем пилота. «Улучшалки» вместе с более тяжёлым крылом «Type C» увеличили вес до почти двух с половиной тонн, что при тех же двигателях, что и у «Сифайра-IB», уменьшило скорость до 570 км/ч.
Уже в конце 42-го на новые самолёты стали устанавливать четырёхлопастный винт «Rotol» и маловысотную модификацию двигателя, «Merlin» 32, выдававшего на гора 1640 «лошадей» на высоте девятисот метров. Идеей-Фикс, катализатором которой выступили позорные инциденты, когда в Северной Африке пару раз не удалось догнать Ju-88, идущих «на бреющем», стал перехват низколетящих «вражин» и, конечно, улучшение взлётных характеристик. Получилась модификация «Seafire» LF Mk.IIC, в которую со временем переделали все выпущенные F Mk.IIC. Новаторский почин понравился: самолёт имел бешеную скороподъемность до высоты двух километров: 1400 м/мин и максимальную скорость … 545 км/ч на 5000 метрах (да, именно такая цифра, лучшей не нашлось и как ребята собирались воевать с «Густавами», решительно не понятно). На фото 43-го года Mk.IIC из 880-ой эскадрильи с авианосца «Индомитебл».
***Как при таких двигателях добивались таких «выдающихся результатов» - не спрашивайте, редакция Канала не знает.
Всего успели произвести 372 самолёта, тридцать из которых были переоборудованы в фоторазведчики «Seafire» LR Mk.IIC, несших две камеры F24, но сохранивших и вооружение. Боевой дебют «ранних Сифайров» состоялся в Северной Африке, в ноябре 42-го, где новые и перспективные истребители находились в составе четырёх эскадрилий (801-ой и 807-ой на «Фьюриесе», 880-ой на «Аргусе» и 885-ой на «Формидебле»). Все, кроме 801-ой, имели на вооружении модификацию F Mk.IIC, совершили сообща 180 боевых вылетов и заявили три воздушные (по одному D.520, Martin 167 и Ju-88) плюс четыре наземные победы. Потери составили двадцать одну машину, из которых по боевым причинам только три (один – ЗА, остальные вероятно на совести «Девуатинов» D.520).
Результаты первых «пострелушек» посчитали вполне обнадёживающими, закрыв глаза на «первые звоночки» с посадкой и «тихую аварийность», когда часть наличных машин из-за мелких повреждений, вроде сломанных от ударов о палубу лопастей, постоянно находилась в ремонте. Мало того, самолётик признали годным к эксплуатации с короткопалубных эскортных авианосцев. Подвеской под брюшком конформных ПТБ объемом 30 или 45 галлонов (140 или 200 литров) бодро планировали превратить удручающий радиус действия, позволявший фактически охранять только свой собственный авианосец, в «менее удручающий». На фото «Сифайр-IIC» из 885-ой эскадрильи с «Формидебла» в Гибралтаре. Начало 1943 года.
Скучное прикрытие высадки на Сицилии в июле 43-го (операция «Хаски») вроде бы подтвердило работоспособность креативной идеи, хотя никто особо и не скрывал, что наличие на «Индомитебле» трёх эскадрилий «морских Спитов», никак не защитивших свой авианосец от торпедного попадания с одиночной «Савойи» SM.79, объяснялось банальной нехваткой «Мартлетов». Гром грянул в сентябре, во время высадки в Италии, в Салерно (операция «Лавина» («Avalanche»)). Командование оптимистично полагало, что «зонтик» из палубных истребителей понадобится на день-два, а потом на захваченные полевые аэродромы будут переброшены наземные истребители с Сицилии, находившейся почти в 400 километрах от зоны высадки и жизнь наладится.
Для действа отряжались солидные силы: четыре эскортных и один легкий авианосец («Юникорн»), сведённые в так называемые «Force V», плюс пара «Броневиков» (эскадренных авианосцев, получивших своё почётное прозвище из-за бронированных палуб). По авиа-части, это составляло на круг сто двадцать один «Сифайр» (106 новеньких LF Mk.IIC и 15 F Mk.IIC), абсолютное большинство которых (сто один) базировалось на авианосцах из «V-форс». На фото вероятный победитель номинации «самый нарядный Си» из 809-ой эскадрильи с «Юникорна» (HMS «Unicorn»), участник захватывающих квестов на выживание у Салерно.
Средиземноморские вечера были романтичны и упоительны, противник ненавязчив (всего две заявки на Bf-109, но зато точно сбитый американский A-36A), погоды стояли прекрасные, ни ветерка, ни облачка, правда эпопея вместо одного дня затянулась на четыре, до 12 сентября 43-го. Экипажи «Сифайров» были упорны, совершив около восьмиста боевых вылетов, в меру терпеливы (патрулирование над зоной высадки длилось не более часа – на большее не хватало топлива) и мужественны, одним своим видом срывая козни коварных врагов, сбрасывающих бомбы и позорно покидающих поле брани, причём догнать не удавалось не только «мессера» с «фоками», но и Ju-88 с Do-217. И боевых потерь не было вовсе и всё бы замечательно, но во время посадок повреждения различной тяжести получили … семьдесят «Морских Спитов» из которых сорок два записали в потери (разбиты в хлам, утонули, списаны).
Виноватых долго искать не пришлось. Ими оказались (па-бам) ... неопытные пилоты, «выступившие на все деньги» на фоне безветрия и коротких палуб «шерстяных авианосцев», технически неспособных разогнаться выше 17-18 узлов и дать «посадочный ветер над палубой». Досталось и адмиралу Филипу Виану (Philip Vian), командовавшему «Force V», но никогда до этого не имевшему дела с авианосцами и не сумевшему организовать посадочный процесс. А сам «самолёт-Сифайр» вроде как хороший, только вот тормозной крюк сделать бы попрочнее…
Оргвыводы, повлекшие за собой испытания с намеренными краш-тестами и последующими рекомендациями, включая оптимальную высоту натяжения тормозных тросов над палубой, практически совпали с появлением в авиачастях первой «складной» модификации – версии истребителя с возможностью сложить крылья, Supermarine «Seafire» F Mk.III, о которой, как и о её захватывающих приключениях на Дальнем Востоке, речь пойдёт во второй части статьи, ибо если всё вместе и сразу, то с Китографией опус получается слишком громоздким.
Ну а теперь о прекрасном, но бесполезном: моделях ранних «Сифайров» в масштабе 1/72.
Итак, видимо по воле злобных маркетологов, только с начала двухтысячных производители додумались добавлять маленькую детальку для хвостовой части фюзеляжа (с посадочным крючком) к моделям «Спитфайра-V», чтобы получить «ранние Сифайры». Как это сделал в 90-х в своем коррекционном наборе британский заводчик всяких глупостей «Airvawes» для Фиксовского «Спита-VB»:
Правда это были «раритетные» издатели или издания, адресованные ну очень большим энтузиастам.
«Heritage Aviation Models» так подло поступил с моделью 1999 года «Spitfire» Mk.VB от «Italeri» и, пожалуйста, встречайте «Seafire» Mk.IB:
До того же самого, но позднее, додумался «Airfix» со своим «Spitfire» Mk.VС, в первозданном виде появившемся как «Mk.VB» в далёком 1976 году, со всеми вытекающими по качеству (NOVO-FROG, снова здравствуй):
Издание было дорогое, групповое (три модели включая «Seafire» Mk.IIC), тематическое («Да здравствует FAA!») и «клубное» (для членов клуба «Airfix»), то есть по определению редкое. Внутренний «траншейный» крой у модели был только на литнике с крыльями для модификации «Спитфайр» Mk.VC, выпущенном позднее. Остальное - внешний.
На фоне «выдающегося» качества таких китов упрощения уровня «просто добавь крючок» выглядели невинной шалостью.
На «безрыбье» поднял голову «Ужас, летящий на крыльях ночи», производители «гаражного ЛНД», австралийские самопальщики-самогонщики из «High Planes Models».
Правда ограничились только модификацией «Mk.IIC». Да и далеко не все стали бы выписывать с другого конца Света, а главное, собирать вот такое:
Хотя есть любители…
Теми же годами (2002-2003) датируется «смола» от чешской «CMR», выпускавшей не то, что всю линейку «Сифайров», а все-все-все «Спитфайры».
Не обошлось конечно и без Mk.IB с Mk.IIC.
На фото модель другой модификации, но всё это великолепие выглядело примерно вот так:
Насколько известно, такое счастье выпускается до сих пор.
Засилье «Постояльцев комнаты Страха в 1/72» закончилось в начале второго десятилетия нового века. Глоток свежего воздуха пришёл от чешских мастеров ЛНД-технологий (литья низкого давления). Причём практически одновременно сразу от двух.
Основой моделей «Admiral» выступила линейка «Спитов» от родственной компании «AZmodel», где «Пятерки» были представлены только субмодификацией «Mk.VB», и «Сифайры» были соответствующие, только «Mk.IB».
Было два выпуска, с тропическим фильтром и без такового, хотя пластик, естественно был одним и тем же. «Палубный», условно боевой вариант был только один, в статье он есть (б/н MB345).
Качество строго соответствовало эпохе, технологии (ЛНД) и традициям производителя: (простенько и дубоватенько), но ничего критичного.
Узел А-образного тормозного гака был дан травлёной пластиной – честно говоря, так себе решение. Зато проблему толстых задних кромок технично решили грамотным членением модели.
У одногодки от «Sword», примерно того же ЛНД-качества, наоборот, не было «Спита» Mk.VB, зато был «Mk.VC» (другое крыло, если что), соответственно и выпускали «Сифайр» Mk.IIC. Таким бесстыжим образом рынок и поделили.
Один из двух вариантов представлял «Зубастика» из под Салерно. Второй вариант (MB193) тоже есть в статье.
Модель «Sword» была несколько лучше детализована, и, скромному автору нравилась больше, чем «Адмирал» с его минимализмом.
Может просто автора «купили» смоляные стволы, входящие в комплект.
В 2016 году картельный сговор решила бесцеремонно разрушить чешская же фирма «Kovozavody Prostejov» запустив свою линейку «Спитфайров» (а с 2021 года и «Сифайров»). Правда пока дело ограничилось только модификацией «Mk.IB».
В трех выпусках прошлись по «обычным», «африканским» и «противопылевым» (заглавная картинка статьи) «Единичкам», перебрав большинство известных и популярных вариантов.
Если говорить об «африканском» наборе (KPM0241 – «Over Africa»), то во время операции «Факел» ноября 42-го некоторые «Сифайры» (в том числе с противопылевыми фильтрами) действительно несли американские ОЗ, а уж какие именно машины и из каких подразделений, вопрос интересный.
Автор в руках модель не держал, но судя по фото и сканам инструкции, и с деталировкой, и с качеством исполнения-литья всё заметно лучше, чем у предшественников: десять лет - очень большая технологическая фора.
На такой оптимистичной ноте, первая часть скандального расследования заканчивается.
Всем добра.
· Мнение авторского коллектива (если учитывать и кота) субъективно-предвзятое и может не совпадать с чем-то там.
· Летные данные выбраны авторским коллективом из открытых источников на своё субъективное усмотрение. Желающие могут нарисовать «Сифайру» (потяжелевшему «Спиту-Пятерке») и 640 км/ч (да, встречалось).
· Мнение автора о моделях авиатехники в масштабе 1/72 тоже чисто субъективное: автор оценивает и клеит «модельки» как умеет (кот с позором изгнан из авторского коллектива, так как считает, что без корректно масштабированного комплекта заводских чертежей конкретного ЛА, это всё профанация и ад израилев).
· Использована информация из открытых источников.