Вступление:
Есть споры, которые не закончатся никогда. И один из них — кто из двух титанов гитары более велик? С одной стороны — Джимми Пейдж, мистический стрелок в костюме дракона, чей гений превратил Led Zeppelin в монстров рока. С другой — Тони Айомми, Тёмный Лорд из Black Sabbath, который одним движением руки изобрёл хэви-метал.
Рациональный человек признает величие обоих. Но давайте будем честны: в глубине души каждый из нас выбрал свою сторону. Мы не будем просто перечислять их заслуги. Мы проведём настоящее расследование, разберём их наследие по косточкам и ответим на главный вопрос.
С чего всё началось? Чей дебют был настоящей революцией?
Чтобы понять, кто круче, вернёмся к самому началу. 1969 год, выходит дебютный альбом Led Zeppelin. 1970-й — выходит Black Sabbath. Если отбросить ностальгию и оценить их вклад «фунт за фунт», картина становится интересной.
Альбом Led Zeppelin — это, без сомнения, классика. Настоящий аттракцион, но по сути — это старый добрый блюз, которому добавили «волос на груди и более увесистые тестикулы». Это была эволюция.
А вот альбом Black Sabbath — это была революция. Настоящая черта, проведённая на песке. Это была территория, куда до Айомми никто не заходил. Его гитара звучала как коса Смерти и топала, как динозавр в водолазных ботинках.
Вердикт: Пейдж взял существующий жанр и довёл его до совершенства. Айомми создал совершенно новый звук с нуля. Если говорить о том, кто совершил больший прорыв, то первый раунд, без сомнения, за Тёмным Лордом.
Хорошо, а что насчёт риффов? У кого они бессмертнее?
Святые угодники, Пейдж умел сочинять риффы! Но, возможно, из-за того, что мы слишком часто слышали, как неумелые гитаристы в пабах пытаются сыграть «Black Dog» и «Whole Lotta Love», в его наследии осталось меньше «сока и шипения».
А вот риффы Айомми и сегодня звучат свежо и зловеще. Конечно, есть очевидные хиты вроде «Iron Man» и «Paranoid», но послушайте треки для ценителей — «Supernaut» или «Symptom Of The Universe». В них до сих пор чувствуется первобытная мощь.
Пока «Stairway to Heaven» вызывает у многих лишь стон от передозировки, можно легко представить, как самый угрюмый в мире человек насвистывает риффы Айомми даже в 2025 году.
Пейдж переписал книгу правил. Айомми написал совершенно новую книгу на другом языке.
Но кто из них был настоящим новатором, изменившим гитару навсегда?
Здесь битва становится по-настоящему жаркой. Оба были новаторами, но их подходы кардинально отличались.
Инновация Айомми была технической. Он — человек, который из-за производственной травмы потерял кончики пальцев, — изобрёл пониженный строй (drop-tune). На альбоме Master Of Reality (1971) он опустил строй своей гитары на полтора тона до зубодробительного C#. Этим он открыл ящик Пандоры, из которого вылезли все современные метал-группы, от Machine Head до Slipknot.
Инновация Пейджа была концептуальной. Он был не просто гитаристом. Он был продюсером, аранжировщиком и, что самое главное, — визионером. Он понимал, что для тотального доминирования нужны «свет и тень». Он мастерски сочетал нежнейший акустический перебор («Babe I’m Gonna Leave You») с монолитными риффами. Пейдж был архитектором целой вселенной. А ещё у него был грёбаный костюм дракона.
Риффы — это одно. А кто был лучше как солист?
В этом вопросе кроется фундаментальное различие между ними. Если вы — гитарный «зануда», который ценит чистоту исполнения, то Айомми часто оставляет Пейджа глотать пыль.
Многие соло Пейджа, например в «Heartbreaker», по современным меркам звучат немного неряшливо, по принципу «бей-надейся». В них есть «грязные» ноты, которые могут резать слух. В то же время винтажные соло Айомми, как в «Children Of The Grave», звучат невероятно уверенно и чисто даже на фоне современных виртуозов.
Но тут мы подходим к главному. Гений Пейджа был не в технической безупречности. Его сила — в чувстве. Послушайте живую версию «Since I’ve Been Loving You». Это не просто соло, это «оккультное призвание своего Святого Ангела-Хранителя». Это инстинктивный, идущий из самого сердца музыкальный поток. Пейдж не просто играл ноты — он через них транслировал чистую эмоцию.
И всё же, в чём их главное различие? Что решает этот спор?
В конечном счёте, выбор между ними — это выбор философии.
Тони Айомми — это скромный гений-изобретатель. Это «парень из соседнего дома», который до сих пор смущается, когда его называют отцом-основателем хэви-метала.
«Я ненавижу говорить о себе в таком ключе, потому что это выглядит самонадеянно, — пожимал он плечами в одном из интервью. — Мне становится немного неловко. То, что я придумал, — это просто то, что мне самому нравилось…»
Джимми Пейдж — это артист-мифотворец. Он прекрасно осознаёт свой статус «международного достояния» и сознательно окутывает себя «плащом мистики». Эта таинственность — неотъемлемая часть его наследия, которая только усиливает его магию.
Так кто же лучше? Ответ прост: смотря что вы ищете.
Если вам нужен Изобретатель, человек, который с нуля построил весь механизм тяжёлой музыки, ваш выбор — Тони Айомми.
Если вам нужен Волшебник, человек, который взял существующие элементы и превратил их в чистое, потустороннее искусство, ваш выбор — Джимми Пейдж.
Спор не будет решён никогда. И это прекрасно.